Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кореизская средняя школа имени Героя Советского Союза П.П. Кулешова» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым Рассмотрено на методическом объединении Прот. № 1 от 27.08. 2024 г. Руководитель ______ Чишко М.А. Согласовано Утверждено замдиректора по УВР ________ Бурнацева Л.М. директор школы _________ Баранов О.В. Пр. № 290 от 27.08.2024 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Противопожарная подготовка» для обучающихся 10-11классов базовый уровень ФГОС (СОО) на 2024-2025 учебный год учитель Супрун Владимир Николаевич 2024 г. 1 Пояснительная записка Данная рабочая программа предназначена для 10 класса (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ» Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составлена на основе: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции) - Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования (в действующей редакции); - Закона Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»; - ФОП СОО, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371; - Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; - Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 25.06.2024 № 3886/01-14; - основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС), утверждённой приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 27.08.2023 г. № 268 (с ихменениями); - учебного плана основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ», утверждённого приказом от 27.08.2024 года № 293; - положения о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ», утверждённого приказом от 17.05.2023№ 179/3. По учебному плану МБОУ «Кореизская СШ» в 2024-2025 учебном году на изучение курса внеурочной деятельности «Противопожарная подготовка» в 10 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). 1. Планируемые результаты 1) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов; 2) развитие умений оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения по жарной безопасности; 3) развитие умений предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия; 4) развитие и совершенствование навыков оказания первой помощи; 5) применение на практике методов и форм противопожарной безопасности; 6) планирование профилактической деятельности с ровесниками и младшими школьниками; 7) использование методов получения знаний, характерных для социальных и исторических наук: объяснение, использование статистических данных; 8) реализация своих творческих способностей при проведении профилактической работы по ППБ: составлять сценарии, выполнять рисунки; 10) развитие умений убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитие им навыков пожаробезопасного поведения; 11) осознание своей ответственности за качество выполненного проекта; 2 12) развитие умений презентовать свою работу, участвовать в обсуждении – коллективной оценочной деятельности; 13) развитие умений проводить игры, беседы с детьми младшего возраста, взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы. 14) приобретение обучающимися знаний по технике безопасности и жизненно-важным навыкам; 15) формирование интереса к регулярным занятиям спортом, повышение спортивного мастерства; овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня. Личностные результаты освоения: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 3 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народовРоссии и мира, творческой деятельности эстетическогохарактера. Метапредметные результаты освоения: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 10) использовать речь для регуляции своего действия; 11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметно-информационная оставляющая образованности: Знать причины пожароопасных ситуаций в школе, дома, на природе; Знать основные правила пожарной безопасности; Знать назначение и оборудование пожарного щита; Знать телефон вызова пожарной охраны. Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности: 4 Умение правильно вызвать по телефону пожарную охрану; Умение предвидеть пожароопасные ситуации в школе и дома; Умение правильно и безопасно выходить из задымленной квартиры; Умение использовать первичные средства пожаротушения; Умение оказывать первую помощь пострадавшим при отравлении угарным газом и при ожогах. Ценностно-ориентационная составляющая образованности: Способность к принятию правильных решений в пожароопасной ситуации; Ответственное поведение и осознание ценности жизни человека при соблюдении правил пожарной безопасности; Бережное отношение к окружающей природе. Содержание учебного предмета 10 класс 1. Пожар и его развитие (9 ч.) Понятие пожара и явления его сопровождающие. Классификация огнетушащих веществ. Механизм прекращения горения. Силы и средства пожарной охраны. Основы организации тушения пожаров. Содержание и сущность боевых действий. Выезд и следование на пожар. Разведка пожара. 2. Спасание людей на пожаре (7 ч.) Организация спасательных работ на пожаре. Боевое развертывание. Техника безопасности при тушении пожара. Основы управления силами и средствами на пожаре. Руководитель тушения пожара. 3. Тушение пожара (12 ч.) Оперативный штаб на пожаре. Боевые участки и тыл на пожаре. Общая подготовка личного состава пожарной охраны МЧС. Формы и методы тактической подготовки. Методика психологической подготовки личного состава. Противопожарное водоснабжение. Наружное водоснабжение объекта. Внутреннее водоснабжение объекта. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на автоцистерне и его назначение. Газодымозащитная служба на пожаре. 4. Связь и тыл на пожаре (6 ч.) Организация связи на пожаре. Служба тыла на пожаре и ее задачи. Центральный пункт пожарной связи. Работа специальных служб на пожаре. Внутренний распорядок дежурного караула. 11 класс I. Основы прекращения горения Зоны и стадии пожара. Газообмен на пожаре. Охлаждающие и изолирующие огнетушащие вещества. Тактические возможности отделений на основных пожарных автомобилях II. Организация тушения пожаров Назначение, задачи и состав гарнизона. Организация службы в гарнизонах ПО. Классификация боевых действий на пожаре. Выезд, следование на пожар. Организация и проведение разведки. Очередность спасания пострадавших. Способы спасания людей на пожаре. Проведение предварительного развертывания. Проведение полного развертывания. Правила ТБ при тушении пожаров III. Управление силами и средствами на пожар Сила и средства на пожаре. Руководитель тушения пожара. Организация боевых участков и тыла. Организация оперативного штаба 5 IV. Тактическая и психологическая подготовка Методика проведения занятий по тактической подготовке. Занятие по решению пожарнотактической задачи (ПТЗ). Общие вопросы психологической подготовки . Занятие на психологической полосе и полигоне V. Противопожарное водоснабжение Общие сведения о противопожарном водоснабжении. Наружное водоснабжение Кореизской СШ. Внутреннее водоснабжение Кореизской СШ VI. Работа специальных служб на пожаре Автомобиль первой помощи на базе ГАЗЕЛЬ. Автомобиль первой помощи на базе КАМАЗ. Общие вопросы и задачи газодымозащитная служба (гдзс). Назначение, устройство и характеристики аппарата «Омега – С». Организация связи на пожаре. Работа центрального пункта пожарной связи Ялтинского гарнизона. Организация тыла на пожаре. Пожарные роботы и робототехика Тематическое планирование 10 класс № по порядку Наименование раздела Количеств о часов 1 2 3 Пожар и его развитие Спасание людей на пожаре Тушение пожара 9 7 12 4 Связь и тыл на пожаре 6 Всего часов 34 11 класс № по порядку Наименование раздела Количеств о часов 1 2 3 Основы прекращения горения Организация тушения пожаров Управление силами и средствами на пожар 5 10 4 4 Тактическая и психологическая подготовка 4 5 Противопожарное водоснабжение 3 6 Работа специальных служб на пожаре 8 Всего часов 34 Список литературы 6 «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» 1. Безопасность в быту. Пожары. В криминальной среде. Наркомания и суицид. Безопасность здоровья. Экология и здоровье. Безопасность: организация и управление //Библиотека журнала "Основы безопасности жизнедеятельности".-2006.-№2.-С.83-200. 2. Уроки безопасности и уроки без опасности/И. Бутенко //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№9.-Статьи 3. День знаний - и день безопасности/М. Быстрова / Гражданская защита.-2006.-№9.-С.55-56. 4. Не пускайте Красного Петуха в дом/М. Васильев / Основы безопасности жизнедеятельности.2004.-"12.-С.9-11. 5. Пожарные во Франции/ А. Воробейчиков, А. Захаров //Гражданская защита.-2005.-№9.-С.35. 6. Гринин и взрывная безопасность/ / Гринин жизнедеятельности: Учеб. пособие/ , .-М., 2002.С.95-1я73 Г85 7. "Мы первыми приходим на помощь". Как работать с населением/ В. Гуржей //Основы безопасности жизнедеятельности.- 2005.-№9.-С.50-54. 8. Государственный пожарный надзор в современных условиях/ Ю. Дешевых, В Волков //Гражданская защита.-2006.-№3.-С. 15-17. 9. Творческий подход приветствуется. Дружины юных пожарных: создание и работа/Л. Дмитриева //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№6.-С.33-54. 10. Оценка пожарной опасности в образовательных учреждениях/В. Ефимов //Основы безопасности жизни.-2004.-№5/май/ - С.45-49. 11. Пожарная безопасность образовательных учреждений/В Ефимов //Основы безопасности жизни.-2004.-№7.-С.31-34.