РП ОДНКНР 5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кореизская
средняя школа
имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова»
муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым

Рассмотрено
на методическом
объединении
Прот. № 01 от 27.08. 2024. г.
Руководитель
______ Макарова З.И

Согласовано
замдиректора по УВР

Утверждено
директор школы

________ Щербина Г.И. _________ Баранов О.В.
Пр. № 290 от 27.08.2024 г.

Рабочая программа
по ОДНКРН
для обучающихся 5-х классов
базовый уровень ФГОС (ООО)
на 2024-2025 учебный год
учитель Дога Антонина Александровна

2024 г.

Данная рабочая программа предназначена для 5-х классов (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ»
Рабочая программа по предмету «ОДНКНР» в 5-х классах составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в
действующей редакции)
- Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего
образования (в действующей редакции);
- Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»
- примерных программ основного общего образования по русскому языку;
- основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС), утверждённой
приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 27.08.2024 г. № 290;
- учебного плана основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ»,
утверждённого приказом от 27 августа 2024 года № 290;
- положения о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ»,
утверждённого приказом от 17.05.2024 № 179/3.
По учебному плану МБОУ «Кореизская СШ» в 2024-2025 учебном году на изучение предмета
«ОДНКНР» в 5 классах отводится 34 часа (1 час в неделю).
Программа ориентирована на использование учебников:
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. –
М.: Вентана-Граф, 2018.- 160 с.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к
члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной
конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
- воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и
традициям. Бережное отношение к своей родной культуре
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи
подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую
культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности
к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных
национальностей и вероисповеданий.Исходя из этого, главной особенностью этого курса является
представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно
культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного
содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части
общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных
религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у
подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека
связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием
величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью,
порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на
протяжении истории разных народов.
Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами
учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:
2

• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами
духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный
индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному
самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности
родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные,
семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является
прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной
жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
Метапредметные результаты:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную
деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы,
во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою
точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный
диалог; работать в коллективе;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научнопопулярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с
темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой
работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам
Предметные результаты:
– овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества
и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание
того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и
вероисповеданию;
-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что
семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и
о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии
разных народов;
- умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры,
используя основные и дополнительные источники информации.

Содержание учебного предмета
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов.
Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И.
3

Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев,
С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь
человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур,
Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения
патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин,
Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби
Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде –
красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод
добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда.
Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины
(землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе.
Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов.
Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни
человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные
ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии,
буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в
фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие
христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси.
Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм
(внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение
ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи
образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры.
Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской
культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора –
Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства
синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения
буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии
права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры,
охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков.
4

Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории.
Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного
мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные
качества человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
п/п

Наименование разделов и тем

Учебные
часы

1.

Введение.

1 ч.

2.

В мире культуры

4 ч.

3.

Нравственные ценности

14 ч.

4.

Религия и культура

9 ч.

5.

Как сохранить духовные ценности

4 ч.

6.

Твой духовный мир

2 ч.

ИТОГО:

34 ч.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».