Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кореизская средняя школа имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым Рассмотрено на методическом объединении Прот. № 1 от 27.08. 2024 г. Руководитель ______ Баранова Э.В. Согласовано Утверждено замдиректора по УВР директор школы ___ Бурнацева Л.М. _______ Баранов О.В. Пр. № 290 от 27.08.2024 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности Творческая мастерская для обучающихся 5-7 классов базовый уровень ФГОС (ООО) на 2024-2025 учебный год учитель Заянчуковская Л.Н. 2024 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 5-7 классов МБОУ «Кореизская СШ» Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Творческая мастерская в 5-7 классов составлена в соответствии с: пунктом 6 части 3 статьи 28, статьей 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (с изменениями); ФОП ООО, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370; Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 25.06.2024 № 3886/01-14 Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС), утверждённой приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314; Изменениями в основной образовательной программе основного общего образования утверждённой приказом по школе от .08.202 г. № ; Планом внеурочной деятельности основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ» на 2024-2025 учебный год Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ», утверждённым приказом от 29.08.2023 № 317. Планом внеурочной деятельности основного общего образования на изучение «Творческая мастерская», в 5 классе отводится - 34 ч. (1час в неделю), в 6 классе отводится - 34ч. (1 час в неделю), в 7 классе отводится - 34 ч. (1 час в неделю). Содержание курса внеурочной деятельности 5 класс Введение Вводное занятие. Вводный инструктаж. Работа с природным материалом. Работа с бумагой (оригами). Изготовление ёлочных игрушек. Поделки из бросовых материалов. Пирография (выжигание). Выжигание как разновидности декоративного искусства. Показ изделий с элементами выпиливания и выжигания по древесине. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Распределение рабочих мест. П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Подготовка основы из древесных материалов: фанеры, пиломатериалов. Подготовка и перевод рисунка на основу. Работа над объектом по образцу. Выжигание. Выполнение задания по образцу. Прибор для выжигания. Технология выжигания. Организация рабочего места. Выбор древесных материалов с учетом особенностей рисунка. Отделка готового изделия прозрачными материалами. Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа). Выполнение работы в материале. Контроль качества изготовления изделия. Просмотр работ. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Рекомендации школьникам по самостоятельной творческой работе в летний период и последующие годы. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ. 6 класс Вводное занятие. Вводный инструктаж. Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Показ изделий с элементами выпиливания и выжигания по древесине. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Распределение рабочих мест. Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления). Ознакомление с породами и древесными материалами. Декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика. Подготовка основы для выпиливания. П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Подготовка основы из древесных материалов: фанеры, пиломатериалов. Подготовка и перевод рисунка на основу. Работа над объектом по образцу (по внешнему контуру). Выпиливание по внутреннему контуру. Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий при выпиливании по внутреннему контуру: шило, коловорот, дрель. Приемы работы. П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Работа над объектом по образцу: подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу; исполнение работы по внутреннему выпиливанию лобзиком. Выжигание. Выполнение задания по образцу. Прибор для выжигания. Технология выжигания. Организация рабочего места. Выбор древесных материалов с учетом особенностей рисунка. Отделка готового изделия прозрачными материалами. П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Подготовка основы для выжигания при работе по образцу. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание элементов рисунка. Приемы покрытия готового изделия лаками. Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию. Скрепление и соединение изделий из древесных материалов. Клеи при склеивании древесины. Инструменты и приспособления, применяемые при сборке и склеивании древесины. Чертежи изделия и отдельных его деталей. П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Выполнение задания по образцу с исполнением чертежей изделий, подготовкой рисунка для выжигания и выпиливания, исполнение изделия в материале . Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа). Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением. Приемы росписи элементов выжженного рисунка. П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Работа над эскизом творческого изделия. Создание чертежей и рисунков для выжигания на изделий. Изготовление деталей, сборка изделия на клею. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. Роспись и покрытие готового изделия лаком. Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа). Выполнение работы в материале. Контроль качества изготовления изделия. Просмотр работ. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Рекомендации школьникам по самостоятельной творческой работе в летний период и последующие годы. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ. 7 классы Вводное занятие. Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Показ изделий с элементами выпиливания и выжигания по древесине. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Распределение рабочих мест. Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления). Ознакомление с породами и древесными материалами. Декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика. Подготовка основы для выпиливания. П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Подготовка основы из древесных материалов: фанеры, пиломатериалов. Подготовка и перевод рисунка на основу. Работа над объектом по образцу (по внешнему контуру). Выпиливание по внутреннему контуру. Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий при выпиливании по внутреннему контуру: шило, коловорот, дрель. Приемы работы. П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Работа над объектом по образцу: подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу; исполнение работы по внутреннему выпиливанию лобзиком. Выжигание. Выполнение задания по образцу. Прибор для выжигания. Технология выжигания. Организация рабочего места. Выбор древесных материалов с учетом особенностей рисунка. Отделка готового изделия прозрачными материалами. П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Подготовка основы для выжигания при работе по образцу. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание элементов рисунка. Приемы покрытия готового изделия лаками. Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию. Скрепление и соединение изделий из древесных материалов. Клеи при склеивании древесины. Инструменты и приспособления, применяемые при сборке и склеивании древесины. Чертежи изделия и отдельных его деталей. П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Выполнение задания по образцу с исполнением чертежей изделий, подготовкой рисунка для выжигания и выпиливания, исполнение изделия в материале . Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа). Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением. Приемы росписи элементов выжженного рисунка. П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Работа над эскизом творческого изделия. Создание чертежей и рисунков для выжигания на изделий. Изготовление деталей, сборка изделия на клею. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. Роспись и покрытие готового изделия лаком. Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа). Выполнение работы в материале. Контроль качества изготовления изделия. Просмотр работ. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Рекомендации школьникам по самостоятельной творческой работе в летний период и последующие годы. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ. Планируемые результаты Личностные результаты: 1.Патриотическое воспитание: проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных. 2.Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции; осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий; освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. 3.Эстетическое воспитание: восприятие эстетических качеств предметов труда; умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов. 4.Ценности научного познания и практической деятельности: осознание ценности науки как фундамента технологий; развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки. 5.Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами; умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз. 6.Трудовое воспитание: активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей; умение ориентироваться в мире современных профессий. 7.Экологическое воспитание: воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой; осознание пределов преобразовательной деятельности человека. Метапредметные результаты: - умения планирования процесса созидательной и познавательной деятельности; - творческий подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия; - умение адекватно оценивать себя, свои способности; видеть связь между затраченными усилиями и достигнутыми результатами; - умение самостоятельно определять способы решения учебных, творческих, исследовательских и социальных задач на основе заданных алгоритмов; - умение продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать и выполнять коллективную работу, корректировать результаты совместной деятельности; - умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности. Предметные результаты в трудовой сфере: - владение методами творческой деятельности - знание моральных и правовых норм, относящихся к трудовой деятельности; - понимание роли трудовой деятельности в развитии общества и личности; - умение планировать технологический процесс с учетом характера объекта и применяемых технологий; - подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; - составление графической документации. Предметные результаты в познавательной сфере: - использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности; - владение базовыми понятиями и терминологией, умение объяснять их с позицией явлений социальной действительности; - приобретение опыта использования полученных знаний и умений при планировании и освоении технологических процессов обработки конструкционных материалов; - подбор материалов, инструментов, оснастки, оборудования в соответствии с технологической, технической и графической документации - владение методами творческой деятельности. Предметные результаты в ценностно-мотивационной сфере: - навыки согласовывать свои возможности и потребности; - ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда; - экономность и бережливость в расходовании времени, материалов, денежных средств, своего и чужого труда; - умение ориентироваться в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей, стремление быть активным участником процессов модернизации различных сторон общественной жизни; - уважение ценностей иных культур и мировоззрения. Предметные результаты в физиолого-психологической сфере: - развитие моторики, координации и точности движений рук при выполнении различных технологических операций и работе с ручными и механизированными инструментами и станками; - достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций; - развитие глазомера; - развитие осязания, вкуса, обоняния. Предметные результаты в эстетической сфере: - владение методами моделирования и конструирования; - навыки применения различных технологий технического творчества и декоративноприкладного искусства в создании изделий материальной культуры; - умение эстетически и рационально оснастить рабочее место с учетом требований эргономики и научной организации труда; - умение разработать проект изделия с учетом требований дизайна, эргономики и эстетики. Предметные результаты в коммуникативной сфере: - способность бесконфликтного общения; - желание и готовность прийти на помощь товарищу; - приобретение навыков конструктивного взаимодействия с людьми разных убеждений, с разными культурными ценностями и социальным положением; - умение работать в коллективе при выполнении практических и проектных работ с учетом интересов и возможностей всех участников трудового коллектива; - умение публично отстаивать свою точку зрения, выполнять презентацию и защиту проекта изделия, продукта труда или услуги. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов и просматриваются через взаимодействие с такими предметами: геометрией; иностранным языком; физикой; информатикой. Формы организации внеурочной деятельности --теоретические занятия; -- практические занятия; --- индивидуальный творческий проект; --- коллективные обсуждения; --- самостоятельная работа; --- выставка выполненных работ. Тематическое планирование 5-ые классы № п/п Название темы 1 2 Вводное занятие Работа с природным материалом «В чудесном лесу» Работа с бумагой «Бумажное чудо»(оригами) Изготовление ёлочных игрушек «Новогодняя сказка» Поделки из бросовых материалов «Остров ненужных вещей» Пирография (выжигание) Изготовление предметов на произвольную тему 2 4 Всего: 3 4 5 6 7 Количество часов В том числе Теоретические Практически занятия е занятия 2 1 3 4 1 3 4 1 3 4 1 3 7 9 1 1 6 8 34 8 26 2 4 В том числе Теоретические занятия 2 2 Практически е занятия 2 11 2 9 6 1 5 6 1 5 11 1 10 34 8 26 6-ые классы № п/п Название темы 1 2 Вводное занятие Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления) Выпиливание по внутреннему и внешнему контуру Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа) Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа) Изготовление предметов на произвольную тему Всего: 3 4. 4. 5 Количество часов 7-ые классы № Название темы Количество В том числе п/п 1 2 3. 4. 5 часов Вводное занятие Подготовка заготовок Изготовление деталей Сборка и отделка изделия Изготовление предметов на произвольную тему Всего: 1 4 11 7 11 Теоретические занятия 1 1 2 1 Практически е занятия 3 9 7 10 34 5 29