Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кореизская средняя школа имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым Рассмотрено на методическом объединении руководитель Пр. № 01 от 27.08. 2024 г. ______ Э.В. Баранова Согласовано замдиректора по ВР Утверждено директор школы Пр. № 290 от 27.08.2024 г. ________ Л.М. Бурнацева ________Баранов О.В. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для обучающихся 5-9 классов базовый уровень ФГОС (ООО) на 2024-2025 учебный год учитель Бубнова Антонина Ананьевна 2 2024 г. Пояснительная записка Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 5-9 классов МБОУ «Кореизская СШ» Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 5-9 классе составлена в соответствии с: пунктом 6 частью 3 статьи 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; ФГОС ООО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; ФОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370. Письмом Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.07.2023 № 3980/01-14 Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС), утверждённой приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314; Планом внеурочной деятельности основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ» Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ», утверждённым приказом от 27.08.2024 № 317. Планом внеурочной деятельности основного общего образования на изучение «Функциональная грамотность» в 5-9 классе отводится - 34ч. (1 час в неделю). Содержание курса ВВЕДЕНИЕ. О ШЕСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Читательская грамотность «Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в текст. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. 3 Математическая грамотность Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий. Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания. Естественно-научная грамотность Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA: «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: - научно объяснять явления; - демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования; - интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов». Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного 4 обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся. Финансовая грамотность Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» и «Основы финансового успеха». Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания. Глобальные компетенции Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество. Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения . Креативное мышление Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в 5 которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебноисследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления. Каждый модуль Программы предлагается изучать ежегодно в объеме 5 часов в неделю, начиная с 5 класса. Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. Курс «Функциональная грамотность» для 5—9 классов разработан с учётом возрастных особенностей обучающихся, ведь 11—15-летние подростки обретают частичную гражданскую дееспособность. С правовой точки зрения они вправе работать и распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков ориентироваться в мире финансов, развивать умения, необходимые для экономически грамотного поведения. Учащиеся 5—9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте происходит личностное самоопределение подростков, они переходят во взрослую жизнь, осваивая новую для себя роль взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, формировать не только умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно помочь подростку преодолеть страх перед взрослой жизнью и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. Основным умением, формируемым у учащихся, является способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения материальных проблем семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, чем в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи, особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенций поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, представленных как на электронных, так и на твёрдых носителях. Цель обучения: формирование основ функциональной грамотности среди учащихся 5—9 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др. Планируемые результаты обучения 6 6 Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Функциональная грамотность»: -осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства; -овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; -проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; -умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания; -понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. Метапредметные результаты изучения курса «Функциональная грамотность»: Познавательные -использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью; -умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей; -выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, -об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах; -установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием; -построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению); -умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами; -владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе). Регулятивные -анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей; -самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе; -проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; 7 8 -контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев; -применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные -умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики -семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе; -работая индивидуально и в группе, договариваться о распре- делении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; -умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; -умение осознанно использовать речевые средства в соответствующей задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности; -умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Функциональная грамотность». Предметные результаты изучения курса «Функциональная грамотность»: -владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс; -понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; -использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов; -применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; -умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; -определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; -расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Структура курса «Финансовая грамотность» Курс финансовой грамотности в 5—9 классах состоит из шести модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. Каждый модуль имеет определённую логическую завершён, целостное, законченное содержание: изучается конкретная сфера финансовых отношений и характерный для неё ряд финансовых задач, с которыми сталкивается человек в практической жизни. Для обобщения и закрепления усвоенного материала в конце каждого блока предлагается провести контроль знаний в форме проверочной работы, тестового контроля, презентации учебных достижений и т. д. Формы организации внеурочной деятельности 8 Лекция-беседа; практикум; занятие — презентация учебных достижений; знаний; самооценка (рефлексия); проект. контроль В тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения, а также количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения функциональной грамотности построен на основе системно-деятельностного подхода. Для реализации практикоориентированных методов обучения предлагаются занятия развивающего и текущего контроля знаний. Материалы для подобных занятий представлены в контрольных измерительных материалах (КИМ). Номер Название темы/блока темы/блок а Модуль 1 Естественно-научная грамотность «Как применяют знания?» Кол-во часов 5 Модуль 2 Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» 5 Модуль 3 Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» 6 Модуль 4 Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» 6 Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» Читательская грамотность «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» Модуль 5 Модуль 6 Итого 6 6 34 Тематическое планирование Используется система обозначений типов занятий: Л — лекция-беседа; П — практикум; ЗП — занятие — презентация учебных достижений; КЗ — контроль знаний; С — самооценка (рефлексия) 5 класс Номер занятия Название занятия Форма занятия Кол-во часов2 Модуль 1. Естественно-научная грамотность «Как применяют знания?» 1 Наука и технологии 2 Мир живого 3 1 1 Вещества, которые нас окружают Л/П Л/П 4 Наше здоровье Л/П 1 5 Заботимся о Земле Л/П 1 Тема 2. Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в 1 9 1 2 3 4 5 1 2 3 школе и в жизни» Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: - тематика и названия, слоганы, имена героев (ПС), - схемы, опорные конспекты (ВС), 1 Л/П Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: социальные инициативы и взаимодействия (СПр), Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия. Анализ моделей и Л/П ситуаций. Модели заданий: изобретательство и рационализаторство (ЕНПр). Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. Когда на уроке мне Л / П помогла креаивность? Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при решении школьных проблем. Л/П Использование имеющихся знаний для креативного решения учебных проблем. 1 1 1 1 Тема 3. Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» Л Путешествие и отдых Л/П Транспорт Л/П Здоровье 1 1 1 4 Домашнее хозяйство Л/П 1 5 В общественной жизни Л/П 1 6 В профессиях Л/П 1 Тема 4. Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» 1 Что такое семейный бюджет и как его построить 2 Как оптимизировать семейный бюджет Л/П 1 3 Финансовые риски и взвешенные решения Делаем финансовые вложения: как приумножить и не потерять Л/П 1 Собираемся за покупками: что важно знать Делаем покупки: как правильно выбрать товары Л/П 1 Л/П 1 4 5 6 1 Л/П Тема 5. Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» 10 Мы умеем дружить Общаемся с одноклассниками и живём интересно Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально компетентным? 1 2 3 4 Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать. Идея: на материале заданий «Покупаем новое» и «Не выбрасываем продукты» интеграция с финансовой грамотностью по теме «Покупки» 5 6 Л/П 1 С/П С/П С/П 1 1 1 С/П С/П 1 1 Тема 6. Читательская грамотность «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» 1 Путешествуем и познаём мир (путешествуем по России) Л/П 1 2 Работа над проектом (школьная жизнь) Л/П 1 3 Хотим участвовать в конкурсе (школьная жизнь) Л/П 1 4 По страницам биографий (Великие люди нашей страны) Л/П 1 5 Мир моего города (Человек и технический прогресс) Л/П 6 Человек и книга Л/П Итого 34 6 класс Номер занятия Название занятия Форма занятия Кол-во часов2 Модуль 1. Естественно-научная грамотность «Как применяют знания?» 1 2 Загадочные явления Мир живого 1 Л/П Л/П 1 3 Мои увлечения 4 Наше здоровье Л/П 1 5 Заботимся о Земле Л/П 1 1 2 Тема 2. Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия. Анализ моделей и Л/П ситуаций. Модели заданий: - тематика и названия, слоганы, имена героев (ПС), - схемы, опорные конспекты (ВС), Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: 1 1 1 11 3 4 5 1 2 социальные инициативы и взаимодействия (СПр), Учимся проявлять гибкость и беглость мышления Л/П 1 Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. Когда на уроке мне Л / П помогла креативность? Л/П Диагностика и рефлексия. Самооценка. 1 Тема 3. Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» Л Спорт Л/П Геометрические формы вокруг нас 1 1 1 3 Здоровый образ жизни Л/П 1 4 Домашнее хозяйство Л/П 1 5 В общественной жизни В профессиях Л/П 1 Л/П 1 6 Тема 4. Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» 1 Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи 1 Л/П 2 Как оптимизировать семейный бюджет 3 Какие бывают источники доходов Л/П 4 Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах Л/П 5 Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы» Л/П 1 6 Обобщение результатов работы, представление проектов, тестовый контроль Л/П 1 1 2 1 Тема 5. Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» Л/П Мы разные, но решаем общие задачи Узнаём традиции и обычаи и учитываем их в общении. С/П Соблюдаем правила. Участвуем в самоуправлении 1 1 1 3 Какие проблемы называют глобальными? С/П 1 4 5 6 Что значит быть глобально компетентным? Можем ли мы решать глобальные проблемы? Заботимся о природе С/П С/П С/П 1 1 1 12 Тема 6. Читательская грамотность «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» 1 Нас ждёт путешествие (путешествуем по России) Л/П 1 2 Открываем тайны планеты (изучение планеты) Л/П 1 3 Открываем мир науки (человек и природа) Л/П 1 Л/П 1 4 По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей страны) Мир моего города (человек и технический прогресс) 5 6 Наши поступки (межличностные взаимодействия) Л/П Л/П Итого 34 7 класс Номер занятия Название занятия Форма занятия Кол-во часов2 Модуль 1. Естественно-научная грамотность «Как применяют знания?» 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 Наука и технологии Мир живого Мои увлечения Вещества, которые нас окружают Заботимся о Земле Л/П Л/П 1 Л/П 1 Л/П 1 Тема 2. Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия. Анализ моделей и Л/П ситуаций. Модели заданий: - сюжеты, сценарии (ПС), - эмблемы, плакаты, постеры, значки (ВС), Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: Проблемы экологии (СПр), Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. Когда на уроке мне Л / П помогла креативность? От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания Л/П Диагностика и рефлексия. Самооценка. Л/П Тема 3. Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» 1 1 1 1 1 1 13 1 В домашних делах: ремонт и обустройство дома 2 На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения 3 4 Здоровый образ жизни Спорт Л 1 Л/П 1 Л/П 1 Л/П 1 5 В общественной жизни Л/П 1 6 В профессиях Л/П 1 Тема 4. Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» 1 1 Для чего нужны финансовые организации Л/П 2 1 3 Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций Какие бывают источники доходов Л/П 4 Какие бывают финансовые риски Л/П 5 Что такое финансовые пирамиды» Л/П 1 6 Обобщение результатов работы, представление проектов, тестовый контроль Л/П 1 Тема 5. Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» Л/П С чем могут быть связаны проблемы с общением 1 1 2 Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и соблюдая интересы друга 1 С/П 1 3 Какие проблемы называют глобальными? С/П 1 4 Что значит быть глобально компетентным? С/П 1 14 Можем ли мы решать глобальные проблемы? 5 Прошлое и будущее: способы решения глобальных проблем 6 С/П 1 С/П 1 Тема 6. Читательская грамотность «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» 1 Смысл жизни (я и моя жизнь) Л/П 1 2 Человек и книга Л/П 1 3 Открываем мир науки (человек и природа) Л/П 1 4 Л/П 1 5 По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей страны) Будущее (человек и технический прогресс) 6 Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) Л/П Л/П Итого 34 8 класс Номер занятия Название занятия Форма занятия Кол-во часов2 Модуль 1. Естественно-научная грамотность «Как применяют знания?» 1 2 1 Наука и технологии Мир живого Л/П 1 3 Мои увлечения Л/П 1 4 Вещества, которые нас окружают Л/П 1 Л/П 1 5 Заботимся о Земле Тема 2. Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» 15 1 2 3 4 5 1 2 3 4 Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: - сюжеты, сценарии (ПС), - эмблемы, плакаты, постеры, значки (ВС), 1 Л/П Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: Проблемы экологии (СПр), Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. Когда на уроке мне Л / П помогла креативность? От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания Л/П Диагностика и рефлексия. Самооценка. Л/П Тема 3. Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» Л В домашних делах: ремонт и обустройство дома На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения Здоровый образ жизни Спорт 1 1 1 1 1 Л/П 1 Л/П 1 Л/П 1 5 В общественной жизни Л/П 1 6 В профессиях Л/П 1 Тема 4. Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» 1 1 Для чего нужны финансовые организации Л/П 2 1 3 Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций Какие бывают источники доходов Л/П 4 Какие бывают финансовые риски Л/П 1 16 Делаем финансовые вложения: как приумножить и не потерять 5 Л/П 1 Л/П 1 Тема 5. Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» Л/П Социальные нормы – основа общения 1 Обобщение результатов работы, представление проектов, тестовый контроль 6 1 Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и соблюдая интересы друга 2 С/П 1 3 Какие проблемы называют глобальными? С/П 1 4 Что значит быть глобально компетентным? С/П 1 5 Можем ли мы решать глобальные проблемы? С/П 1 С/П 1 Прошлое и будущее: способы решения глобальных проблем 6 Тема 6. Читательская грамотность «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» 1 Смысл жизни (я и моя жизнь) Л/П 1 2 Человек и книга Л/П 1 3 Познание Л/П 1 4 Л/П 1 5 По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей страны) Будущее (человек и технический прогресс) 6 Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) Л/П Л/П Итого 34 9 класс Номер занятия Название занятия Форма занятия Кол-во часов2 17 Модуль 1. Естественно-научная грамотность «Как применяют знания?» 1 2 1 Наука и технологии Мир живого 1 3 Мои увлечения Л/П Л/П 4 Вещества, которые нас окружают Л/П 1 Л/П 1 5 1 2 3 4 5 1 Заботимся о Земле Тема 2. Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия. Анализ моделей и Л/П ситуаций. Модели заданий: - диалоги (ПС), - инфографика (ВС), Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: Личные действия и социальное проектирование (СПр), Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. Когда на уроке мне Л / П помогла креативность? От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания Л/П Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы Л/П Тема 3. Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» Л Социальные опросы 1 1 1 1 1 1 1 2 Измерения на местности Л/П 1 3 Здоровый образ жизни Л/П 1 Л/П 1 4 Интернет 18 5 6 Коммунальные платежи В профессиях Л/П 1 Л/П 1 Тема 4. Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» 1 1 Для чего нужны финансовые организации Л/П 2 1 3 Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций Какие бывают источники доходов Л/П 4 Какие бывают финансовые риски Л/П 5 6 1 2 3 4 5 6 1 Л/П 1 Л/П 1 Тема 5. Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» Л/П Какое общение называют эффективным 1 Делаем финансовые вложения: как приумножить и не потерять Обобщение результатов работы, представление проектов, тестовый контроль Общаемся в сетевых обществах, сталкиваемся со стереотипами, действуем сообща Какие проблемы называют глобальными? Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально компетентным? Можем ли мы решать глобальные проблемы? Прошлое и будущее: способы решения глобальных проблем С/П 1 С/П 1 С/П 1 С/П 1 С/П 1 Тема 6. Читательская грамотность «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» 19 1 Смысл жизни (я и моя жизнь) Л/П 1 2 Человек и книга Л/П 1 3 Познание Л/П 1 4 Самоопределение Л/П 1 5 Будущее (человек и технический прогресс) Л/П 6 Смыслы явные и скрытые Л/П Итого 34