Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кореизская средняя школа имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым Рассмотрено на методическом объединении Прот. № 1 от 27.08.2024 г. Руководитель МО _______/Э.В. Баранова/ Согласовано замдиректора по УВР _______/ Л.М. Бурнацева/ Утверждено директор школы __________/О. В. Баранов Пр. №290 от 27.08.2024г. Рабочая программа по внеурочной деятельности курс «Я грамотей» для обучающихся 3-4классов на 2024 – 2025 учебный год ФГОС (НОО) педагог-психолог Мартемьянова Ольга Александровна 2024 г. Данная рабочая программа предназначена для 3-4 классов МБОУ «Кореизская СШ». Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение», 2011, примерной образовательной программы учебного курса «Я грамотей» (утверждена коллегией Минобразования Крыма Приказ №5/5 от 25.08.2017 ) По учебному плану МБОУ «Кореизская СШ» в 2024-2025 учебном году программа по внеурочной деятельности курс «Я грамотей» рассчитана на 1 год (3-4 классы), 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ГРАМОТЕЙ» ДЛЯ 3 -4 КЛАССА Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса «Я грамотей» в 3-4 классе Личностные результаты: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка; - уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; - интерес к языковой и речевой деятельности. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять цель и учебную задачу с помощью учителя; - понимать выделенные ориентиры действий; - высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Познавательные УУД : - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; - осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации; - понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения; - осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя). Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - принимать участие в диалоге; - задавать вопросы, отвечать на вопросы других; - принимать участие в работе парами и группами; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; - оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. Содержание программы 3-4-го класса Содержание программы (34 часа) Содержание программы отражает основные направления работы и включает следующие разделы: Раздел 1. Сказочное царство слов Беседа о красоте и богатстве народной речи. Устное народное творчество - показатель богатства русского языка, народной фантазии, мудрости народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок. Раздел 2. Путешествие в страну Слов .Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово». Раздел 3.Чудесные превращения слов Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка. Раздел 4.В гостях у слов-родственников. Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. Раздел 5. Добрые слова. о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. Занятие-беседа. Практическое занятие. Раздел 6.Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. Раздел 7. Новые слова в русском языке. Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка». Раздел 8.Итоговое занятие. Слова- антонимы. Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. Практическое занятие. Занятие –наблюдение. Творческое занятие Итоговое занятие КВН «Грамотей» Занятие-конкурс № п/п 1 Содержание курса Раздел 1. Сказочное царство слов Беседа о красоте и богатстве народной речи. Устное народное творчество показатель богатства русского языка, народной фантазии, мудрости народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок. Количество часов 2 Перечень УУД обучающихся проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. 2 Раздел 2. Путешествие в страну Слов. Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление словаря о грибах. тематического 4 - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. - подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения; Работа с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова». 3 Раздел 3. - осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя). 4 Чудесные превращения слов Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. - слушать собеседника понимать речь других; и - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. 4 5 Рассказ – загадка. Раздел 4. В гостях у словродственников. Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений словродственников. Раздел 5.Добрые слова. Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». 4 - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения; 4 - осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя). проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. Занятие-беседа. - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить Практическое занятие. 6 Раздел 6. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. соответствующие коррективы. 4 - слушать собеседника понимать речь других; и - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. 7 Раздел 7. Новые слова в русском языке. Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» 7 анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка». 8 Раздел 8. Словаантонимы. Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. 4 9. Итоговое занятие. Практическое занятие. Занятие – наблюдение. Творческое занятие Итоговое занятие 1 КВН «Грамотей» анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); Занятие-конкурс Тематическое планирование 3-4 класс № п/п Кол-во часов 1 Раздел 1.Сказочное царство слов . Беседа о красоте и богатстве народной 2 1. речи. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Раздел Раздел 2. Путешествие в страну Слов. Раздел 3 Чудесные превращения слов Раздел 4. В гостях у слов- родственников Раздел 5. Добрые слова .Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». 4 4 Раздел 6. Экскурсия в прошлое Раздел 7. Новые слова в русском языке. Раздел 8. Итоговое занятие. Слова- антонимы антонимами. 4 7 4 .Знакомство со 4 4 словами – Раздел 9. Практическое занятие. Занятие –наблюдение. 1 Итого: 34