Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кореизская средняя школа имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым Рассмотрено на методическом объединении Прот. № 01 от 27.08. 2024 г. Руководитель Баранова Э.В Согласовано зам. директора по ВР ______ Бурнацева ЛМ Утверждено директор школы _______ Баранов О.В Пр. № 290 от 27.08.2024 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности по крымоведению для обучающихся 5-9 классов базовый уровень ФГОС (ООО) на 2024-2025 учебный год учитель: Суглобова Светлана Петровна 2024 г. Пояснительная записка 2 Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 5 -9 классов МБОУ «Кореизская СШ» Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности крымоведение в5-9 классах составлена в соответствии с: пунктом 6 части 3 статьи 28, статьей 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (с изменениями); ФОП ООО, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370; Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 25.06.2024 № 3886/01-14 Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС), утверждённой приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314; Планом внеурочной деятельности основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ» на 2024-2025 учебный год Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ», утверждённым приказом от 29.08.2023 № 317. Планом внеурочной деятельности основного общего образования на изучение крымоведения в 5-9 классах отводится 170 учебных часов (по 1 часу в неделю); 5 кл. - 34 часа, 6 кл. - 34 часа, 7 кл. - 34 часа, 8 кл. - 34часа, 9кл-34часа Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Крымоведение» 5-9 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования по крымоведению для 5-9 классов, /авторы А.Н. Рудяков, А. В.Супрычев. Программа ориентирована на использование региональных учебников: Крымоведение. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.В. Супрычёв. – Симферополь: «Издательство «Наша школа»», 2017. – 128 с. Супрычев А.В. Крымоведение: 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.В. Супрычёв. – Симферополь: «Издательство «Наша школа»», 2018. – 128 с. Супрычев А.В. Крымоведение. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.В. Супрычёв. – Симферополь: «Издательство «Наша школа»», 2018. – 128 с. Супрычев А.В. Крымоведение: Физикогеографический обзор Крыма. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.В. Супрычёв. – Симферополь: «Издательство «Наша школа»», 2017. – 128 с. Супрычев А.В. Крымоведение: Социальный и экономико-географический обзор Крыма. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.В. Супрычёв. – Симферополь: «Издательство «Наша школа»», 2017. – 96 с., карты Содержание курса внеурочной деятельности 3 (5 класс-34ч) Введение в «Крымоведение» Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками и учебными дисциплинами. Источники краеведческой информации. Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым. История исследования Крымского полуострова. Особенности географического положения Крымского полуострова. Административные районы и города. Мой населенный пункт. Практикум. «Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». -Подготовка презентаций и сообщений». Практикум. «Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта. Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта. Раздел I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом» Тема 1. «По горам, по долам…». Рельеф и полезные ископаемые Крымского полуострова Рельеф. Знакомство с рельефообразующими процессами. Формы земной поверхности. Основные формы рельефа Крымского полуострова. Крымские горы. Геологические памятники. Крымский полуостров – «минералогическая сокровищница». Характерные минералы и горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики. Полезные ископаемые Крымского полуострова. Практикум. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. Описание рельефа своего района. Экскурсия на природу: «Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности». Тема 2. «У природы нет плохой погоды…» Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие. Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом. Признаки и народные приметы изменения погоды. Стихийные погодные явления. Практикум. Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц. Тема 3. «Вода – важнейший минерал на Земле» Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды. Реки Крыма. Гидрологические памятники. Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма. Практикум. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма. Тема 4. Почвы. Почва. Значение почв в природе и жизни людей. Свойства почвы. Плодородие почв. Факторы почвообразования. Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв. Тема 5. «Жизнь вокруг нас» Роль растений в природе и жизни человека. Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности. Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга. Животный мир Крыма и своей местности. 6 класс (34 часа). 4 Раздел I. «От древности – к современности: через годы, через расстояния.» Исторические страницы Крыма. Тема 1. История древнего человека в Крыму. Археологические памятники: стоянки первобытного человека. Киммерийцы. Тавры. Скифы. Сарматы. Тема 2. Раннесредневековая Таврика (до IV в. н.э.) Античные поселения и города-государства: Боспор, Херсонес. Тема 3. Средневековая Таврика (IV-XII вв.) Вторжение готов и гуннов. Византийская эпоха. «Пещерные города» и монастыри. Генуэзские фактории и крепости. Княжество Феодоро. Тема 4. Крымское ханство (XIII-XVIII вв.) Образование Крымского ханства. Особенности социально-политической жизни Крымского ханства. Тема 5. Присоединение Крыма к России (вторая половина XVIII в.) Русско-турецкие войны. Включение Крыма в состав России. Тема 6. Таврическая губерния (XIX в.) Крымская война (1853-1856 гг.). Героическая оборона Севастополя. Тема 7. Крым в XX в. Советский период развития Крыма. Великая Отечественная война. Города-герои: Севастополь и Керчь. Город воинской славы – Феодосия. Крымские партизаны. Тема 8. Крым на рубеже веков (конец XX в. – начало XXI в.) Автономная Республика Крым и г. Севастополь в составе Украины. Воссоединение Крыма и г. Севастополя с Российской Федерацией. Экскурсия в краеведческий музей или на близлежащие исторические (археологические) памятники. РАЗДЕЛ II. Крымская мозаика народов, культуры и искусства Тема 1. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!». Численность населения Крыма, своего района, населенного пункта. Основные демографические показатели и их динамика. Своеобразие этнического состава крымского населения. Тема 2. Особенности культуры и быта народов Крыма Особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма. Национальные костюмы, национальная кухня. Национальные легенды, сказки, песни, поговорки народов Крыма. Тема 3. Социо-культурный обзор. Крым литературный. Поэзия и проза, посвященные Крымскому полуострову. Выдающиеся поэты и писатели, жившие и творившие в Крыму. «Художественный портрет Крыма». Живопись и кинематограф, выдающиеся художники и режиссёры. Музыканты, композиторы и артисты. Театры, музеи, библиотеки и другие объекты культуры. Памятники культуры и архитектуры. Херсонес – объект Всемирного культурного наследия. Экскурсия в этнографический музей. Подготовка творческих проектов и презентаций. РАЗДЕЛ III. Хозяйственно-экологический обзор. Тема 1. Виды и приоритетные направления современной хозяйственной деятельности человека в Крыму. Экономический и природно-ресурсный потенциал Республики Крым. Приоритетные отрасли промышленности Крыма. Специализация сельского хозяйства Крыма. Основные отрасли. Рекреационный потенциал Крыма. Рекреационное хозяйство Крыма. «Зеленый туризм». 5 Виды транспорта. Основные транспортные магистрали. Аэропорты, вокзалы, морские порты. Предприятия и учреждения – «визитные карточки Крыма». Крупнейшие предприятия и учреждения своего района. Наиболее распространенные профессии. Представление знаменитых людей своего района, населенного пункта (подготовка сообщений и презентаций). Практикум. Нанесение на контурную карту основных объектов транспортной системы Крыма (путей сообщения, морских портов, аэропортов, трубопроводов и др.). Тема 2. Природоохранная деятельность. Негативные последствия хозяйственной деятельности человека для природы Крыма. Необходимость охраны окружающей среды. Природоохранные объекты Крыма. Красная книга. Практикум. Нанесение на контурную карту крупных природоохранных объектов Крымского полуострова. Практикум. Разработка правил природоохранного поведения. 7 класс (34 часа) «Крымская мозаика регионов» Программа рассчитана на 34 часа. Резервные часы предлагается использовать для углубленного изучения своего региона (населенного пункта). Введение Предмет, цели и задачи курса, источники знаний. Географическое положение и величина территории (района, города, села). Статус и значение населенных пунктов (административные, экономические, научные, туристические, рекреационные, культурные, культурно-исторические, духовные центры). Комплексное географическое районирование. Практикум. Нанесение на контурную карту административных районов, городов, своего населенного пункта. Работа с картами и знакомство с основами туризма. Виды карт, используемых в краеведении, основы ориентирования, компас, определение азимутов по карте и на местности, технология создания планов местности способами полярной и маршрутной съемки, картосхем, условные знаки. Основы туристической техники (установление палатки, укладка вещей, вязание узлов, виды переправ, оказание первой помощи), движение на местности по карте, правила безопасности во время экскурсии. Тема 1. Центральный Крым. Симферополь – столица Республики Крым, административный, промышленный, строительный, транспортный, научно-технический, культурный, инновационный центр. История образования и развития города. Природные условия. Архитектура и памятники истории. Крупнейшие предприятия и ВУЗы города. Объекты культуры. Выдающиеся люди города. Памятники природы. Святыни Симферополя. Симферопольский район, Красногвардейский район и Белогорский район – край живописных плодородных полей. Сельское хозяйство – основа экономики районов. Полезные ископаемые. Горный карст. Стоянки древних людей. Санаторно-курортный комплекс. Памятники природы и истории. Топонимика. Практикум.1Изучение особенностей географического положения города (района) и его влияния на природу и хозяйственную деятельность населения. 2. Составление таблицы «Этапы освоения, заселения и развития региона (города)». 3. Сообщения учащихся «Улицы города говорят…». Тема 2. Северный Крым. 6 Состав региона: г. Красноперекопск, г. Армянск, Красноперекопский район, Первомайский район, г. Джанкой и Джанкойский район. Географическое положение. Краткая история заселения, освоения и развития территории. Особенности природы. Залив Сиваш. Памятники культуры и природы. Джанкой – «исторические ворота» Крыма. Красноперекопск, Армянск – центры химической промышленности. Крупнейшие предприятия региона. Топонимика. Практикум 1Составление буклета «История основания города (района)». 2.Изучение особенностей географического положения города (района) и его влияния на природу и хозяйственную деятельность населения. Тема 3. Северо-Восточный Крым – крупнейший сельскохозяйственный регион. Географическое положение. Состав региона. Краткая история заселения, освоения и развития территории. Особенности природы. Сельскохозяйственная специализация. Историческое и культурное наследие Нижнегорского, Советского и Кировского района. Топонимика. Практикум. Презентация. Историческое наследие региона. Тема 4. Восточный Крым. Ленинский район Республики Крым – район двух морей. Природные условия и ресурсы. Грязевые вулканы. История заселения, освоения и развития территории. Особенности природы. Санаторно-курортный комплекс. Топонимика. Керчь – город-герой, один из древнейших городов полуострова, транспортный узел. Уникальность географического положения. Природные условия и ресурсы. Крупнейшие предприятия. Перспективы развития Практикум. 1.Изучение особенностей географического положения города (района) и его влияния на природу и хозяйственную деятельность населения. 2. Составление таблицы «Этапы освоения, заселения и развития города». 3. Презентация. Историческое наследие региона. Тема 5. Юго-Восточный Крым. Географическое положение. Состав региона. История заселения, освоения и развития территории. Феодосия – курортный и промышленный центр, город воинской славы. Уникальность и неповторимость территории: выровненные степные равнины, горы. Древний потухший вулкан Кара-Даг. Феодосийский залив. Крупнейшие предприятия города. Санаторно-курортный комплекс. Активные виды туризма. Памятники природы, культуры, истории. Судакский регион – традиционный центр виноградарства и виноделия. Судак - одно из самых популярных мест отдыха и оздоровления. Окаменевшие древние коралловые рифы. Исторические и природные достопримечательности. Топонимика. Тема 6. Южный Берег Крыма – центр туризма. Географическое положение. История заселения, освоения и развития территории. Уникальность природы региона. Заповедные территории и памятники природы. Большая Ялта и Алушта – крупнейшие курортно-рекреационные регионы Крыма. Памятники садово-паркового искусства. Крупнейшие предприятия. Выдающие деятели. Топонимика. Тема 7. Юго-Западный Крым. Географическое положение Бахчисарайского района. История заселения, освоения территории. Природные условия и ресурсы. Уникальные природные объекты. Хозяйственная деятельность населения. Активные виды туризма. Пещерные города и монастыри. Топонимика. Тема 8. Западный Крым. 7 Состав региона. Географическое положение. История заселения, развития территории Сакского района. Саки – древнейший курорт мирового значения. Богатство региона. Памятники культуры. Евпатория – отражение крупнейших исторических эпох. Природные условия и ресурсы. Евпатория – курортный, промышленный центр и транспортный узел. Практикум. 1. Изучение особенностей географического положения города (района) и его влияния на природу и хозяйственную деятельность населения. 2. Составление таблицы «Этапы освоения, заселения и развития города (района)». Тема 9. Северо-Западный Крым. Состав региона: Черноморский и Раздольненский районы. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности хозяйственной деятельности. Достопримечательности региона: филиал Крымского государственного заповедно-охотничьего хозяйства «Лебяжьи острова», региональный ландшафтный парк «Бакальская коса», месторождение поваренной соли - озеро Бакал. Топонимика. Тема 10. Севастополь как субъект Российской Федерации. Севастополь – город-герой. Географическое положение. История возникновения, освоения и развития. Особенности природы. Незамерзающий морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический, рекреационный и культурно-исторический центр. Хозяйственная деятельность населения. Резерв – 6 часов (углубленное изучение своего региона / населенного пункта) 8 класс (34 часа). Введение. Предмет, цели и задачи курса. Республика Крым – субъект Российской Федерации. Общие сведения. План изучения региона (страноведческий комплексный подход). Особенности физико-географического положения Крымского полуострова. Береговая линия. Практикум. Нанесение на контурную карту крупных объектов береговой линии (мысов, полуостровов, заливов), крайних точек, определение протяженности между ними. РАЗДЕЛ I. Особенности природных условий и ресурсов Крымского полуострова. Тема 1. Геологическая история, рельеф и полезные ископаемые. Геохронологическая таблица. Геологическая история и особенности тектонического строения Крымского полуострова. Происхождение Крымских гор. Эффузивный и интрузивный магматизм Крымского полуострова. Сейсмоопасные районы и неотектонические движения. Минералы и горные породы Крыма. Минералогические эндемики Крыма. Рельеф Крымского полуострова. Общий орографический план полуострова, территориальные различия. Современные экзогенные процессы и формы рельефа, создаваемые ими. Карст. Учет воздействия экзогенных процессов при ведении хозяйственной деятельности. Геологические памятники природы Крыма. Кара-Даг, Аю-Даг, Большой каньон Крыма и др. Минеральные ресурсы Крыма. Экологические проблемы, связанные с их разработкой. Практикум. Знакомство и определение минералов и горных пород Крыма. Практикум. Анализ тектонической и физической карт Крыма на установление взаимосвязей. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа. 8 Тема 2. Особенности климата Крымского полуострова. Климатообразующие факторы. Особенности климата Крымского полуострова. Территориальные различия климата. Стихийные и неблагоприятные погодные условия, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Практикум. Сравнение и анализ основных климатических показателей Крымского полуострова и других территорий мира, лежащих в тех же широтах. Практикум. Построение и анализ столбчатой диаграммы осадков, графика годового хода температур. Выявление и объяснение территориальных климатических различий полуострова. Тема 3. Внутренние воды. Поверхностные воды Крымского полуострова. Реки, особенности режима и питания. Лиманы и соленые озера. Водохранилища. Подземные воды. Источники минеральных вод. Оценка водных ресурсов. Экологические проблемы. Гидрологические памятники Крыма. Практикум. Сравнительная характеристика-описание двух-трех рек (по выбору учителя). Тема 4. Моря. Черное и Азовское моря. Особенности географического положения и рельефа дна. Гидрологический режим, климатические условия. Флора и фауна. Эндемичные виды. Экологические проблемы. Тема 5. Почвы. Почвы Крыма. Факторы почвообразования. Распространение основных типов почв и особенности условий их формирования. Рациональное использование земельных ресурсов. Тема 6. Особенности растительного и животного мира. Разнообразие видового состава, географические закономерности распространения растений и животных. Высотная поясность. Реликты. Эндемичные и исчезающие виды растений и животных. Красная книга. Экологические проблемы крымской биосферы. Практикум. Построение схемы высотной поясности северного и южного макросклонов Главной гряды Крымских гор. РАЗДЕЛ II. Ландшафтные комплексы Крыма. Тема 7. Физико-географическое районирование Крымского полуострова. Сочетание зональных и азональных факторов природной среды, влияющих на формирование ландшафтных комплексов. Главная гряда Крымских гор. Крымское предгорье (Внутренняя и Внешняя гряды). Крымское Южнобережное субсредиземноморье (ЮБК). Равнинно-степной Крым и Керченское мелкогорье. Заповедный фонд Крымского полуострова. Охраняемые территории. Практикум. Нанесение на контурную карту крупных единиц физико-географического районирования и заповедных территорий (на протяжении изучения раздела). 9 класс (34 часа). Введение Республика Крым – субъект административно-территориального устройства Российской Федерации. Общие сведения: административные границы, размеры территории, политическое устройство, геральдика и атрибутика. Понятия «Экономико-географическое положение» и «Политико-географическое положение» – как категории, изменяющиеся во времени. Особенности и своеобразие ЭГП и ПГП Крыма. 9 Современное административно-территориальное устройство Республики Крым. Особенности ЭГП своего района. Практикум. Составление планов-характеристик ЭГП и ПГП региона. Практикум Анализ картографического материала, определение положительных и отрицательных черт ЭГП и ПГП Крыма. Практикум Нанесение на контурную карту субъектов административно-территориального устройства Республики Крым. РАЗДЕЛ I. Природно-ресурсный потенциал Минеральные ресурсы Крымского полуострова: топливные ресурсы, рудные полезные ископаемые, нерудные полезные ископаемые: сырье для химической промышленности и строительной индустрии. Основные месторождения и районы добычи. Земельные и водные ресурсы. Рациональное природопользование. Рекреационные ресурсы. Защита проектов. Практикум Нанесение на контурную карту основных месторождений минерального сырья Крымского полуострова. РАЗДЕЛ II. Население и города Крыма Население Крыма: динамика численности, основные демографические показатели на рубеже XX-XXI столетий. Естественное движение населения. Механическое движение населения. Особенности национального и конфессионального состава населения Крыма. «Процветание в единстве!». Поло-возрастная структура населения. Трудовые ресурсы. Система расселения Крыма. Города, их функциональная структура, достопримечательности, музеи и памятные места. Города-побратимы крымских городов. Защита проектов. Практикум. Работа со статистическим материалом. Построение и анализ секторной диаграммы национального состава населения Крыма. Практикум. Составление экскурсионного маршрута по достопримечательным местам одного или нескольких городов Крыма. РАЗДЕЛ III. Хозяйственно-экологический обзор История хозяйственного освоения территории Крыма. Общая характеристика хозяйства Республики Крым. Основные экономические показатели. Отраслевая структура. Ведущие отрасли хозяйства и факторы, влияющие на их формирование и развитие. Основные тенденции модернизации отраслевой и территориальной структуры хозяйства после воссоединения Крыма с РФ. Характеристика топливно-энергетической базы и основных отраслей промышленности (машиностроение, химическая, легкая, промышленность строительных материалов). Принципы размещения. Крупные предприятия. Экологические проблемы отраслей. Сельскохозяйственное производство. Специализация растениеводства и животноводства. Территориальные различия в специализации. Пищевая промышленность. Рекреационное хозяйство. Проблемы и перспективы развития. Транспортная система, ее модернизация. Транспортные «артерии» Крыма, морские порты, аэропорты. Социальная инфраструктура, ее современная модернизация. Крым – крупный научно-образовательный и культурный центр. Выдающиеся ученые, работавшие в Крыму. Крупные научно-исследовательские институты, ВУЗы. Выдающиеся писатели, поэты, художники и деятели искусств, жившие и творившие в Крыму. Защита проектов: «Они прославили крымскую землю!» 10 Внутригосударственные и межгосударственные связи Республики Крым. Практикум Анализ и отражение на контурной карте отраслевой и территориальной структуры промышленности Крыма. Практикум. Анализ территориальных отличий специализации сельского хозяйства. Работа с контурной картой. Практикум Нанесение основных объектов транспортной системы Крыма. Раздел IV Экономико-географическая характеристика своего региона ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностным результатом обучения географическому краеведению является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Крымского полуострова: – ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Республики Крым). Представление о Республике Крым как неотделимой части России, её месте и роли в стране. Понимание неотделимости географического пространства республики от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению; – гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов. Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания, нацеленные на: – умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности; – умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности Личностные результаты освоения программы основного общего образования по крымоведению должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1.Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы своего края, ценностное отношение к достижениям своей Родины; ценностное отношение к историческому и природному наследию; уважение к символам России, своего края. 2.Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России и Крыма, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство). 3.Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также 11 поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды. 4.Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; 5.Ценности научного познания: овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников краеведческой информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 6.Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде. 7.Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; 8.Экологического воспитания: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Метапредметными результатами изучения курса «Крымоведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков; – умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; – умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД: – формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 12 – умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой. Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания: – осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира; – освоение системы краеведческих знаний о природе Республики Крым, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; – использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем; – использование карт для получения краеведческой информации. Коммуникативные УУД: – отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов. – понимание позиции другого в дискуссии. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Предметными результатами изучения курса являются следующие умения: -понимать роль различных источников краеведческой информации; - знать особенности природы, населения, хозяйства Крыма; - формулировать причины изменений, происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов; - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; -определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека; - понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Республики Крым; -определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем; -оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе; -приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Республики Крым; -находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Крыма; -составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации; - определять на карте местоположение объектов; -работать со статистическими данными; -формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде; - использовать географические знания для осуществления мер по охране природы; - формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Крыма. - знать выдающихся исследователей Крымского полуострова; 13 - знать особенности географического положения Крымского полуострова и своего города (района); особенности уникальной природы Крымского полуострова и своей местности; - знать основные этапы и ключевые события истории Крыма в контексте российской истории с древности до современности;- особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма; - знать виды хозяйственной деятельности и традиционные занятия населения; - показывать на карте территорию Крымского полуострова и крупные природные объекты Крыма, основные населенные пункты и пути сообщения; - работать с различными источниками знаний о природе, населении, истории своей местности; - оценивать вклад выдающихся людей в изучение, развитие и прославление своего края; - находить на карте наиболее известные природные объекты, памятники истории и культуры своей местности; - анализировать негативное влияние хозяйственной деятельности человека на природу Крыма; - излагать в устной и письменной форме полученные знания, участвуя в мини-конференциях, дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (рефераты, отчёты об экскурсиях, электронные презентации. Тематическое планирование внеурочной деятельности 5 класс № 1 2 3 4 5 6 7 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Название темы Введение «По горам, по долам» Рельеф и полезные ископаемые Крымского полуострова «У природы нет плохой погоды» «Вода- важнейший минерал на Земле» Почвы «Жизнь вокруг нас» Повторение Итого 6 класс Название темы Раздел1.Тема-1 «История первого человека в Крыму» Тема 2. Раннесредневековая Таврика Тема 3. Средневековая Таврика Тема 4. Крымское ханство Тема 5. Присоединение Крыма к России Тема 6. Таврическая губерния Тема 7. Крым в XX в Тема 8. Крым на рубеже веков Раздел 2.Т-1 «Я, ты, он, она – вместе дружная семья Тема 2 Особенности культуры и быта народов Крыма Тема 3 Социо-культурный обзор Раздел 3 Тема- 1. Виды и приоритетные направления современной хозяйственной деятельности человека в Крыму Тема 2. Природоохранная деятельность Повторение Итого Всего часов 7 8 5 5 2 5 2 34 Всего часов 2 1 2 2 1 1 2 1 3 4 5 5 3 2 34 14 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 № 1 2 3 4 5 7 класс Название тем Введение Работа с картами и знакомство с основами туризма Тема 1. Центральный Крым. Тема 2. Северный Крым Тема3.Северо-Восточный Крым – крупнейший сельскохозяйственный регион Тема 4. Восточный Крым Тема 5. Юго-Восточный Крым Тема 6. Южный Берег Крыма – центр туризма. Тема 7. Юго-Западный Крым. Тема 8. Западный Крым. Тема 9. Северо-Западный Крым. Тема10.Севастополь как субъект Российской Федерации Повторение Итого 8 класс Название тем Введение Раздел 1.Тема 1. Геологическая история, рельеф и полезные ископаемые. Тема 2. Особенности климата Крымского полуострова. Тема 3. Внутренние воды. Тема 4. М оря. Тема 5. Почвы. Тема 6. Особенности растительного и животного мира. Тема 7. Физико-географическое районирование Крымского полуострова. Повторение. Итого 9класс Название тем Введение. Природно-ресурсный потенциал. Население и города Крыма. Хозяйственно-экологический обзор. Экономико-географическая характеристика своего региона. Итого Форма проведения занятий. -Экскурсии -Практикум -Проектная деятельность -Викторины; игра -урок-презентация -Составление кроссвордов -Конференции Всего часов 2 2 6 5 2 2 2 1 2 2 1 1 6 34 Всего часов 2 9 5 3 2 2 4 5 2 34 Всего часов 4 4 6 15 5 34 15