МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОРЕИЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.П. КУЛЕШОВА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Рассмотрено на методическом объединении Прот. № 1 от 27.08.2024 г. Руководитель ______ Баранова Э.В. Согласовано Утверждено замдиректора по УВР директор школы ________ Бурнацева Л.М. _________ Баранов О.В. Пр. № 290 от 27.08.2024 г. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больным» для обучающихся 10-11 классов на 2024-2025 учебный год учитель Супрун Владимир Николаевич 2024 г. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа предназначена для 10-11 классов (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ» Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больным» в 10-11 классах составлена на основе: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции) - Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования (в действующей редакции); - Закона Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»; - ФОП СОО, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371; - Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; - Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 25.06.2024 № 3886/01-14; - основной образовательной программы среднего общего образования (ФГОС), утверждённой приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 27.08.2023 г. № 268 (с изменениями); - учебного плана среднего общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ», утверждённого приказом от 27.08.2024 года № 3293; - положения о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ», утверждённого приказом от 17.05.2023 № 179/3. По учебному плану МБОУ «Кореизская СШ» в 2024-2025 учебном году на изучение курса внеурочной деятельности «Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больным» в 10-11 классах отводится 34 часа (1час в неделю). Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта сред- него общего образования (далее — ФГОС СОО), ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Федеральной основной образовательной программы среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности . Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС СОО во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами. Обучение медицинским знаниям со школьного возраста, кроме приобретения нужных навыков, позволяет обучающимся со- прикоснуться с профессией медицинского работника и помогает в профессиональном самоопределении . Таким образом, обучение в средней школе является мощным ресурсом в системе подготовки граждан к оказанию первой помощи и уходу за больным, так как в школе закладываются знания и стереотипы поведения, используемые выпускниками в течение всей последующей жизни. Цели и задачи изучения курса Целью курса является получение обучающимися знаний и навыков по оказанию первой помощи, основам преподавания первой помощи и основам ухода за больным, 3 ориентирование старшеклассников в вопросах медицинских знаний и в нюансах профессии медицинского работника. В рамках реализации этой цели курс содействует решению следующих образовательных задач: - способность выявлять состояния, при которых оказывается первая помощь; - способность выполнять мероприятия по оказанию первой по- мощи; - формирование умения эффективно действовать в критических для жизни человека ситуациях; - формирование навыков оказания первой помощи; - формирование навыков проведения теоретических и практических занятий по оказанию первой помощи; - формирование основных навыков ухода за больным; - знакомство с медицинской профессией с самых азов; - знакомство с некоторыми практическими навыками, необходимыми каждому медицинскому работнику; - изучение основ работы медицинской организации; - воспитание высокой ответственности, чувства долга, морали, гуманизма, чуткого и внимательного отношения к больным людям. Планируемые результаты изучения курса Данный курс характеризуется широким спектром воздействия на целостное развитие личности. В число общечеловеческих ценностей, определяющих содержательное наполнение, входят: воспитание высоконравственных, ответственных, неравно душных граждан, мотивированных на оказание первой по мощи; воспитание активной, мыслящей личности, способной бережно относиться к своему здоровью и здоровью и жизни других людей; развитие целеустремлённости и уверенности в себе, терпимого и уважительного отношения к окружающим, готовности продуктивно взаимодействовать в процессе коллективной деятельности, нести ответственность за порученное дело и взятые обязательства. Индивидуально значимые ценностные ориентации учебного содержания примерной рабочей программы связаны с направленностью на: формирование навыков оказания первой помощи пострадавшему; формирование знаний и навыков по основам ухода за больным; Личностные, метапредметные и предметные результаты Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным и предметным), которые должны демонстрировать выпускники по завершении обучения в средней школе. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в российском обществе правилами и нормами поведения. Гражданское воспитание: сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни; воспитание гражданской идентичности: уважения к многонациональному народу России, чувства ответственности перед другими людьми, гордости за свой край; формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. Патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота; готовность к служению Отечеству, его защите. Духовно-нравственное воспитание: сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий; ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества. Физическое воспитание: осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае необходимости . Трудовое воспитание: готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности; готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональную деятельность; Экологическое воспитание: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета, должны отражать овладение универсальными учебными действиями. Базовые логические действия: устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области оказания первой помощи, выявлять их закономерности и противоречия; определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного по- ведения; моделировать объекты (события, явления), анализировать их различные состояния для решения познавательных задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь. Базовые исследовательские действия: владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области оказания первой помощи; владеть знаниями и навыками по основам преподавания первой помощи и основам ухода за больным; владеть знаниями и навыками по основам ухода за больным; владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ. Овладение универсальными коммуникативными действиями ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах); оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства . Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни . Обучающиеся должны знать: общие положения, касающиеся первой помощи, и основные понятия, её определяющие, в том числе права и обязанности по оказанию первой помощи; организационно-правовые аспекты оказания первой помощи; состояния, при которых оказывается первая помощь, её основные мероприятия; общую последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших; внешние факторы, создающие опасности при оказании первой помощи; признаки отсутствия сознания и дыхания; признаки острой непроходимости дыхательных путей; правила проведения обзорного осмотра и признаки наружных кровотечений; признаки ожогов и других эффектов воздействия высоких температур; 6 признаки отравлений; способы перемещения пострадавших; порядок вызова скорой медицинской помощи; правила оказания первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения, правила проведения сердечно-лёгочной реанимации; правила оказания первой помощи при инородных телах верхних дыхательных путей; правила оказания первой помощи при травмах различных областей тела; правила транспортной иммобилизации; правила оказания первой помощи при ожогах и других эффектах воздействия высоких температур; правила оказания первой помощи при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур; правила оказания первой помощи при отравлениях; законодательство Российской Федерации в сфере первой помощи; понятия «асептика» и «антисептика», характеризовать виды и методы дезинфекции; модель правильного поведения при общении с больным . Обучающиеся должны уметь: определять угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья; определять угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего и окружающих; оценивать количество пострадавших; определять наличие сознания у пострадавшего; определять наличие дыхания с помощью слуха, зрения и осязания; определять наличие кровообращения, проверять наличие пульса на магистральных артериях; проводить обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений; определять признаки кровопотери; проводить подробный осмотр головы, шеи, груди, спины, живота и таза, конечностей пострадавшего и его опрос. Содержание курса РАЗДЕЛ 1. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (10 класс) Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших. Соблюдение правил личной безопасности и обеспечение безопасных условий для оказания первой помощи (возможные факторы риска, их устранение). Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся при непосредственном контакте с человеком, его кровью и другими биологическими жидкостями. Оценка обстановки на месте происшествия. Отработка приёмов экстренного извлечения пострадавшего из труднодоступного места (пострадавший в сознании, пострадавший без сознания). Отработка приёмов перемещения пострадавших на руках одним, двумя и более участниками оказания первой помощи . Отработка навыков определения сознания у пострадавшего. Отработка приёмов восстановления проходимости верхних дыхательных путей. Оценка признаков жизни у пострадавшего . Отработка навыков вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб. Отработка приёмов искусственного дыхания «рот ко рту», «рот к носу», с применением устройств для искусственного дыхания. Отработка приёмов давления руками на грудину пострадавшего. 7 Выполнение алгоритма сердечно-лёгочной реанимации. Отработка приёма перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение . Отработка приёмов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего. Отработка приёмов временной остановки наружного кровотечения при ранении головы, шеи, груди, живота, таза и конечностей, наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня), прямое давление на рану, наложение давящей повязки. Отработка приёмов наложения повязок при наличии инородного предмета в ране живота, груди, конечностей. Отработка приёмов первой помощи при переломах. Иммобилизация (подручными средствами, аутоиммобилизация). Отработка приёмов фиксации шейного отдела позвоночника. Отработка приёмов наложения повязок при ожогах и отморожениях различных областей тела . Отработка приёмов придания оптимального положения тела пострадавшему при отсутствии сознания, травмах различных областей тела, значительной кровопотере. Отработка приёмов оказания психологической поддержки пострадавшим при различных острых стрессовых реакциях. РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМ (11 класс) Тема 1. Санитарно-эпидемиологический режим в медицинских организациях. Значимость соблюдения санитарно-эпидемиологического режима в медицинских организациях. Асептика и антисептика, виды и методы дезинфекции. Асептика и обработка рук. Бытовой уровень, гигиенический уровень, хирургический уровень. Средства индивидуальной защиты медицинских работников. Отработка механической, гигиенической, хирургической обработки рук, использования средств индивидуальной защиты медицинских работников . Тема 2. Измерение пульса и артериального давления. Техника измерения пульса на запястье. Частота сердечных сокращений. Аритмия. Отработка навыков измерения пульса. Измерение артериального давления (подготовка к процедуре, условия измерения артериального давления, выполнение процедуры, окончание процедуры). Затруднения и ошибки при измерении артериального давления. Отработка навыков измерения артериального давления . Тема 3. Основы ухода за тяжелобольными. Гигиеническая обработка пациента . Задачи ежедневного ухода за тяжелобольными. Профилактика пролежней. Перемещение тяжелобольного. Туалет пациента. Умывание. Туалет полости рта. Туалет глаз. Туалет носа. Туалет ушей тяжелобольного. Смена белья на постели тяжелобольного. РАЗДЕЛ 3. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (10 и 11 класс) Зачёт в форме решения ситуационных задач с использованием наглядных пособий и условных пострадавших и больных. Проведение занятия по первой помощи. o Список используемой литературы Основы безопасности жизнедеятельности . 8—9 классы: учебник: в 2 частях / Т. В. 8 o o o Кулиниченко, Г . П . Костюк, Л . И . Дежурный [и др .]; под науч. ред. Ю . С . Шойгу . — Москва: Просвещение, 2023 . Основы практической медицины: 10—11 классы: учебное пособие / Л. И. Дежурный, Г. В. Неудахин, Л. Б. Шубина [и др.] — Москва: Просвещение, 2023 . Учебно-методический комплекс по первой помощи https://allfirstaid .ru/node/875 https://mednet .ru/pervaya-pomoshh