РП История государства российского 9 Внеурочная

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кореизская средняя школа
имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова»
муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым

Рассмотрено
на методическом
объединении
Прот. № 1 от 27.08. 2024 г.
Руководитель
______ Баранова Э.В..

Согласовано
замдиректора по УВР
_______ Бурнацева Л.М.

Утверждено
директор школы
_________ Баранов О.В.
Пр. № 290 от 28.08.2024 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«История государства российского»
для обучающихся 9-Б класса
базовый уровень ФГОС (ООО)
на 2024-2025 учебный год
учитель Филипенко Игорь Владимирович

2024 г.

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 9-Б класса МБОУ
«Кореизская СШ».
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «История государства российского» в 9-Б
классе составлена в соответствии с:
пунктом 6 части 3 статьи 28, статьей 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 287 (с изменениями);
ФОП ООО, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 370;
Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03
«О направлении методических рекомендаций»;
Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 25.06.2024 №
3886/01-14;
Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС),
утверждённой приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314;
Изменениями в основной образовательной программе основного общего образования
утверждённой приказом по школе от 27.08.2024 г. № 293;
Планом внеурочной деятельности основного общего образования (ФГОС) МБОУ
«Кореизская СШ» на 2024-2025 учебный год.
Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ»,
утверждённым приказом от 29.08.2023 № 317.
Планом внеурочной деятельности основного общего образования на изучение курса
«История государства российского» в 9-Б классе отводится - 34 ч. (1 час в неделю).
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Войско древней Руси (3 часа)
Княжеские дружины и «вои», вооружение, стратегия и тактика древнерусской рати. Крепостные
оборонительные сооружения средневековой Руси, основные этапы развития русского
архитектурно-строительного искусства. Роль лодейного флота в походах русских князей. Походы
русских князей: балканские войны князя Святослава и князя Олега на Константинополь.
Раздел 2. Развитие военного дела в XIII - XIV вв. (4 часа)
Евпатий Коловрат - легендарный русский богатырь, герой борьбы против монголо-татарских
завоевателей в 13 веке. Военное искусство Александра Невского в Невской битве и Ледовом
побоище. Вооружение русских воинов: доспехи и холодное оружие. Дмитрий Донской и его
войско в Куликовской битве.
Раздел 3. Военное дело в период складывания централизованного государства (5 часов)
История русского ручного огнестрельного оружия и зарождение артиллерии. Способы
формирования, рода войск, вооружение, стратегия тактика и управление в Московском войске.
Создание стрелецкого войска. Полки нового строя – попытка реорганизации войска по образцу
западноевропейских армий. «Стояние на реке Угре». Военные походы Ивана Грозного – взятие
Казани.

3

Раздел 4. Русская армия в XVIII веке (5 часов)
Создание регулярной армии и флота. Военное искусство Петра Первого и его военачальников в
сухопутных и морских сражениях Северной войны 1700 – 1721 гг. - сражения у деревни Лесной,
Полтавская битва, сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Первый командующий российским
флотом генерал-адмирал Ф.М.Апраксин.
Раздел 5. Развитие русского военного искусства в конце XVIII – начале XIX веков (8 часов)
Победы русской армии в войнах XVIII века. Семилетняя война. Русские полководцы и
флотоводцы 18 века: Г.А. Потёмкин, П.А. Румянцев, Ф.Ф.Ушаков. «Наука побеждать» Александра
Васильевича Суворова. Переход Суворова через Альпы. Русская армия времён наполеоновских
войн. Полководческий талант М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Бородинская
битва. Награды 18 -19 веков.
Раздел 6. Армия России во второй половине XIX века (9 часов)
Героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Флотоводец П.С. Нахимов. Стратегия и
тактика флота 19 века. Парусное вооружение корабля XIX века. Русское стрелковое оружие 18 –
19 веков. Военная реформа 1874 года. Полководцы русско-турецкой войны 1877-78 гг.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных
учебных действий:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- определить наиболее эффективные способы достижения результата;
- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера
ошибок;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству.
Метапредметные:
- овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также
находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия с
поставленной задачей и условиями её реализации;
- понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах – сообщение, эссе, презентация, проект, реферат и др.;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией – анализировать и
обобщать факты, составлять портреты исторических личностей, тезисы, формулировать и
обосновывать выводы;
- использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях.
Предметные:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках – материальных,
текстовых, изобразительных и т.д.;
- рассказывать устно или письменно об исторических событиях, их участниках;

4

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- представление в виде выступлений на занятиях внеурочной деятельности, эссе, презентаций
результатов исследований;
- анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей,
формулирование собственной позиции;
- обсуждение результатов исследований, рефератов, проектов;
- участие в викторинах, исторических конкурсах, фестивалях;
- подготовка и обсуждение сообщений учащихся, подготовка и обсуждение электронных
презентаций.
Формы организации внеурочной деятельности
С целью активизации изучения курса активно используются информационно-коммуникационные
средства обучения: презентации, видеофильмы, материалы сети Интернет по курсу «История
России». Основными видами учебных занятий являются лекции, беседы, семинары и
самостоятельная работа обучающихся. В ходе изучения курса предполагаются следующие виды
деятельности:
- анализ биографии видных военачальников;
- составление типологических таблиц: “Военные походы первых русских князей”, “Полководцы
XVIII века” и т.п.
- устные сообщения с последующей дискуссией, рефераты;
- тактический разбор сражения;
- работа с контурной картой.
Работа с УМК предполагает как групповые занятия с обучающимися, так и индивидуальные.
Большинство занятий носит игровой характер, выполняя их, подростки могут проявить свои
творческие, организационные способности. На занятиях предполагается выполнение следующих
видов заданий:
анализ исторической литературы и исторических источников;
анализ отрывков на исторические темы;
творческие задания;
эвристическая беседа, лекция;
дискуссия (дебаты);
практические работы, викторины.
подготовка и обсуждение сообщений учащихся, фильмов на военные темы, презентаций и т.д.,
высказывания выдающихся военачальников.
Формы подведения итогов:
- творческие работы (рефераты, электронные презентации, исторические портреты);
участие в городских, окружных, областных и всероссийских конкурсах.
Основные формы контроля:
- эссе; решение проблемных заданий;
- творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты), оцениваемые по
системе: зачет-незачет.
Тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Войско древней Руси.
1.1. Древнерусская рать.
1.2. «Да не посрамим земли русской». Балканские войны великого князя Святослава.

Количе
ство
часов
1
1

5

1.3. «Он прибил свой щит на вратах Царьграда». Походы Олега на Константинополь.
Итого по разделу
Раздел 2. Развитие военного дела в XIII – XIV веках.
2.1. Русский богатырь - Евпатий Коловрат.
2.2. «И быть сеча велика» - Ледовое побоище.
2.3. «Мамаево побоище» - битва на Куликовом поле
2.4. Доспехи и холодное оружие русских воинов.
Итого по разделу
Раздел 3. Военное дело в период складывания централизованного государства
3.1. Рождение огнестрельного оружия.
3.2. Войско Московского государства в XV – XVII веках. Служилые люди в Московском
войске.
3.3. «Стояние на реке Угре 8 октября– 11 ноября 1480 года» - тихая победа Ивана III.
3.4. Взятие Казани Иваном Грозным.
Итого по разделу
Раздел 4. Русская армия в XVIII веке.
4.1. Полки нового строя.
4.2. Армия и флот времён Петра I.
4.3. «Промедление смерти подобно» - сражение у деревни Лесной 28 сентября 1708 г.
4.4. Генерал-адмирал Ф.М.Апраксин.
4.5. «Ура! Мы ломим, гнутся шведы!» - реконструкция Полтавского сражения.
Итого по разделу
Раздел 5. Развитие русского военного искусства в конце XVIII – начале XIX веков.
5.1. «Русские прусских всегда бивали». Семилетняя война.
5.2. «Наука побеждать» А.В. Суворова.
5.3. Присоединение Крыма: «Генерал «Вперёд!» - сражение при Рымнике.
Полководческий талант А.В. Суворова.
5.4. Флотоводец Ф.Ф. Ушаков.
5.5. «Русский штык прорвался сквозь Альпы» - Итальянский и Швейцарский походы
А.В. Суворова.
5.6. Русская армия времён наполеоновских войн.
5.7. Полководец М.И. Кутузов.
5.8. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!».
5.9. Награды XVIII – начала XIX веков.
Итого по разделу
Раздел 6. Армия и флот России во второй половине XIX века.
6.1. Герои Севастополя.
6.2. Стратегия и тактика флота XIX века. Флотоводец П.С. Нахимов.
6.3. Парусное и артиллерийское вооружение корабля.
6.4. Русское стрелковое оружие XVIII – XIX веков.
6.5. Военная реформа 1874 года.
6.6. «Поддержите честь русского оружия» - форсирование Дуная во время Русскотурецкой войны 1877 – 1878 гг.
6.7. «Покажите себя в деле молодцами!» - Шипка и Плевна.
6.8. Викторина «Русское военное искусство».
6.9. «Ратные страницы истории Российского государства».
Итого по разделу

Итого

1
3
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
34

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».