Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кореизская средняя школа имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым Рассмотрено на методическом объединении Прот. № 1 от 27.08. 2024 г. Руководитель ______ Баранова Э.В. Согласовано Утверждено замдиректора по УВР ________ Бурнацева Л.М. директор школы _________ Баранов О.В. Пр. № 290 от 27.08.2024 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Аварийно – спасательное дело» для обучающихся 11 класса базовый уровень ФГОС (СОО) на 2023-2024 учебный год учитель Супрун Владимир Николаевич 2024 г. 2 Пояснительная записка Данная рабочая программа предназначена для 10 класса (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ» Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «АСД» в 10 классе составлена на основе: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции) - Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования (в действующей редакции); - Закона Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым» - ФОП СОО, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371; - Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; - Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 25.06.2024 № 3886/01-14 - основной образовательной программы среднего общего образования (ФГОС), утверждённой приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 27.08.2023 г. № 268 (с изменениями); - учебного плана среднего общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ», утверждённого приказом от 27.08.2024 года № 293; - положения о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ», утверждённого приказом от 17.05.2023 № 179/3. По учебному плану МБОУ «Кореизская СШ» в 2024-2025 учебном году на изучение курса внеурочной деятельности «АСД» в 10 классе отводится 34 часа (1час в неделю). Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса. Личностные результаты: Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира; Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 3 Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Метапредметные результаты: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы; Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметные результаты: Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством 4 осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; Формирование установки на здоровый образ жизни; Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции; Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; Умение оказывать первую помощь пострадавшим; Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из различных источников; Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Планируемые результаты изучения курса Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. В результате изучения данного курса обучающийся должен знать/понимать: - основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику; - правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера; - способы безопасного поведения в природной среде; уметь: - действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; - оказывать первую помощь при ожогах, переломах, ушибах, кровотечениях; - вести себя в чрезвычайных ситуациях и в местах большого скопления людей; - действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения; использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - обеспечения личной безопасности; - соблюдения мер предосторожности и правил поведения в ЧС; 5 - проявление бдительности, безопасного поведения при дорожном движении; - обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи. функции спасательной службы и законодательную базу по ней; специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия; принципы организации и порядок ведения АСР при различных ЧС; способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных условиях; основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений; приемы и средства оказания первой медицинской помощи; особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной локализации; основы передвижения по различной местности; основы выживания в различных климатических и природных условиях; технику безопасности при выполнении АСР; • свои индивидуально-психологические особенности; методы и приемы управления собственным состоянием; особенности психологического воздействия обстановки на людей при ЧС. уметь: ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу; применять и эффективно использовать спасательную технику, приборы, оборудование, СИЗ и средства связи: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; работать с компасом и картой, ориентироваться" на местности; контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС; применять приемы управления своим состоянием. иметь представление: об отечественном и зарубежном опыте ведения АСР в различных ЧС природного и техногенного характера; о природных явлениях региона; о процессе горения, пожаре и его развитии; об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах; об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС. Содержание учебного предмета 11 класс I. Общая подготовка История развития МПВО, ГО и МЧС Академия МЧС в России. Подготовка кадров для спасательных служб II. Чрезвычайные ситуации и ГО Общая характеристика ЧС и причины их возникновения Поражающие факторы и последствия ЧС техногенного характера ЧС природного характера ЧС и государство 6 Состав и задачи РСЧС Силы, средства и органы управления РСЧС ГО составная часть национальной безопасности страны Инженерная защита населения и территорий от ЧС Оповещение населения о ЧС Эвакуация населения в условиях ЧС Индивидуальные средства защиты граждан Медицинские средства индивидуальной защиты Аварийно-спасательные работы и их проведение Неотложные работы в очаге поражения Оказание медицинской помощи пострадавшим III. Организация поисково-спасательных работ Международная террористическая деятельность – и ее угроза России Виды террористической деятельности и терактов Нормативно-правовые акты противодействия терроризму и экстремизму Общегосударственное противодействие тероризму Поведение при возможной опасности взрыва Поведение при нападении с целью похищения Поведение при захвате в заложники IV. Основы ориентирования на местности Общие свединия об ориентировании в различных ситуациях Определение сторон горизонта по Солнцу и звездам Ориентирование и географическая проекция Определение сторон горизонта по Солнцу и зве здам Определение сторон горизонта по растениям и рельефу местности Определение сторон горизонта по растениям и рельефу местности Ориентирование во времени и пространстве Определение своего места нахождения и направления движения на местности Магнитный компас. Ориентирование и определение сторон горизонта по компасу. Определение азимута и движение по нему Измерение расстояния шагами. Линейные размеры и характеристика местных предметов V. Противодействие терроризму и экстремизму Международная террористическая деятельность – и ее угроза России Виды террористической деятельности и терактов Нормативно-правовые акты противодействия терроризму и экстремизму Поведение при возможной опасности взрыва Общегосударственное противодействие тероризму Поведение при захвате в заложники Поведение при нападении с целью похищения VI. Медицинская подготовка Первая медпомощь. Общие вопросы Методы и средства оказания медпомощи Первая медпомощь при переломах, ушибах, растяжениях Оказание первой медпомощи при кровотечениях Первая помощь при ожогах, тепловом и солнечном ударе Первая помощь при переохлаждении и обморожении Первая помощь при отравлениях и поражении электрическим током Первая помощь при острых кишечных заболеваниях Первая помощь при простудных заболеваниях Первая помощь при поражениях ОМП 7 Понятие об эпидемиологической обстановке Мед аптечка. Ее содержание и назначение Искусственное дыхание Непрямой массаж сердца Наложение повязок на голову и предплечье Наложение повязок на ноги и корпус тела Наложение шин на руки ноги Тематическое планирование 11 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 Наименование раздела Общая подготовка Чрезвычайные ситуации и ГО Организация поисково-спасательных работ Основы ориентирования на местности Противодействие терроризму и экстремизму Медицинская подготовка Всего Количество часов 1 8 7 6 4 8 34 Тематическое планирование Аварийно – спасательное дело № по порядку Наименование раздела Количеств о часов 1 2 3 Общая подготовка Основы аварийного выживания в дикой природе Основы ориентирования на местности 4 15 11 4 Основы здорового образа жизни 7 5 Пожарно-строевая подготовка (ПСП) 17 8 6 Защита населения в чрезвычайных ситуациях Всего часов 14 68