Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кореизская средняя школа имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым Рассмотрено на методическом объединении Прот. № 1 от 27.08.2024 г. Руководитель МО _______/Э.В. Баранова/ Согласовано замдиректора по УВР _______/ Л.М. Бурнацева/ Утверждено директор школы __________/ Баранов.О В ПР №290 от27.08.2024 Рабочая программа по внеурочной деятельности курс «Театральная студия» для обучающихся 1-4 классов на 2024 – 2025 учебный год ФГОС (НОО) педагог-психолог Мартемьянова Ольга Александровна 2024 г. 2 Данная рабочая программа предназначена для 1-4 классов МБОУ «Кореизская СШ». Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение», 2011, примерной образовательной программы учебного курса «Театральная студия» (утверждена коллегией Минобразования Крыма Приказ №5/5 от 25.08.2017) По учебному плану МБОУ «Кореизская СШ» в 2024-2025 учебном году программа по внеурочной деятельности курс «Театральная студия» рассчитана на 1 год (1-4 классы), 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. Задачи : -воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, формирование у ребенка самореализации и самопроявления в общении и в творчестве. Цель: -формировать навыки зрительской культуры поведения в театре; -развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся; -развивать воображение, выразительность речи; -пополнять словарный запас, образный строй речи; -формировать способность строить диалог друг с другом; -знакомить детей с терминологией театрального искусства; -развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников; -формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни; -развитие коммуникативной культуры детей. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты У учеников будут сформированы: -потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; -целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; -этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; -осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: -понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; -планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; -осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; -анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные -установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: -пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей; -проводить сравнение и анализ поведения героя; -понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; 3 -проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: -включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; -обращаться за помощью; -формулировать свои затруднения; -предлагать помощь и сотрудничество; -слушать собеседника; -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; -приходить к общему решению; -формулировать собственное мнение и позицию; -осуществлять взаимный контроль; -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Обучающиеся научатся: -читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; -выразительному чтению; -различать произведения по жанру; -развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; -видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; -сочинять этюды по сказкам; -умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение). Дети должны уметь: -выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц; -построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой; -придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие; -найти оправдание любой позе; -развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом; -рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего; -рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов; -двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом; -построить этюд в паре с любым партнером; -объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение; -поддержать диалог с партнером; -описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения),уметь дать истолкование этим эмоциям; -описать собственные эмоции; -интерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам; -удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12); -запомнить: свои места в течение 3-4 передвижений; расположение группы из 5 – 8 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены их места педагогом; текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения; знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 (с указанием форм организации и видов деятельности) 1-4 классы Раздел 1. « В начале было слово…» Слушание, чтение и рассказывание сказок. Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки без слов. Понятие «общение», говорить и слушать. Речевой этикет в различных ситуациях. Игры на дыхание и правильную артикуляцию. Сочинение небольших сказок и рассказов. Логика речи. Составление коротких рассказов. Стихи. Подбор простейших рифм. Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. Игры со словами. Интонация речи. Выражение основных чувств. Формы организации и виды деятельности: беседа, игра, работа в малых группах Раздел 2. Сценические действия и театральные игры Групповые сюжетно-ролевые игры. Элементы сценического действия. Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях. Упражнения, игры, этюды как сценические действия. Умение ориентироваться и размещаться на сцене. Построение диалога с напарником по заданной теме. Как заучить роль своего героя. Отработка дикции и чёткого произношения слов. Запоминание заданных поз и умение образно их передавать. Создание образов с помощью выразительных движений. Формы организации и виды деятельности: упражнения, игры, этюды как сценические действия, актёрский тренинг. Раздел 3. Основы театральной культуры Что такое театр? Виды театров. Рождение театра в России. Искусство скоморохов. Знакомство с видами кукольных театров. Театральное здание. Какой жизнью живет театр? Театральный билет. Зрительный зал. Мир кулис. Театральная афиша, театральная программка. История театральных афиш и театральных программок. Виды театрального искусства. Театральные профессии. Игра актёров. Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки. Спектакль – результат творческого труда многих людей. Посещение и просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Формы организации и виды деятельности: беседа, экскурсия, посещение спектакля, иллюстрирование, мастерская образа. Раздел 4. «Мы - актеры». Постановка спектаклей. Прочтение произведения, определение сюжетной линии. У каждого театра своя история. Выбор и распределение ролей. Работа над отдельными эпизодами. Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен. Генеральные репетиции всей пьесы. Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения. Посещение Филармонии. Формы организации и виды деятельности: инсценирование , работа в малых группах, постановка спектакля, выступление. Раздел 5. «Мы кукловоды» -постановка кукольных спектаклей Знакомство с видами кукольных театров. Посещение кукольного театра. Просмотр кукольных спектаклей с последующим обсуждением. Создание пальчиковых кукол. Проигрывание реальных и вымышленных сюжетов. Создание настольного театра. Конусные и варежковые куклы. Посещение кукольного театра. Кукольный театр из-за ширмы. Верховые куклы. Обучение вождению верховых кукол. Создание реквизита для кукольного театра: ширма, куклы, декорации. Распределение ролей, проигрывание отдельных сюжетов. Спектакль «Царевна – лягушка». Раздел 6. Постановка пьесы-сказки Работа над спектаклем по пьесе-сказке С.Я. Маршака «Кошкин дом». Раздел 7 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Раздел 8. Ритмопластика. Чувство ритма, быстрота реакции, координация движений. Ритмопластика. Создание образов с помощью жестов и мимики. 5 Раздел 9 Итоговое занятие. Наши результаты, достижения. Формы организации и виды деятельности: беседа, экскурсия, посещение спектакля, иллюстрирование, мастерская образа. № Количество Перечень УУД п/п Содержание курса часов обучающихся 1 Раздел 1 .Здравствуй театр. « В 2 потребность начале было слово…» сотрудничества со Слушание, чтение и рассказывание сверстниками, сказок. Виды говорения: диалог и доброжелательное монолог. Мимика и жесты. Сценки отношение к сверстникам, без слов. Понятие «общение», бесконфликтное поведение, говорить и слушать. Речевой этикет стремление прислушиваться в различных ситуациях. Игры на к мнению одноклассников; дыхание и правильную артикуляцию. Сочинение небольших сказок и рассказов. Логика речи. Составление коротких рассказов. Стихи. Подбор простейших рифм. Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. Игры со словами. Интонация речи. Выражение основных чувств. 2 3 . Раздел 2. Сценические действия и театральные игры Групповые сюжетно-ролевые игры. Элементы сценического действия. Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях. Упражнения, игры, этюды как сценические действия. Умение ориентироваться и размещаться на сцене. Построение диалога с напарником по заданной теме. Как заучить роль своего героя. Отработка дикции и чёткого произношения слов. Запоминание заданных поз и умение образно их передавать. Создание образов с помощью выразительных движений. Раздел 3 Основы театральной культуры Прочтение произведения, определение сюжетной линии. У каждого театра своя история. Выбор и распределение ролей. Работа над отдельными эпизодами. Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Создание декораций и костюмов. 4 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; 4 придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие; -найти оправдание любой позе; -развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом; -рассказать, чем 6 Закрепление мизансцен. Генеральные репетиции всей пьесы. Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения. Посещение Филармонии. Формы организации и виды деятельности: инсценирование, работа в малых группах, постановка спектакля, выступление. сегодняшний день отличается от вчерашнего; -рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов; -двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом; 4 Раздел 4. Мы - актеры». Постановка спектаклей Рифма. Ритм. Проговаривание рифмовок, скороговорок Импровизация игрдраматизаций. Театральная игра. Инсценировка пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 4 -рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов; -двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом; -построить этюд в паре с любым партнером; -объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение; 5 Раздел 5. Спектакль – результат творческого труда многих людей «Мы кукловоды» -постановка кукольных спектаклей. Выразительное чтение зарубежных сказок ( Г.Х. Андерсен, Ш. Перро и др). Репетиция танцевальных номеров. 4 -рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов; -двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом; -построить этюд в паре с любым партнером; -объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение; 6 Раздел 6. Постановка пьесы-сказки. Работа над спектаклем по пьесе-сказке С.Я. Маршака «Кошкин дом». 4 -читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; -выразительному чтению; -различать произведения по жанру; -развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; -видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; 7 7 Раздел 7 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. 7 Обучающиеся научатся: -читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; -выразительному чтению; -различать произведения по жанру; -развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; -видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; -сочинять этюды по сказкам; -умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение). Дети должны уметь: -выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц; -построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой; 8 Раздел 8. Ритмопластика. Чувство ритма, быстрота реакции, координация движений. Ритмопластика. Создание образов с помощью жестов и мимики.. 4 -читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; -выразительному чтению; -различать произведения по жанру; -развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; -видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; 9. Раздел 9 Итоговое занятие. Наши результаты, достижения. 1 Обучающиеся научатся: -читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; -выразительному чтению; -различать произведения по 8 жанру; -развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; -видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; -сочинять этюды по сказкам; -умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение). Дети должны уметь: -выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц; -построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой; № п/п Тематическое планирование для 1-4 класса Раздел 1 Раздел 1.Здравствуй, театр! « В начале было слово…» Кол-во часов 2 1. Диагностика творческих способностей воспитанников. 2. 3. 4. 5. 6. Раздел 2. Театральная игра. Сценические действия и театральные игры. «Сказка, сказка, приходи». Слушание, чтение и рассказывание сказок. Раздел 3. .Мы - актеры». Постановка спектаклей. Игры на развитие произвольного внимания, воображения, памяти. 4 Раздел 4. Рифма. Ритм. Игры на развитие наблюдательности Раздел 5. «Мы кукловоды» -постановка кукольных спектаклей .Спектакль – результат творческого труда многих людей. Выразительное чтение зарубежных сказок ( Г.Х. Андерсен, Ш. Перро и др). Репетиция танцевальных номеров. Этюды с воображаемыми предметами: выразительность жестов, эмоции и вежливое поведение. Раздел 6. Постановка пьесы-сказки. Работа над спектаклем по пьесесказке С.Я. Маршака «Кошкин дом». Импровизация игр-драматизаций. 4 4 4 4 9 7. 8. 9. Раздел 7. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Игры на развитие воображения детей, способности к пластической импровизации. Раздел 8. Ритмопластика. Чувство ритма, быстрота реакции, координация движений. Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? 7 Раздел 9. Итоговое занятие. Наши результаты, достижения 1 4