06.12.2021
Функциональная грамотность
Функциональная
грамотность — основа жизненной и
профессиональной
успешности выпускников!
Функциональная
грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности
способность к компетентному и эффективному действию, умение находить
оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической
деятельности, и воплощать найденные решения.
Указом
Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено
обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение
Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего
образования.
Формирование
функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной,
творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной
программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.).
Цель
программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением
лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания
текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического
и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в
международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Банк
тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
—
банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
основной школы (5-9 классы) по шести направлениям: математическая грамотность,
естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая
грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
—
открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
—
электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся и
учителей https://fg.resh.edu.ru/
Функциональная
грамотность включает в себя следующие компоненты:
Читательская
грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своей
цели, расширять свои знания и возможности и участвовать в жизни общества.
Математическая
грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она помогает людям
понять роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать
решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
гражданину.
Естественнонаучная
грамотность — способность использовать естественнонаучные знания для
постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественнонаучных
явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах в
отношении естественнонаучных проблем; понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать
осведомленность о влиянии естественных наук и технологий на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы жизни общества; проявлять активную
гражданскую позицию по вопросам, связанных с естествознанием.
Финансовая
грамотность — знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а
также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных
решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению
финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в
экономической жизни.
Глобальные
компетентности — способность критически рассматривать с различных точек
зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия
могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и
других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с
другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому
достоинству.
Креативное
мышление — способность продуктивно участвовать в процессе выработки,
оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных
(новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных
(действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового
знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного,
удивительного и т.п.) выражения воображения.
Полезные ресурсы
Функциональная
грамотность школьников
Общие
подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной
грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы
Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf
Мониторинг
формирования функциональной грамотности учащихся
Демонстрационные
материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии
образования»
Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php
Центр
оценки качества образования ИСРО РАО
Важнейшими
задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований
в области оценки качества образования; разработка научно-методического
обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка
качества образования в России и странах мира.
Ссылка: http://www.centeroko.ru/
СИПКРО.
Функциональная грамотность обучающихся
Методические
пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной
грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения
региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической
и естественнонаучной грамотности обучающихся
Ссылка: https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
Примеры
открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
Примеры
открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
Примеры
открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
Примеры
открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
Примеры
открытых заданий по читательской грамотности
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf