РП ОДНКНР 6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кореизская
средняя школа
имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова»
муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым

Рассмотрено
на методическом
объединении
Прот. № 01 от 27.08. 2024. г.
Руководитель
______ Макарова З.И

Согласовано
замдиректора по УВР

Утверждено
директор школы

________ Щербина Г.И. _________ Баранов О.В.
Пр. № 290 от 27.08.2024 г.

Рабочая программа
по ОДНКРН
для обучающихся 5-х классов
базовый уровень ФГОС (ООО)
на 2024-2025 учебный год
учитель Дога Антонина Александровна

2024 г.

Данная рабочая программа предназначена для 6-х классов (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ»
Рабочая программа по предмету «ОДНКНР» в 6-х классах составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в
действующей редакции)
- Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего
образования (в действующей редакции);
- Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»
- примерных программ основного общего образования по русскому языку;
- основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС), утверждённой
приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 27.08.2024 г. № 290;
- учебного плана основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ»,
утверждённого приказом от 27 августа 2024 года № 268;
- положения о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ»,
утверждённого приказом от 17.05.2024 № 179/3.
По учебному плану МБОУ «Кореизская СШ» в 2024-2025 учебном году на изучение предмета
«ОДНКНР» в 6 классах отводится 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к
члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной
конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
- воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и
традициям. Бережное отношение к своей родной культуре
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи
подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую
культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности
к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных
национальностей и вероисповеданий.Исходя из этого, главной особенностью этого курса является
представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно
культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного
содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части
общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных
религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у
подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека
связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием
величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью,
порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на
протяжении истории разных народов.
Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами
учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами
духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный
индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному
самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
2

• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности
родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные,
семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является
прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной
жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
Метапредметные результаты:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную
деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы,
во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою
точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный
диалог; работать в коллективе;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научнопопулярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с
темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой
работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам
Предметные результаты:
– овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества
и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание
того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и
вероисповеданию;
-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что
семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и
о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии
разных народов;
- умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры,
используя основные и дополнительные источники информации.
6 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и
социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс
как один из источников формирования социального облика общества.
Тема2.КультураРоссии:многообразиерегионов.
ТерриторияРоссии.Народы,живущиевней.Проблемыкультурного взаимодействия в обществе
с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и
уваженияковсемкультурамнародовРоссии.
Тема3.Историябытакакисториякультуры.

3

Домашнеехозяйствоиеготипы. Хозяйственная деятельность народов России в разные
исторические
периоды.
МногообразиекультурныхукладовкакрезультатисторическогоразвитиянародовРоссии.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный.
Производительностьтруда.Разделениетруда.Обслуживающий и производящий труд Домашний
труд и его механизация.Что такое технологии и как они влияют на культуру и
ценностиобщества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.
Представлениеобосновныхэтапахвисторииобразования.
Ценностьзнания.Социальная
обусловленность
различныхвидовобразования.Важностьобразованиядлясовременногомира.Образованиекактр
ансляциякультурныхсмыслов,какспособпередачиценностей.
Тема6.Праваиобязанностичеловека.
Права
и
обязанности
человека
в
культурной
традиции
народовРоссии.Праваисвободычеловекаигражданина,обозначенныевКонституцииРоссийско
йФедерации.
Тема7 .Обществоирелигия:духовно-нравственноевзаимодействие.
Миррелигийвистории.РелигиинародовРоссиисегодня.Государствообразующие
и
традиционные религии как источникдуховно-нравственныхценностей.
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самыхважных черт современного
общества с точки зрения материальнойидуховнойкультурынародовРоссии.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»

Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственныйобликиидеалчеловека.
Мораль,нравственность,этика,этикетвкультурахнародовРоссии.Правоиравенствов
правах.
Свобода
как
ценность.Долгкакеёограничение.Обществокакрегуляторсвободы.Свойстваикачествачеловека
,егообразвкультуренародовРоссии,единствочеловеческихкачеств.Единстводуховнойжизни.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси.
Социальноеизмерениечеловека.Детство,взросление,зрелость, пожилой возраст. Проблема
одиночества. Необходимостьразвития во взаимодействии с другими людьми.
Самостоятельностькакценность.
Тема11.Религиякакисточникнравственности.
Религиякакисточникнравственностиигуманистическогомышления.Нравственныйидеалчелове
кавтрадиционныхрелигиях.Современноеобществоирелигиозныйидеалчеловека.
Тема12.Наукакакисточникзнанияочеловекеичеловеческом.
Гуманитарное
знание
и
его
особенности.
Культура
как
самопознание.Этика.Эстетика.Правовконтекстедуховно-нравственныхценностей.
Тема13 .Этикаинравственностькаккатегориидуховнойкультуры.
Что
такое
этика.
Добро
и
его
проявления
в
реальной
жизни.Чтозначитбытьнравственным.Почемунравственностьважна?
Тема 14. Самопознание(практическое занятие).
Автобиографияиавтопортрет:ктояичтоялюблю.Какустроенамояжизнь.Выполнениепроекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»

Тема15.Трудделаетчеловекачеловеком.
Чтотакоетруд.Важностьтрудаиегоэкономическаястоимость.Безделье,лень,тунеядство
.Трудолюбие,подвигтруда,ответственность.Общественнаяоценкатруда.
Тема16 .Подвиг:какузнатьгероя?
Чтотакоеподвиг.Героизмкаксамопожертвование.Героизмнавойне.Подвигвмирноевремя.Мило
сердие,взаимопомощь.
4

Тема17.Людивобществе:духовно-нравственноевзаимовлияние.
Человеквсоциальномизмерении.Дружба,предательство.Коллектив.ЛичныеграницыЭтикапред
принимательства.Социальнаяпомощь.
Тема18 .Проблемысовременного
общества
как
отражениеегодуховнонравственногосамосознания.
Бедность.
Инвалидность.
Асоциальная
семья.
Сиротство.Отражениеэтихявленийвкультуреобщества.
Тема19 .Духовно-нравственныеориентирысоциальныхотношений.
Милосердие.Взаимопомощь.Социальноеслужение.Благотворительность.Волонтёрство.Обществен
ныеблага.
Тема
20.
Гуманизм
как
сущностная
характеристика
духовнонравственнойкультурынародовРоссии.
Гуманизм.Истокигуманистическогомышления.Философиягуманизма.Проявлениягуманизмав
историко-культурномнаследиинародовРоссии.
Тема21.Социальныепрофессии;ихважность
для
сохранениядуховнонравственногообликаобщества.
Социальныепрофессии:врач,учитель,пожарный,полицейский,социальныйработник.Духовнонравственныекачества,необходимыепредставителямэтихпрофессии.
Тема22
.Выдающиесяблаготворителивистории.Благотворительностькакнравственныйдолг.
Меценаты,философы,религиозныелидеры,врачи,учёные,педагоги.Важностьмеценатствадляду
ховно-нравственногоразвитияличностисамогомеценатаиобществавцелом.
Тема23
.ВыдающиесяучёныеРоссии.Наукакакисточниксоциальногоидуховногопрогрессаобщест
ва.
УчёныеРоссии.Почему важно помнить историю науки .Вклад науки в благополучие страны .
Важность морали и нравственностивнауке,вдеятельностиучёных.
Тема 24. Моя профессия (практическоезанятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказосвоейбудущейпрофессии.
Тематический блок 3. «Родина и патриотизм»

Тема25.Гражданин.
Родина
и
гражданство,
их
взаимосвязь.
Что
делает
человекагражданином.НравственныекачествагражданинаТема26.Патриотизм.
Патриотизм.Толерантность .Уважение к другим народам иихистории.Важностьпатриотизма.
Тема27.ЗащитаРодины:подвигилидолг?
Войнаимир.
РользнаниявзащитеРодины
.Долггражданинапередобществом.Военныеподвиги
.Честь.Доблесть.
Тема28.Государство.Россия—нашародина.
Государствокакобъединяющееначало.Социальнаясторонаправаигосударства.Чтотакоезакон
.ЧтотакоеРодина?Чтотакое
государство?
Необходимость
быть
гражданином.
Российскаягражданскаяидентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность(практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30 . Моя школа и мой класс(практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека .
Тема Человек и культура(проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
5 класс
Тематический блок 1.«Культура как социальность»
5

Тема1.Мир культуры:егоструктура
- Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
- понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличияотприродныхявлений;
уметьдоказыватьсвязьмеждуэтапомразвития
материальнойкультурыисоциальнойструктуройобщества,ихвзаимосвязьсдуховнонравственнымсостояниемобщества;
- пониматьзависимостьсоциальныхпроцессовоткультурно-историческихпроцессов;
- уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития
социума .
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов
- Характеризовать административно-территориальное деление России;
- знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на
административной карте России;
- понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном
государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов;
- объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к
тому или иному народу;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
- демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в
России;
- характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство
нашей многонациональной Родины.
Тема 3 . История быта как история культуры
- Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
- понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями
исторического периода;
- находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в
конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях .
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный
- Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и
значение в истории и современном обществе;
- осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и
добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды;
- демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовнонравственной важности;
- понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных
взаимосвязей в обществе;
- осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества .
Тема 5 . Образование в культуре народов России
- Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его
развития;
- понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания;
- понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных
процессах;
- обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;
характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных
ориентиров человека .
Тема 6 . Права и обязанности человека
- Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»:
- характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;
- понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека;
- понимать необходимость соблюдения прав человека;
6

понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и
обязанностями человека в обществе;
- приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России .
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
- Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия»,«атеизм», «свободомыслие»;
- характеризовать основные культурообразующие конфессии;
- знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного
развития;
- понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества .
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие)
- Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовнонравственные ориентиры;
- понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в
целом для сохранения социально-экономического благополучия;
называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать
теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека
- Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека;
- осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и
нравственными ценностями;
- понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
- обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к
правам человека, его месту и роли в общественных процессах;
- характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода»,«ответственность», «право» и
«долг»;
- понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед
идеологией индивидуализма;
- приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России
.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России
- Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
- характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности
человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов;
- обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные
эффекты социальной изоляции;
- знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии
личности, во взаимодействии с другими людьми .
Тема 11 . Религия как источник нравственности
- Характеризовать нравственный потенциал религии;
- знать и уметь излагать нравственные принципы государство- образующих конфессий России;
- знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих
религиях современной России;
- уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для
современного общества .
Тема 12 . Наука как источник знания о человеке
- Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
- определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в
современной культуре;
- характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю
самоактуализацию;
- осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания .
7

Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры
- Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
- понимать особенности этики как науки;
- объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России
и соотносить их с личным опытом;
- обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия
общества и личности .
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие)
- Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»;
- уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и
рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
- доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения .
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком
- Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
- соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;
- объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; пони- мать важность и уметь обосновать
необходимость их преодоления для самого себя;
- оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;
- осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной
ответственности за свой труд;
- объяснять важность труда и его экономической стоимости;
- знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие»,
«подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда» .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?- Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
- понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
- уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
- знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
- обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для
общества и понимание последствий .
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
- Характеризовать понятие «социальные отношения»;
- понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его
нравственному и духовному развитию;
- осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности;
- обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
- обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том
числе благотворительности;
- понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного
самосознания
- Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее
явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и
ценностей;
- приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и
уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;
- обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также
необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
8

Характеризовать
понятия
«благотворительность»,
«меценатство»,
«милосердие»,
«волонтерство», «социальный проект»,
«гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их
взаимосвязи;
анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия,
добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий;
уметь самостоятельно находить информацию о благотвори- тельных, волонтёрских и
социальных проектах в регионе своего проживания .
Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов
России
Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных ценностей
российского народа;
- находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов
России;
- знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности,
государственной политики, взаимоотношений в обществе;
- находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре .
Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика
общества
- Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;
иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям
социальных профессий;
- осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий;
- приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную
точку зрения .
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как нравственный долг
- Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России;
- доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для
духовно-нравственного развития личности самого мецената;
- характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни общества;
- приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России;
понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности,
аргументировано объяснять её важность .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса
общества
- Характеризовать понятие «наука»;
- уметь аргументировано обосновывать важность науки в со- временном обществе, прослеживать
её связь с научно-техническим и социальным прогрессом;
- называть имена выдающихся учёных России;
- обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания;
- характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и
государства;
- обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих
понятий .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой
профессии;
- обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество;
называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда .
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин
- Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;
9

- понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания;
- понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина .
Тема 26 . Патриотизм
- Характеризовать понятие «патриотизм»;
- приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
- различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности,
уважения к другим народам, их истории и культуре;
- уметь обосновывать важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
- Характеризовать понятия «война» и «мир»;
- доказывать важность сохранения мира и согласия;
- обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
- понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
- характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность,
приводить примеры их проявлений .
Тема 28 . Государство . Россия — наша Родина
- Характеризовать понятие «государство»;
- уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на
исторические факты и духовно-нравственные ценности;
- характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека;
- характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми
нравственными качествами человека .
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие)
Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую,
религиозную, гендерную идентичности;
- обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники .
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их
нравственного характера;
- находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса .
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
- приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
- формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи .
Тема 32 . Человек и культура (проект)
- Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
- уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека,
создаваемый произведениямикультуры;
- показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
- характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные
примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Приложение 1.
Учет воспитательного компонента в тематическом планировании курса ОДНКНР
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся
сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки
личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в
обществе.Содержаниекурсанаправленонаформированиенравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегосяивоспитаниепатриотическихчувств
к
Родине
(осознаниесебя как гражданина своего Отечества), формирование историческойпамятив
10

программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный
характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в
духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части
культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных
приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию
российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений .
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом
Президента Российской Феде- рации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт 91), к традиционным
российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России .
Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как
многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о
гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития
обучающихся .
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно- нравственных ценностей,
присущих ей на протяжении всей её истории.
Приложение 2.
Учебно-методическое обеспечение курса истории
Электронные ресурсы:
1. Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты,
видеолекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя.
Материалы можно смотреть без регистрации. https://resh.edu.ru/
2. «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным
работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика платформы
помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную
траекторию. https://uchi.ru/
3. «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников
1–5-х классов. В числе возможностей «Яндекс. Учебника» – автоматическая проверка ответов и
мгновенная обратная связь для обучающихся. https://education.yandex.ru/home/
4. «ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику проверочную работу. Если
в ходе работы ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают
выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики справляются с
заданиями. https://www.yaklass.ru/
5. Мобильное электронное образование – разнообразные форматы материалов (текст,
мультимедиа, интерактивные ресурсы). Цифровой образовательный контент подготовлен для
детей в возрасте с 3 до 7 лет, а также разработаны онлайн курсы для обучающихся 1-11 классов.
Предусмотрена система видеоконференций и мессенджер. https://mob-edu.ru/
6. Фоксфорд - онлайн-школа для обучающихся 1-11 классов, помогающая в подготовке к
ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам. Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и
профессиональной переподготовки, а для родителей – открытые занятия о воспитании и развитии
детей. https://foxford.ru/about
7. «Сириус. Онлайн» - На платформе размещены дополнительные главы по различным
предметам для 7–9-х классов. Курсы объемом от 60 до 120 часов предназначены для
11

использования в качестве программ дополнительного образования, а также для повышения
квалификации педагогов. https://edu.sirius.online/#/
8. «Маркетплейс образовательных услуг» - доступ к каталогу интерактивных
образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим видео и
курсам. В наполнение ресурса вовлечены ведущие российские компании разного профиля, среди
которых – «Яндекс», «1С», «Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс», издательство «Просвещение» и
другие. https://elducation.ru/
9. «ИнтернетУрок» - это постоянно пополняемая коллекция уроков по основным
предметам школьной программы. На сайте собраны уроки, видео, конспекты, тесты и тренажеры
естественно-научного и гуманитарного цикла для 1-11 классов. https://interneturok.ru/
10. Издательство «Просвещение» - бесплатный доступ к электронным версиям учебнометодических комплексов, входящих в Федеральный перечень. Для работы с учебниками не
потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс располагается по адресу
https://media.prosv.ru/
11. «Академкнига/Учебник» on-line
библиотека
учебной
литературы
сайт
http://akademkniga.ru/
12. Издательство «Русское слово» - доступ к электронным формам учебников из
Федерального перечня, к рабочим тетрадям, методическим пособиям, интерактивным тренажёрам,
а также сторонним ресурсам и авторским наработкам педагогов. https://русское-слово.рф/
13. «Библиошкола» - доступ к школьным учебникам, школьной литературе, различным
медиаресурсам,
электронным
версиям
журналов
«Семейное
чтение»,
«Читайка».
https://biblioschool.ru/
16. Образовательная платформа «Лекта» - доступ к электронным версиям учебников
издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». В наличии методические материалы, инновационные
сервисы для преподавания, интерактивные тренажеры для закрепления знаний.
https://lecta.rosuchebnik.ru/
Приложение 3.
6 класс (35ч.)
№
Тема урока
кол.
Датапо
урока
час.
плану
Тематический блок 1. «Культура как социальность» - 8 ч.
1

Миркультуры:егоструктура

1

2

КультураРоссии:многообразиерегионов

1

3

Историябытакакисториякультуры

1

4

Прогресс:техническийисоциальный

1

5

ОбразованиевкультуренародовРоссии

1

6

Праваиобязанностичеловека

1

7

1
Обществоирелигия:духовнонравственноевзаимодействие
1
Современныймир:самоеважное
(практическое занятие)
Тематическийблок2.«Человекиегоотражениевкультуре» - 6 ч.

8

12

дата
факт.

9
10
11
12
13
14

Какимдолженбытьчеловек?
Духовнонравственныйобликиидеалчеловека
ВзрослениечеловекавкультуренародовРоссии
Религиякакисточникнравственности

1

Наукакак источник
знанияочеловекеичеловеческом
Этика и нравственность каккатегории
духовной культуры
Самопознание (практическоезанятие)

1

1
1

1
1

Тематический блок 3. «Человек как член общества» - 10 ч.
15

Трудделаетчеловекачеловеком

1

16

Подвиг:какузнатьгероя?

1

17

1

24

Люди
в
обществе:
духовно-нравственное
взаимовлияние
Проблемысовременногообществакакотражен
иеегодуховно-нравственного
самосознания
Духовно-нравственныеориентиры
социальных отношений
Гуманизмкаксущностнаяхарактеристикаду
ховно-нравственной
культуры
народовРоссии
Социальныепрофессии;ихважностьдлясохран
ениядуховно-нравственногообликаобщества
Выдающиесяблаготворите-ливистории
.Благотворительность как нравственныйдолг
ВыдающиесяучёныеРоссии.
Наука
как
источник социального и духовного
прогрессаобщества
Мояпрофессия(практическоезанятие)

25

Тематическийблок4.«Родинаипатриотизм» - 11 ч.
1
Гражданин

26

Патриотизм

1

27

ЗащитаРодины:подвигилидолг?

1

28

Государство.
Россия—нашаРодина

1

29

Гражданская идентичность
(практическоезанятие)

1

18

19
20

21
22
23

13

1

1
1

1
1
1

1 чет.

30

Моя школа и мой класс
(практическоезанятие)

1

31

Человек:какойон?(практическоезанятие)

1

32

Человекикультура(практическоезанятие)

1

33

Повторение и обобщение

1

34

Промежуточная аттестация

35

Итоговый урок

Приложение 4.
Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся основной школы по ОДНКНР
Критерии оценки устного ответа:

глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости
мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием
самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не
владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой
единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:

активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение
заданий оценивается пятью баллами;

активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе
выполнения задания - четырьмя;

неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности –
тремя баллами;

полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:

75-100% - отлично «5»;

60-74% - хорошо «4»
14


50-59% - удовлетворительно «3»;

менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:

глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и
проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на
дополнительные вопросы – тремя баллами;

полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка
«4»
выводится
при
выполнении
следующих
требований:
активная,
но
иногда
с
ошибками
работа
учащегося
на
уроке;
выполнение
дополнительных
заданий
по
желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
отсутствие
самостоятельной
активности
на
уроке;
отсутствие
выполнения
дополнительных
заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
Система оценки результатов обучения
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и
структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций
обучающихся. Принципы оценки следующие .
1 . Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются
непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовнонравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества
образования.
2 . Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает:
педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности
педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся,
фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме
(классе); мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности,
включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций
обучающихся .
3 . При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативой образовательного учреждения с
учётом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных результатов .

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».