ВД РП Решение сложных прикладных задач 8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кореизская средняя школа
имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова»
муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым
Рассмотрено
на методическом
объединении руководитель
Пр. № 01 от 29.08. 2023 г.
______ М. А. Чишко

Согласовано

Утверждено

замдиректора по ВР

директор школы

________ Л.М. Бурнацева

________Баранов О.В.
Пр. № 316 от 29.08.2023 г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу
«Решение сложных прикладных задач
по математике»
для обучающихся 8 – Б класса
базовый уровень ФГОС (ООО)
на 2023-2024 учебный год
учитель Кравченко Артём Иванович

2023 г.

2
Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 9 классов МБОУ «Кореизская
СШ»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Решение сложных прикладных задач по
математике» в 8-х классах составлена в соответствии с:
пунктом 6 частью 3 статьи 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
ФГОС ООО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
ФОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370.
Письмом
Минпросвещения
России
от
05.07.2022
№
ТВ-1290/03
«О направлении методических рекомендаций»;
Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.07.2023 № 3980/01-14
Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС), утверждённой приказом
МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314;
Планом внеурочной деятельности основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ»
Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ», утверждённым приказом
от 29.08.2023 № 317.
Планом внеурочной деятельности основного общего образования на изучение «Решение сложных
прикладных задач по математике» в 8 классе отводится - 34 ч. (1 час в неделю).

Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности
обучающегося. В связи с этим процесс обучения нацеливается на достижение таких
образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии,
а также принимать верные решения в различных сферах деятельности.
В последние годы проводятся многочисленные исследования качества образования, в том
числе и математического. Результаты этих исследований подчеркивают значимость школьного
курса математики. Невозможно представить без математики и повседневную жизнь, так как
именно в жизни ученикам приходится использовать знания для поиска решений в различных
ситуациях, которые им встречаются.
«Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять
и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические
рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире,
высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину».
Рабочая программа Внеурочной деятельности «Решение сложных прикладных задач по
математике» разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, на основании которого для участников образовательных
отношений создаются условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной
грамотности обучающихся, в том числе математической грамотности.
Актуальность данного курса определяется необходимостью успешно решать проблемы, с
которыми сталкиваются ученики в личных, учебных, профессиональных, общественных и
научных аспектах повседневной жизни. Курс внеурочной деятельности « Решение сложных
прикладных задач по математике » направлен на поддержку обучения, обучающихся основам
функциональной грамотности, направленной на формирование у обучающегося способности
действовать в различных ситуациях за пределами системы школьного образования на основе
приобретенных знаний.

3

Цель курса: формирование математической грамотности обучающихся через применение
математической теории и ее методов к решению задач реальной действительности.
Задачи курса:
1) сформировать понимание необходимости знаний для решения задач, показав широту их
применения в реальной жизни;
3) научить распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности,
которые могут быть решены средствами математики;
4) сформировать умения формулировать проблемы на языке математики;
5) научить решать проблемы, используя математические факты и методы;
6) научить интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
7) сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и
необходимые для жизни в современном обществе.
Курс рассчитан на обучающихся 8 классов входит в состав вариативной части учебного
плана образовательной организации.
Рабочая программа курса рассчитана на 1 год освоения, что составляет 34 учебных часа (1
час в неделю) из них: 1 – час входная диагностическая работа; 1 – час итоговая диагностическая
работа.
Программа предполагает поэтапное развитие умений формулировать, применять и
интерпретировать математику в различных контекстах.
Реализация данной программы предполагает использование современных методов
обучения и разнообразных форм организации образовательного процесса: круглый стол,
семинары, практические работы, учебное исследование, самостоятельная работа, групповая работа
и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Освоение курса внеурочной деятельности « Решение сложных прикладных задач по
математике» на уровне основного общего образования обеспечивает достижение метапредметных
результатов. По окончании данного курса обучающийся:
- имеет представление о математике как о методе познания действительности;
- знает математическую теорию и умеет её применять для анализа жизненных задач;
- владеет математическим языком и математической символикой;
- знает ведущие понятия математики и умеет оперировать ими;
- интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой
ситуации;
- проводит логические рассуждения с использованием математических методов;
- умеет работать с информацией, представленной в различной форме;
- решает практико-ориентированные задачи, требующие понимания текста.
Контекст заданий создаёт базу для формирования универсальных учебных действий:
- познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение средствами
математики; умение определять и находить требуемую информацию;
- коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и оценки;
- личностных:овладение культурой общения; обеспечение ориентации в социальных ролях
и соответствующей им деятельности; объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях
общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей.
Достижение планируемых результатов оценивается как «зачтено/не зачтено».

4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс состоит из модулей, включающих разные виды заданий. Содержание заданий
связано с материалом разделов и тем школьной программы по математике и распределено по
четырем категориям:
1. Пространство и форма – задания, относящиеся к геометрическому материалу.
2. Изменение и зависимости – задания, связанные с алгебраическим материалом.
3.Количество – задания, основанные на работе с числами и отношениями между ними.
4. Неопределенность и данные – разделы статистики и вероятности.
Задачи курса характерны тем, что в каждом задании дается описание некоторой ситуации
и предлагаются вопросы с постановкой проблем, которые необходимо решить, используя
информацию, предложенную в описании ситуации в самом вопросе. В ряде вопросов дается
дополнительное описание ситуации при этом для ответа на последующие вопросы надо
использовать данные, полученные при ответе на предыдущий.
Для лучшего выявления математической сути лучше работать в группах, тогда у учеников
будет возможность обсудить сюжет, используя «коллективный опыт», это поможет найти
необходимые способы решения. В качестве индивидуальной работы можно предложить
аналогичную ситуацию и проанализировать удастся ли с ней справиться в одиночку.
На занятиях используются материалы учебных пособий:
 Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Математическая грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 2. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под
редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. Москва. Санкт-Петербург. «Просвещение» 2021. В
2-х частях.
При использовании сборника эталонных заданий «Функциональная грамотность. Учимся
для жизни. Математическая грамотность» (часть1, часть2) стоит учитывать следующую
особенность структурирования материала.
В «Стартовых заданиях» представлено две ситуации, каждая из которых содержит
несколько вопросов, на которые надо ответить, внимательно прочитав текст и рассмотрев таблицы
и иллюстрации.
«Обучающие задания» связаны с рассмотренными ситуациями и разделены на рубрики:
«Знаете ли вы?», «Найдите ошибку», «Разные задачи». Выполняя эти задания, обучающиеся
смогут понять, какие ошибки были допущены в стартовой работе, и почему это произошло.
Возможно, они были недостаточно внимательны при чтении текста, упустили важную
информацию, которая содержалась в рисунке или таблице. Или причина ошибки в том, что дети не
освоили необходимое математическое действие, допустили вычислительную ошибку.
В «Итоговых заданиях» представлены различные ситуации, которые могут встретиться в
жизни. Для успешного выполнения задания нужно внимательно прочитать текст, рассмотреть
иллюстрации, познакомиться с информацией справочного характера – пояснениями к термину,
формуле и пр. Обращается внимание на то, в какой форме требуется дать ответ: могут встретиться
вопросы с выбором одного или нескольких ответов, задания с кратким и развёрнутым ответом, в
которых нужно записать решение. Иногда нужно не просто дать ответ, но и объяснить его.
Результаты по каждому разделу ученики могут проверять самостоятельно (каждое задание
по приведённым критериям) и выставлять себе соответствующие баллы, а в конце модуля
попробуют составить задание самостоятельно.
Задания тренажера «Математика на каждый день» парные, их объединяет использование
общей математической модели. Это дает возможность применять их как для групповой, так и для
индивидуальной работы. Для выполнения заданий достаточно знания школьного курса
математики 6 – 8 классов.
Задачи, представленные в календарно-тематическом планировании, к занятиям курса
внеурочной деятельности объединены по общим математическим моделям, содержательной
области, познавательной деятельности или контексту. Подбор задач по учебным пособиям можно
изменить уменьшить или увеличить, в зависимости от уровня подготовки обучающихся.

5

№ п/п
1
2
3
4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Числа. Отношения с числами
Изменение и зависимости
Пространство и форма
Статистика и вероятность

Количество часов
11
7
9
8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Условные сокращения: ч.1, ч.2 – часть 1, часть 2
№
Тема занятия
№ п/п
Дата
п/п
Числа. Отношения с числами (11 часов)
План
Факт
1
Вводная
беседа. 1
Входная
диагностическая
работа
2
Рецепты.
1
3
На даче.
1
4
Ученическое
1
самоуправление.
5
Конкурс.
1
6
Родственники.
1
7
Волонтерское
1
движение.
8
Распродажа. Акция.
1
9
Комплексный обед.
1
10
Экскурсия.
1
11
Поездка за границу.
1
Вклад.
Изменение и зависимости (7 часов)
12
Часы.
1
13
Потребление
воды. 1
Пеня.
14
Поход. Маршрут.
1
15
Служба такси.
1
16
Служба такси.
1
17
Телефон. Ноутбук.
1
18
Устройства для
1
хранения информации.
Пространство и форма (9 часов)
19
Разные задачи.
1
20
Ремонт комнаты.
1
21
Новый микрорайон.
1
22
Фермер.
1
23
Упаковка.
1
24
Ангар.
1
25
Четырехугольники.
1
26
Окружности.
1
Статистика и вероятность (8 часов)
27
Доставка обеда.
1

6

28
29
30
31
32
33
34
1.

2.
3.
4.
5.
6.

Тренировки.
1
Домашнее задание.
1
Гостиница.
1
Библиотека.
Деревья. Животные.
1
Каникулы.
1
Итоговая
1
диагностическая
работа.
Итоговое занятие.
1
Список литературы:
Иванова Т.А., Симонова О.В. Структура математической грамотностишкольников в контексте
формирования их функциональной грамотности // Вестник ВятГУ.2009 № 1. [Электронный
ресурс] // https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-matematicheskoy-gramotnosti-shkolnikov-vkontekste-formirovaniya-ih-funktsionalnoy-gramotnosti/viewer
Приказ об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта от
17.12.2010г. (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) [Электронный
ресурс] //https://fgos.ru/
Математика на каждый день. 6 - 8 классы: учебное пособие для общеобразовательных
организаций/ Т.Ф. Сергеева. - М. Просвещение, 2021. – 112с.: ил. – (Функциональная
грамотность. Тренажёр).
Министерство просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования» Центр оценки качества образования
[Электронный ресурс] // http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html
Открытый банк заданий «Институт стратегии развития образования Российской академии
образования» // [Электронный ресурс] http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskayagramotnost/.
Примеры открытых заданий по математике PISA [По материалам международного
исследования образовательных достижений учащихся PISA 2003, 2012 гг.]


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».