ВД РП Аварийно-спасательное дело 11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кореизская средняя школа
имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова»
муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым

Рассмотрено
на методическом
объединении
Прот. № 1 от 29.08. 2023 г.
Руководитель
______ Чишко Л.М.

Согласовано

Утверждено

замдиректора по УВР
________ Бурнацева Л.М.

директор школы
_________ Баранов О.В.
Пр. № 316 от 29.08.2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Аварийно – спасательное дело»
для обучающихся 11 класса
базовый уровень базовыйФГОС (СОО)
на 2023-2024 учебный год
учитель Супрун Владимир Николаевич

2023 г.

2

Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для 11 класса (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «АСД» в 11 классе составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в
действующей редакции)
- Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего
образования (в действующей редакции);
- Закона Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике
Крым»
- основной образовательной программы среднего общего образования (ФГОС), утверждённой
приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 27.08.2023 г. № 268;
- учебного плана среднего общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ»,
утверждённого приказом от 30.08.2023 года № 338;
- положения о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ»,
утверждённого приказом от 17.05.2023 № 179/3.
По учебному плану МБОУ «Кореизская СШ» в 2023-2024 учебном году на изучение курса
внеурочной деятельности «АСД» в 11 классе отводится 34 часа (1час в неделю).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности















Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
Усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное.
Языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

3




























Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности),
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения,
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим;
Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;

4

Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
 Формирование установки на здоровый образ жизни;
 Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
 Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
 Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности,
общества и государства;
 Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
 Умение оказывать первую помощь пострадавшим;
 Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, полученной из различных источников;
 Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.
 Планируемые результаты изучения курса

Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на
реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного
подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение
знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими
ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и
собственного здоровья.

В результате изучения данного курса обучающийся должен знать/понимать:
 - основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
вредные привычки и их профилактику;
 - правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и
техногенного характера;
 - способы безопасного поведения в природной среде;
 уметь:

- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства
для ликвидации очагов возгорания;
 - оказывать первую помощь при ожогах, переломах, ушибах, кровотечениях;
 - вести себя в чрезвычайных ситуациях и в местах большого скопления людей;
 - действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»,
комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в
случае эвакуации населения;
 использовать полученные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 - обеспечения личной безопасности;
 - соблюдения мер предосторожности и правил поведения в ЧС;
 - проявление бдительности, безопасного поведения при дорожном движении;
 - обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

функции спасательной службы и законодательную базу по ней;

специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие
факторы и последствия;

принципы организации и порядок ведения АСР при различных ЧС;


5


способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных

условиях;
основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования,
приборов, инструментов, приспособлений;

приемы и средства оказания первой медицинской помощи;

особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной
локализации;

основы передвижения по различной местности;

основы выживания в различных климатических и природных условиях;

технику безопасности при выполнении АСР;
• свои индивидуально-психологические особенности;

методы и приемы управления собственным состоянием;

особенности психологического воздействия обстановки на людей при ЧС.
уметь:

ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу;

применять и эффективно использовать спасательную технику, приборы,
оборудование, СИЗ и средства связи:

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

работать с компасом и картой, ориентироваться" на местности;

контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС;

применять приемы управления своим состоянием.
иметь представление:

об отечественном и зарубежном опыте ведения АСР в различных ЧС природного и
техногенного характера;

о природных явлениях региона;

о процессе горения, пожаре и его развитии;

об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;

об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.


Содержание учебного предмета
11 класс
I.
Общая подготовка
История развития МПВО, ГО и МЧС
Академия МЧС в России. Подготовка кадров для спасательных служб
II.
Чрезвычайные ситуации и ГО
Общая характеристика ЧС и причины их возникновения
Поражающие факторы и последствия
ЧС техногенного характера
ЧС природного характера
ЧС и государство
Состав и задачи РСЧС
Силы, средства и органы управления РСЧС
ГО составная часть национальной безопасности страны
Инженерная защита населения и территорий от ЧС
Оповещение населения о ЧС
Эвакуация населения в условиях ЧС
Индивидуальные средства защиты граждан

6

Медицинские средства индивидуальной защиты
Аварийно-спасательные работы и их проведение
Неотложные работы в очаге поражения
Оказание медицинской помощи пострадавшим
III.
Организация поисково-спасательных работ
Международная террористическая деятельность – и ее угроза России
Виды террористической деятельности и терактов
Нормативно-правовые акты противодействия терроризму и экстремизму
Общегосударственное противодействие тероризму
Поведение при возможной опасности взрыва
Поведение при нападении с целью похищения
Поведение при захвате в заложники
IV.
Основы ориентирования на местности
Общие свединия об ориентировании в различных ситуациях
Определение сторон горизонта по Солнцу и звездам
Ориентирование и географическая проекция
Определение сторон горизонта по Солнцу и зве здам
Определение сторон горизонта по растениям и рельефу местности
Определение сторон горизонта по растениям и рельефу местности
Ориентирование во времени и пространстве
Определение своего места нахождения и направления движения на местности
Магнитный компас. Ориентирование и определение сторон горизонта по компасу.
Определение азимута и движение по нему
Измерение расстояния шагами. Линейные размеры и характеристика местных предметов
V.
Противодействие терроризму и экстремизму
Международная террористическая деятельность – и ее угроза России
Виды террористической деятельности и терактов
Нормативно-правовые акты противодействия терроризму и экстремизму
Поведение при возможной опасности взрыва
Общегосударственное противодействие тероризму
Поведение при захвате в заложники
Поведение при нападении с целью похищения
VI.
Медицинская подготовка
Первая медпомощь. Общие вопросы
Методы и средства оказания медпомощи
Первая медпомощь при переломах, ушибах, растяжениях
Оказание первой медпомощи при кровотечениях
Первая помощь при ожогах, тепловом и солнечном ударе
Первая помощь при переохлаждении и обморожении
Первая помощь при отравлениях и поражении электрическим током
Первая помощь при острых кишечных заболеваниях
Первая помощь при простудных заболеваниях
Первая помощь при поражениях ОМП
Понятие об эпидемиологической обстановке
Мед аптечка. Ее содержание и назначение
Искусственное дыхание
Непрямой массаж сердца
Наложение повязок на голову и предплечье
Наложение повязок на ноги и корпус тела
Наложение шин на руки ноги

7

Тематическое планирование
11 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование раздела
Общая подготовка
Чрезвычайные ситуации и ГО
Организация поисково-спасательных работ
Основы ориентирования на местности
Противодействие терроризму и экстремизму
Медицинская подготовка
Всего

Количество
часов
1
8
7
6
4
8
34

Тематическое планирование
Аварийно – спасательное дело
№ по
порядку

Наименование раздела

Количеств
о часов

1
2
3

Общая подготовка
Основы аварийного выживания в дикой природе
Основы ориентирования на местности

4
15
11

4

Основы здорового образа жизни

7

5
6

Пожарно-строевая подготовка (ПСП)
Защита населения в чрезвычайных ситуациях
Всего часов

17
14
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».