Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кореизская средняя школа имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым Рассмотрено на методическом объединении руководитель Пр. № 01 от 29.08. 2023 г. ______ М. А. Чишко Согласовано Утверждено замдиректора по ВР директор школы ________ Л.М. Бурнацева ________Баранов О.В. Пр. № 316 от 29.08.2023 г. Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Решение сложных прикладных задач по математике» для обучающихся 8 – Б класса базовый уровень ФГОС (ООО) на 2023-2024 учебный год учитель Кравченко Артём Иванович 2023 г. 2 Пояснительная записка Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 9 классов МБОУ «Кореизская СШ» Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Решение сложных прикладных задач по математике» в 8-х классах составлена в соответствии с: пунктом 6 частью 3 статьи 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; ФГОС ООО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; ФОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370. Письмом Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.07.2023 № 3980/01-14 Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС), утверждённой приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314; Планом внеурочной деятельности основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ» Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ», утверждённым приказом от 29.08.2023 № 317. Планом внеурочной деятельности основного общего образования на изучение «Решение сложных прикладных задач по математике» в 8 классе отводится - 34 ч. (1 час в неделю). Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности обучающегося. В связи с этим процесс обучения нацеливается на достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, а также принимать верные решения в различных сферах деятельности. В последние годы проводятся многочисленные исследования качества образования, в том числе и математического. Результаты этих исследований подчеркивают значимость школьного курса математики. Невозможно представить без математики и повседневную жизнь, так как именно в жизни ученикам приходится использовать знания для поиска решений в различных ситуациях, которые им встречаются. «Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину». Рабочая программа Внеурочной деятельности «Решение сложных прикладных задач по математике» разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании которого для участников образовательных отношений создаются условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся, в том числе математической грамотности. Актуальность данного курса определяется необходимостью успешно решать проблемы, с которыми сталкиваются ученики в личных, учебных, профессиональных, общественных и научных аспектах повседневной жизни. Курс внеурочной деятельности « Решение сложных прикладных задач по математике » направлен на поддержку обучения, обучающихся основам функциональной грамотности, направленной на формирование у обучающегося способности действовать в различных ситуациях за пределами системы школьного образования на основе приобретенных знаний. 3 Цель курса: формирование математической грамотности обучающихся через применение математической теории и ее методов к решению задач реальной действительности. Задачи курса: 1) сформировать понимание необходимости знаний для решения задач, показав широту их применения в реальной жизни; 3) научить распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; 4) сформировать умения формулировать проблемы на языке математики; 5) научить решать проблемы, используя математические факты и методы; 6) научить интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; 7) сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для жизни в современном обществе. Курс рассчитан на обучающихся 8 классов входит в состав вариативной части учебного плана образовательной организации. Рабочая программа курса рассчитана на 1 год освоения, что составляет 34 учебных часа (1 час в неделю) из них: 1 – час входная диагностическая работа; 1 – час итоговая диагностическая работа. Программа предполагает поэтапное развитие умений формулировать, применять и интерпретировать математику в различных контекстах. Реализация данной программы предполагает использование современных методов обучения и разнообразных форм организации образовательного процесса: круглый стол, семинары, практические работы, учебное исследование, самостоятельная работа, групповая работа и др. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Освоение курса внеурочной деятельности « Решение сложных прикладных задач по математике» на уровне основного общего образования обеспечивает достижение метапредметных результатов. По окончании данного курса обучающийся: - имеет представление о математике как о методе познания действительности; - знает математическую теорию и умеет её применять для анализа жизненных задач; - владеет математическим языком и математической символикой; - знает ведущие понятия математики и умеет оперировать ими; - интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации; - проводит логические рассуждения с использованием математических методов; - умеет работать с информацией, представленной в различной форме; - решает практико-ориентированные задачи, требующие понимания текста. Контекст заданий создаёт базу для формирования универсальных учебных действий: - познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение средствами математики; умение определять и находить требуемую информацию; - коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и оценки; - личностных:овладение культурой общения; обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им деятельности; объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей. Достижение планируемых результатов оценивается как «зачтено/не зачтено». 4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Курс состоит из модулей, включающих разные виды заданий. Содержание заданий связано с материалом разделов и тем школьной программы по математике и распределено по четырем категориям: 1. Пространство и форма – задания, относящиеся к геометрическому материалу. 2. Изменение и зависимости – задания, связанные с алгебраическим материалом. 3.Количество – задания, основанные на работе с числами и отношениями между ними. 4. Неопределенность и данные – разделы статистики и вероятности. Задачи курса характерны тем, что в каждом задании дается описание некоторой ситуации и предлагаются вопросы с постановкой проблем, которые необходимо решить, используя информацию, предложенную в описании ситуации в самом вопросе. В ряде вопросов дается дополнительное описание ситуации при этом для ответа на последующие вопросы надо использовать данные, полученные при ответе на предыдущий. Для лучшего выявления математической сути лучше работать в группах, тогда у учеников будет возможность обсудить сюжет, используя «коллективный опыт», это поможет найти необходимые способы решения. В качестве индивидуальной работы можно предложить аналогичную ситуацию и проанализировать удастся ли с ней справиться в одиночку. На занятиях используются материалы учебных пособий: Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. Москва. Санкт-Петербург. «Просвещение» 2021. В 2-х частях. При использовании сборника эталонных заданий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Математическая грамотность» (часть1, часть2) стоит учитывать следующую особенность структурирования материала. В «Стартовых заданиях» представлено две ситуации, каждая из которых содержит несколько вопросов, на которые надо ответить, внимательно прочитав текст и рассмотрев таблицы и иллюстрации. «Обучающие задания» связаны с рассмотренными ситуациями и разделены на рубрики: «Знаете ли вы?», «Найдите ошибку», «Разные задачи». Выполняя эти задания, обучающиеся смогут понять, какие ошибки были допущены в стартовой работе, и почему это произошло. Возможно, они были недостаточно внимательны при чтении текста, упустили важную информацию, которая содержалась в рисунке или таблице. Или причина ошибки в том, что дети не освоили необходимое математическое действие, допустили вычислительную ошибку. В «Итоговых заданиях» представлены различные ситуации, которые могут встретиться в жизни. Для успешного выполнения задания нужно внимательно прочитать текст, рассмотреть иллюстрации, познакомиться с информацией справочного характера – пояснениями к термину, формуле и пр. Обращается внимание на то, в какой форме требуется дать ответ: могут встретиться вопросы с выбором одного или нескольких ответов, задания с кратким и развёрнутым ответом, в которых нужно записать решение. Иногда нужно не просто дать ответ, но и объяснить его. Результаты по каждому разделу ученики могут проверять самостоятельно (каждое задание по приведённым критериям) и выставлять себе соответствующие баллы, а в конце модуля попробуют составить задание самостоятельно. Задания тренажера «Математика на каждый день» парные, их объединяет использование общей математической модели. Это дает возможность применять их как для групповой, так и для индивидуальной работы. Для выполнения заданий достаточно знания школьного курса математики 6 – 8 классов. Задачи, представленные в календарно-тематическом планировании, к занятиям курса внеурочной деятельности объединены по общим математическим моделям, содержательной области, познавательной деятельности или контексту. Подбор задач по учебным пособиям можно изменить уменьшить или увеличить, в зависимости от уровня подготовки обучающихся. 5 № п/п 1 2 3 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема Числа. Отношения с числами Изменение и зависимости Пространство и форма Статистика и вероятность Количество часов 11 7 9 8 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Условные сокращения: ч.1, ч.2 – часть 1, часть 2 № Тема занятия № п/п Дата п/п Числа. Отношения с числами (11 часов) План Факт 1 Вводная беседа. 1 Входная диагностическая работа 2 Рецепты. 1 3 На даче. 1 4 Ученическое 1 самоуправление. 5 Конкурс. 1 6 Родственники. 1 7 Волонтерское 1 движение. 8 Распродажа. Акция. 1 9 Комплексный обед. 1 10 Экскурсия. 1 11 Поездка за границу. 1 Вклад. Изменение и зависимости (7 часов) 12 Часы. 1 13 Потребление воды. 1 Пеня. 14 Поход. Маршрут. 1 15 Служба такси. 1 16 Служба такси. 1 17 Телефон. Ноутбук. 1 18 Устройства для 1 хранения информации. Пространство и форма (9 часов) 19 Разные задачи. 1 20 Ремонт комнаты. 1 21 Новый микрорайон. 1 22 Фермер. 1 23 Упаковка. 1 24 Ангар. 1 25 Четырехугольники. 1 26 Окружности. 1 Статистика и вероятность (8 часов) 27 Доставка обеда. 1 6 28 29 30 31 32 33 34 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тренировки. 1 Домашнее задание. 1 Гостиница. 1 Библиотека. Деревья. Животные. 1 Каникулы. 1 Итоговая 1 диагностическая работа. Итоговое занятие. 1 Список литературы: Иванова Т.А., Симонова О.В. Структура математической грамотностишкольников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник ВятГУ.2009 № 1. [Электронный ресурс] // https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-matematicheskoy-gramotnosti-shkolnikov-vkontekste-formirovaniya-ih-funktsionalnoy-gramotnosti/viewer Приказ об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта от 17.12.2010г. (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) [Электронный ресурс] //https://fgos.ru/ Математика на каждый день. 6 - 8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Т.Ф. Сергеева. - М. Просвещение, 2021. – 112с.: ил. – (Функциональная грамотность. Тренажёр). Министерство просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Центр оценки качества образования [Электронный ресурс] // http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html Открытый банк заданий «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» // [Электронный ресурс] http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskayagramotnost/. Примеры открытых заданий по математике PISA [По материалам международного исследования образовательных достижений учащихся PISA 2003, 2012 гг.]