МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОРЕИЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Рассмотрена на методическом объединении Прот. № 1 от 26.08. 2024 г. Руководитель Баранова Э.В. Согласована замдиректора по УВР ________Бурнацева Л.М. Утверждена директор школы _________ Баранов О.В. Пр. №293 от 27.08.2024 г. Рабочая программа по внеурочной деятельности курс «Функциональная грамотность» для обучающихся 1-4 классов ФГОС (НОО) на 2024 - 2025 учебный год учителя Кулыгина Людмила Петровна Свиридова Ирина Ивановна Макарова Зинаида Михайловна Новикова Елена Алексеевн 2024 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 1-4 классов МБОУ «Кореизская СШ» Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 1-4 классах составлена в соответствии с: пунктом 6 частью 3 статьи 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; ФГОС НОО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372. Письмом Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.07.2023 № 3980/01-14 Основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС), утверждённой приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 27.08.2024 г. № 290; Планом внеурочной деятельности начального общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ» Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ», утверждённым приказом от 29.08.2023 № 317. Планом внеурочной деятельности начального общего образования на изучение Функциональной грамотности в 1-4 классах отводится - 135ч. (1 час в неделю). 1 класс – 33 часа 2 класс – 34 часа 3 класс – 34 часа 4 класс – 34 часа В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить. Содержание программы – 1 класс (33 часа) № Раздел п/п 1 Читательская грамотность 2. Итого Математическая грамотность Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 Содержание В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. 2 Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические Итого 3. Креативное мышление 4. Финансовая грамотность 5. Естественнонаучная грамотность Итого Итого Итого 6. Глобальная компетентность Итого Итого 1 1 1 7 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про медведя, лису и мишкин мед. упражнения История со словом «дедушка». Рассказы по картинкам. За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик золото менял. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. В. Сутеев. Яблоко. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Комплексное задание «Найденыш» Комплексное задание «Мировой океан загрязняется» 2 33 Содержание программы 2 класс (34 ч) № Раздел п/п 1 Читательская грамотность 2. Итого Математическая грамотность Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 Содержание Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Про полевого хомяка. Про бобров. Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. 3 Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Итого 3. Креативное мышление 3. Финансовая грамотность Итого 1 8 1 1 2 1 1 Бобры строители. История со словом «фотоальбом». Рассказы по картинкам. 1 1 4. 5. Итого Естественнонаучная грамотность Итого Глобальная компетентность 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 1 Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Комплексное задание «Футбол и дружба» Комплексное задание «Случай в гостях» 1 Итого Итого Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. 2 34 Содержание программы 3 класс (34 ч) № п/п 1 Раздел Читательская грамотность Итого 2. Естественнонаучная грамотность Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 Содержание Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. 4 Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в науч исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в науч исследовательских дискуссиях; Практические упражнения 1 8 1 1 1 Итого 3. Финансовая грамотность 1 1 1 1 4. Итого Математическая грамотность 7 1 1 1 1 1 1 1 1 5. 6. Итого Глобальная компетентность 8 1 1 Итого 2 1 1 2 34 Креативное мышление Итого Итого Волшебный Магнит. Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Пенсия и социальные пособия. Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. Как сэкономить семейные деньги? Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в науч исследовательских дискуссиях; Практические упражнения. Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в науч исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Комплексное задание «Говорим на одном языке». Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?» История со словом «почта». Рассказы по картинкам. Содержание программы 4 класс (34 ч) № п/п 1 Раздел Читательская грамотность Итого Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Содержание Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство русской избы Предметы обихода русской избы История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России 5 Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в науч исследовательских дискуссиях; Практические упражнения 2. 3. 4. 5. 6. Естественнонаучная грамотность Итого Финансовая грамотность Итого Математическа я грамотность Итого Глобальная компетентност ь Итого Креативное мышление Итого Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 6 1 2 1 1 1 1 1 8 1 1 2 1 1 2 34 Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в науч исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в науч исследовательских дискуссиях; Практические упражнения В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Организуем экскурсию Отправляемся в путешествие. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в науч исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Комплексное задание «Экологичная обувь». Комплексное задание «Этичная одежда». История со словом «спички». Рассказы по картинкам. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; 6 - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; -овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; -умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; 7 - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»: - способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы); - овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях; - способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию; - способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ; - способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения; - способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола. Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»: - умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения; - практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки; - стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей. Тематическое планирование – 1 класс (33 часа) № Раздел п/п 1 Читательская грамотность 2. Итого Математическая грамотность Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 Содержание В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. 8 Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Итого 3. Креативное мышление 4. Финансовая грамотность 5. Естественнонаучная грамотность Итого Итого Итого 6. Глобальная компетентность Итого Итого 1 7 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 Про медведя, лису и мишкин мед. История со словом «дедушка». Рассказы по картинкам. За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик золото менял. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. В. Сутеев. Яблоко. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Комплексное задание «Найденыш» Комплексное задание «Мировой океан загрязняется» 2 33 Тематическое планирование 2 класс (34 ч) № Раздел п/п 1 Читательская грамотность 2. Итого Математическая грамотность Итого Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Содержание Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Про полевого хомяка. Про бобров. Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. 9 Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения 3. Креативное мышление 3. Финансовая грамотность Итого 1 1 2 1 1 История со словом «фотоальбом». Рассказы по картинкам. 1 1 Итого 4. Естественнонаучная грамотность Итого Глобальная компетентность 5. 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 1 Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Комплексное задание «Футбол и дружба» Комплексное задание «Случай в гостях» 1 Итого Итого Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. 2 34 Тематическое планирование 3 класс (34 ч) № п/п 1 Раздел Читательская грамотность Итого 2. Естественнонаучная грамотность Итого Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Содержание Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. 10 Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения 3. Финансовая грамотность 1 1 1 1 1 1 1 4. Итого Математическая грамотность 7 1 1 1 1 1 1 1 1 5. 6. Итого Глобальная компетентность 8 1 1 Итого 2 1 1 2 34 Креативное мышление Итого Итого Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Пенсия и социальные пособия. Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. Как сэкономить семейные деньги? Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения. Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Комплексное задание «Говорим на одном языке». Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?» История со словом «почта». Рассказы по картинкам. Тематическое планирование 4 класс (34 ч) № п/п 1 2. Раздел Читательская грамотность Итого Естественнонаучная Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 Содержание Формы внеурочной деятельности Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство русской избы Предметы обихода русской избы История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в науч исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Томат. Болгарский перец. Библиотечные уроки; Деловые беседы; 11 грамотность 3. 4. 5. 6. Итого Финансовая грамотность Итого Математическа я грамотность Итого Глобальная компетентност ь Итого Креативное мышление Итого Итого 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 6 1 2 1 1 1 1 1 8 1 1 2 1 1 2 34 Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. Участие в науч исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в науч исследовательских дискуссиях; Практические упражнения В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Организуем экскурсию Отправляемся в путешествие. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в науч исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Комплексное задание «Экологичная обувь». Комплексное задание «Этичная одежда». История со словом «спички». Рассказы по картинкам. 12