Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кореизская средняя школа имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым Рассмотрено на методическом объединении Прот. № 1 от 27.08. 2024 г. Руководитель ______ Баранова Э.В.. Согласовано замдиректора по УВР _______ Бурнацева Л.М. Утверждено директор школы _________ Баранов О.В. Пр. № 290 от 28.08.2024 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История государства российского» для обучающихся 9-Б класса базовый уровень ФГОС (ООО) на 2024-2025 учебный год учитель Филипенко Игорь Владимирович 2024 г. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 9-Б класса МБОУ «Кореизская СШ». Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «История государства российского» в 9-Б классе составлена в соответствии с: пунктом 6 части 3 статьи 28, статьей 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (с изменениями); ФОП ООО, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370; Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 25.06.2024 № 3886/01-14; Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС), утверждённой приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314; Изменениями в основной образовательной программе основного общего образования утверждённой приказом по школе от 27.08.2024 г. № 293; Планом внеурочной деятельности основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ» на 2024-2025 учебный год. Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ», утверждённым приказом от 29.08.2023 № 317. Планом внеурочной деятельности основного общего образования на изучение курса «История государства российского» в 9-Б классе отводится - 34 ч. (1 час в неделю). Содержание курса внеурочной деятельности Раздел 1. Войско древней Руси (3 часа) Княжеские дружины и «вои», вооружение, стратегия и тактика древнерусской рати. Крепостные оборонительные сооружения средневековой Руси, основные этапы развития русского архитектурно-строительного искусства. Роль лодейного флота в походах русских князей. Походы русских князей: балканские войны князя Святослава и князя Олега на Константинополь. Раздел 2. Развитие военного дела в XIII - XIV вв. (4 часа) Евпатий Коловрат - легендарный русский богатырь, герой борьбы против монголо-татарских завоевателей в 13 веке. Военное искусство Александра Невского в Невской битве и Ледовом побоище. Вооружение русских воинов: доспехи и холодное оружие. Дмитрий Донской и его войско в Куликовской битве. Раздел 3. Военное дело в период складывания централизованного государства (5 часов) История русского ручного огнестрельного оружия и зарождение артиллерии. Способы формирования, рода войск, вооружение, стратегия тактика и управление в Московском войске. Создание стрелецкого войска. Полки нового строя – попытка реорганизации войска по образцу западноевропейских армий. «Стояние на реке Угре». Военные походы Ивана Грозного – взятие Казани. 3 Раздел 4. Русская армия в XVIII веке (5 часов) Создание регулярной армии и флота. Военное искусство Петра Первого и его военачальников в сухопутных и морских сражениях Северной войны 1700 – 1721 гг. - сражения у деревни Лесной, Полтавская битва, сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Первый командующий российским флотом генерал-адмирал Ф.М.Апраксин. Раздел 5. Развитие русского военного искусства в конце XVIII – начале XIX веков (8 часов) Победы русской армии в войнах XVIII века. Семилетняя война. Русские полководцы и флотоводцы 18 века: Г.А. Потёмкин, П.А. Румянцев, Ф.Ф.Ушаков. «Наука побеждать» Александра Васильевича Суворова. Переход Суворова через Альпы. Русская армия времён наполеоновских войн. Полководческий талант М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Бородинская битва. Награды 18 -19 веков. Раздел 6. Армия России во второй половине XIX века (9 часов) Героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Флотоводец П.С. Нахимов. Стратегия и тактика флота 19 века. Парусное вооружение корабля XIX века. Русское стрелковое оружие 18 – 19 веков. Военная реформа 1874 года. Полководцы русско-турецкой войны 1877-78 гг. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий: Личностные: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - определить наиболее эффективные способы достижения результата; - вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Метапредметные: - овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия с поставленной задачей и условиями её реализации; - понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах – сообщение, эссе, презентация, проект, реферат и др.; - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией – анализировать и обобщать факты, составлять портреты исторических личностей, тезисы, формулировать и обосновывать выводы; - использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях. Предметные: - характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; - проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках – материальных, текстовых, изобразительных и т.д.; - рассказывать устно или письменно об исторических событиях, их участниках; 4 - раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; - приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; - представление в виде выступлений на занятиях внеурочной деятельности, эссе, презентаций результатов исследований; - анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции; - обсуждение результатов исследований, рефератов, проектов; - участие в викторинах, исторических конкурсах, фестивалях; - подготовка и обсуждение сообщений учащихся, подготовка и обсуждение электронных презентаций. Формы организации внеурочной деятельности С целью активизации изучения курса активно используются информационно-коммуникационные средства обучения: презентации, видеофильмы, материалы сети Интернет по курсу «История России». Основными видами учебных занятий являются лекции, беседы, семинары и самостоятельная работа обучающихся. В ходе изучения курса предполагаются следующие виды деятельности: - анализ биографии видных военачальников; - составление типологических таблиц: “Военные походы первых русских князей”, “Полководцы XVIII века” и т.п. - устные сообщения с последующей дискуссией, рефераты; - тактический разбор сражения; - работа с контурной картой. Работа с УМК предполагает как групповые занятия с обучающимися, так и индивидуальные. Большинство занятий носит игровой характер, выполняя их, подростки могут проявить свои творческие, организационные способности. На занятиях предполагается выполнение следующих видов заданий: анализ исторической литературы и исторических источников; анализ отрывков на исторические темы; творческие задания; эвристическая беседа, лекция; дискуссия (дебаты); практические работы, викторины. подготовка и обсуждение сообщений учащихся, фильмов на военные темы, презентаций и т.д., высказывания выдающихся военачальников. Формы подведения итогов: - творческие работы (рефераты, электронные презентации, исторические портреты); участие в городских, окружных, областных и всероссийских конкурсах. Основные формы контроля: - эссе; решение проблемных заданий; - творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты), оцениваемые по системе: зачет-незачет. Тематическое планирование № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Войско древней Руси. 1.1. Древнерусская рать. 1.2. «Да не посрамим земли русской». Балканские войны великого князя Святослава. Количе ство часов 1 1 5 1.3. «Он прибил свой щит на вратах Царьграда». Походы Олега на Константинополь. Итого по разделу Раздел 2. Развитие военного дела в XIII – XIV веках. 2.1. Русский богатырь - Евпатий Коловрат. 2.2. «И быть сеча велика» - Ледовое побоище. 2.3. «Мамаево побоище» - битва на Куликовом поле 2.4. Доспехи и холодное оружие русских воинов. Итого по разделу Раздел 3. Военное дело в период складывания централизованного государства 3.1. Рождение огнестрельного оружия. 3.2. Войско Московского государства в XV – XVII веках. Служилые люди в Московском войске. 3.3. «Стояние на реке Угре 8 октября– 11 ноября 1480 года» - тихая победа Ивана III. 3.4. Взятие Казани Иваном Грозным. Итого по разделу Раздел 4. Русская армия в XVIII веке. 4.1. Полки нового строя. 4.2. Армия и флот времён Петра I. 4.3. «Промедление смерти подобно» - сражение у деревни Лесной 28 сентября 1708 г. 4.4. Генерал-адмирал Ф.М.Апраксин. 4.5. «Ура! Мы ломим, гнутся шведы!» - реконструкция Полтавского сражения. Итого по разделу Раздел 5. Развитие русского военного искусства в конце XVIII – начале XIX веков. 5.1. «Русские прусских всегда бивали». Семилетняя война. 5.2. «Наука побеждать» А.В. Суворова. 5.3. Присоединение Крыма: «Генерал «Вперёд!» - сражение при Рымнике. Полководческий талант А.В. Суворова. 5.4. Флотоводец Ф.Ф. Ушаков. 5.5. «Русский штык прорвался сквозь Альпы» - Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. 5.6. Русская армия времён наполеоновских войн. 5.7. Полководец М.И. Кутузов. 5.8. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!». 5.9. Награды XVIII – начала XIX веков. Итого по разделу Раздел 6. Армия и флот России во второй половине XIX века. 6.1. Герои Севастополя. 6.2. Стратегия и тактика флота XIX века. Флотоводец П.С. Нахимов. 6.3. Парусное и артиллерийское вооружение корабля. 6.4. Русское стрелковое оружие XVIII – XIX веков. 6.5. Военная реформа 1874 года. 6.6. «Поддержите честь русского оружия» - форсирование Дуная во время Русскотурецкой войны 1877 – 1878 гг. 6.7. «Покажите себя в деле молодцами!» - Шипка и Плевна. 6.8. Викторина «Русское военное искусство». 6.9. «Ратные страницы истории Российского государства». Итого по разделу Итого 1 3 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 34 6