ВД РП Разговоры о важном 10-11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кореизская средняя школа
имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова»
муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым

Рассмотрено
Согласовано
Утверждено
на методическом
объединении
замдиректора по УВР
директор школы
Прот. № 01 от 29.08.2023 г.
Руководитель
________ Бурнацева Л.М.
_______ Баранов О.В.
______ Чишко М.А.
Пр. № 316 от 29.08.2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
для обучающихся 10-11 классов
базовый уровень ФГОС (СОО)
на 2023-2024 учебный год
учитель Бурнацева Лариса Майрановна
Бубнова Антонина Ананьевна

2023 г.

2

Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 10-11 классов МБОУ
«Кореизская СШ»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Разговоры о важном в 10-11 классах
составлена в соответствии с:
пунктом 6 частью 3 статьи 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
ФГОС СОО, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413;
Приказом
Минпросвещения
России
от
12.08.2022
№
732
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413
ФОП СОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371.
Письмом
Минпросвещения
России
от
05.07.2022
№
ТВ-1290/03
«О направлении методических рекомендаций»;
Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.07.2023 №
3980/01-14
Основной образовательной программой среднего общего образования (ФГОС), утверждённой
приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314;
Планом внеурочной деятельности среднего общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ»
Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ», утверждённым
приказом от 29.09.2023 № 318
Планом внеурочной деятельности среднего общего образования на изучение курса «Разговоры о
важном в 10 классе отводится - 36 ч. (1час в неделю).
Содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
Деньзнаний.ЗнакомствоспроектамиРоссийскогообщества«Знание».Возможности,которы
епредоставляютпроектыобщества«Знание»дляобучающихсяразличныхвозрастов.
Родина — не только место рождения. Природные и культурные памятники –чем
гордимся, о чем помним, что бережем?
ЗояКосмодемьянская–
еёподвигбессмертен,еёимясталосимволоммужестваистойкости,ажизньслужитпримеромбеззавет
нойпреданностиОтечеству,истиной любви к своей Родине.
Право
избирать
и
быть
избранным
гарантировано
Конституцией
РоссийскойФедерациикаждомугражданинунашейстраны.Жизнь,свобода,праваиблагополучиегр
ажданявляетсяоднойизглавныхценностей,апроявлениегражданской
позиции,
желание
участвовать в развитии своего города, региона, страны – достойно уважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в
мирвозможностей,которыесоздалогосударстводлякаждогоребенкавстране,наставники«старший
товарищ»,помогающийкакобъединитьшкольныйколлектив в дружную команду, так и
выстроить личную траекторию развития каждому ребенку.
Честность, открытость, готовность прийти на помощь – основа хороших отношений с

3

окружающими.
Уважение
к
окружающим
–
норма
жизни
в
нашемобществе.Вусловияхинформационныхперегрузок,разнообразиябыстрорешаемыхзадач,эк
ономическойнестабильности,стрессысталинеотъемлемойсоставляющейжизничеловека.Ониприв
одяткдепрессивномусостоянию,которое, в свою очередь, может привести к проблемам
физического
здоровья,конфликтамсблизкими,неуверенности,озлобленности.Знанияотом,какналадитьотноше
ниявколлективе,сохранитьсвоепсихическоездоровье,как
смотретьнамирпозитивно,какнестатьжертвой«травли»,исамомунеопуститьсядо«травли»других,
необходимывсем.
Давние
культурные
традиции
России
получают
отражение
в
произведенияхкинематографическогоискусства,котороеимеетсвой«золотойфонд»,признанныйв
овсеммире.Отечественноекинопередаетнашитрадиционныеценности,великоекультурноисторическоенаследие,отображаетто,чтообъединяет нас как нацию. Развитие отечественного
кино
отражает
не
толькоосновныевехиразвитиястраны,ноимоделируетобразеебудущего.Кино,нарядуслитературо
йитеатром,позволяетчеловекуувидетьсебя,какв«зеркале»,соотнести свои поступки с поступками
героев,
анализировать
и
рефлексировать,приобретатьновыезнания,знакомитьсясмиромпрофессий,створчествомталантли
выхлюдей,систориейикультурой страны.
Подразделения
специального
назначения
(спецназ)
в
России
имеют
особуюзначимость,ониолицетворяютслужениеОтечеству,мужествоисилудуха,беспримерноесам
опожертвование,готовностьмгновенноприйтинапомощьРодине.Военнослужащиеспецназаоблад
аютособымипрофессиональными,физическимииморальнымкачествами,являютсядостойнымпри
меромнастоящего мужчины.
Единствонации–
основасуществованияроссийскогогосударства.Единствомногонациональногонарода,уважениетр
адиций,религий,укладажизнивсехнародовявляетсяглавнымв жизни страны. Покамыедины–
мынепобедимы.
Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так же, как границы
государства, это основа и залог существования современной страны. Развитие сферы
информационных
технологий
сегодня
стратегически
важно
длябудущего,профессиивэтойсфереоченьперспективныивостребованы.Технологическийсуверен
итетрешаетзадачиобеспечениябезопасности,получения
энергии,
продовольственной
независимости,
транспортной
связности.Логикаразвитияэкономикипредполагаетзащитуиформированиевысокотехнологичных
отраслейсвысокойдолейинтеллектуальныхвложений.
Появление новых профессий связано с цифровизацией экономики, движением
ктехнологическому суверенитету.
Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины, которыесоздают и
поддерживают отношения уважения, заботы и взаимной поддержки.Основасемьи–
этолюбовь.Важно,чтобыдетистремилисьсоздаватьполноценныемногодетныесемьи.
Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители,
семья,дом,друзья,роднойгород,регион,всянашастранаинарод.ЧувстволюбвиксвоейРодинечелове
кнесетвсебевсюжизнь,этоегоопораиподдержка.Родина–
этонепростотерритория,это,преждевсегото,чтомылюбимиготовызащищать.
ВолонтерствовРоссии.Особенностиволонтерскойдеятельности.Исторически сложилось,

4

что
в
сложные
годы
нашей
страны
люди
безвозмезднопомогалидругдругу,оказываливсестороннююподдержку.ДашаСевастопольская,
сёстры милосердия– история и современность.
Россия—страна с героическим прошлым. Современные герои— кто они?
Россия начинается с меня?
ЗначениеКонституциидлягражданстраны.Знаниеправивыполнениеобязанностей.Ответст
венность—этоосознанноеповедение.
Новыйгод—праздникдлявсехроссиян.Укаждогонародаестьинтересныеновогодние
семейные традиции. Знакомство с обычаями и культурой новогоднихпраздниковвнашей стране.
ПерваяпечатнаякнигавРоссии–«Азбука»ИванаФёдорова.Способыпередачиинформациид
опоявленияписьменности.Разницамеждуазбукойибукварем.«Азбука»,напечатаннаяИваномФедо
ровым:«Радискорогомладенческогонаучения».Любовькчтению,бережноеотношениеккнигенача
лись450 летназад.
Современный
человек
должен
обладать
функциональной
грамотностью,
втомчисленалоговой.Длячегособираютналоги?Чтоониобеспечиваютдляграждан?
Выплатаналогов–обязанностькаждогогражданинаРоссийскойФедерации.
Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадногоЛенинграда.Блокадный паек. О
провале планов немецких войск. 80 лет назад город-герой Ленинград был полностью
освобожден от фашистской блокады.
Ктотакойсоюзник?Какиеобязанностионнасебяпринимает,какимиобладаетправами?
Чтодаетзаключениесоюзногодоговорадлягосударств?Союзники России – государства, которые
разделяют и поддерживают наши общиетрадиционные ценности, уважают культуру, стремятся
к укреплению союзныхгосударствиподдерживают их.
Достижениянаукивповседневнойжизни.Научныеитехническиедостижениявнашейстране.
190-летиевеликогорусскогоучёногохимика,специалиставомногихобластяхнаукииискусстваД.И.Менделеева.
Деньпервооткрывателя.Россияявляетсянетолькосамойбольшойстранойвмире,которуюзае
епродолжительнуюисториюшагзашагомисследовали,изучали,
открывали
русские
землепроходцы. Удивительные уголки нашей странысегодняможет открытьдля себя любой
школьник.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного:кто её
выбирает
сегодня.
Смекалка
в
военном
деле.
280-летие
со
дня
рождениявеликогорусскогофлотоводца,
командующегоЧерноморскимфлотом
(17901798);командующегорусско-турецкойэскадройвСредиземномморе(1798—1800),адмирала(1799)
Ф.Ф.Ушакова.
Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место вжизни? Что
нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом?Примеры настоящей
дружбы. Что нужно для того, чтобы создать хорошую семьюи самому быть хорошим
семьянином.
Поддержка
семьи
в
России.
Что
нужно,чтобынайтисвоепризваниеистатьнастоящимпрофессионалом.Поддержкапрофессиональн
огосамоопределенияшкольниковвРоссии.Этивопросыволнуютподростков.Проблемы,
скоторымионисталкиваются,испособыихрешения.
Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная площадкафестиваля.
Исторические
фактыпоявлениявсемирногофестивалямолодежи
истудентов.Фестивали,которыепроходиливнашей стране.
Российскаяавиация.Легендарнаяисторияразвитияроссийскойгражданскойавиации.Героиз

5

мконструкторов,инженеровилетчиковиспытателейпервыхроссийскихсамолетов.Мировыерекордыроссийскихлетчиков.Современноеа
виастроение.Профессии, связанныесавиацией.
Красивейшийполуостровсбогатойисторией.ИсторияКрымскогополуострова.ЗначениеКр
ыма.ДостопримечательностиКрыма.
Россия – здоровая держава. Это значит, что жители страны должны стремиться поддерживать
здоровый образ жизни. Физическое и психическое здоровье населения играют важную роль в
укреплении экономического потенциала и социальной стабильности страны, повышают качество
жизни каждого человека. Цирк как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в России, История
цирка,
Цирковые династии России. Знаменитые на весь мир российские силачи, дрессировщики,
акробаты, клоуны, фокусники. Цирковые профессии.
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты- рекордсмены.
Подготовка к полету — многолетний процесс.
Николай Гоголь – признанный классик русской литературы, автор знаменитых «Мертвых душ»,
«Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Сюжеты, герои, ситуации из произведений
Николая Гоголя актуальны по сей день.
Экологичное потребление — способ позаботиться о сохранности планеты. Экологические
проблемы как следствия безответственного поведения человека. Соблюдать эко-правила — не так
сложно.
История Праздника труда. Труд – это право или обязанность человека? Работа мечты. Жизненно
важные навыки.
История появления праздника День Победы. Поисковое движение России.
Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.
19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель ее создания и деятельность.
Причины, по которым дети объединяются.
Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объединяет поколения. Вклад А. С. Пушкина в
формирование современного литературного русского языка.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятияврамкахпрограммынаправленынаобеспечениедостиженияшкольникамиследующ
ихличностных,метапредметныхипредметныхобразовательныхрезультатов.
Личностныерезультатыдолжныотражать:
•

•

российскую
гражданскую
идентичность,
патриотизм,
уважение
к
своемународу,чувстваответственностипередРодиной,гордостизасвойкрай,своюРодину,про
шлоеинастоящеемногонациональногонародаРоссии,уважениегосударственныхсимволов(г
ерб,флаг,гимн);
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российскогообщества,
осознающего
свои
конституционные
права
и
обязанности,
уважающегозакониправопорядок,обладающегочувствомсобственногодостоинства,осознан

6

нопринимающеготрадиционныенациональныеиобщечеловеческиегуманистическиеи
демократическиеценности;
• готовностькслужениюОтечеству,егозащите;
• сформированностьмировоззрения,соответствующегосовременномууровнюразвитиянаукии
общественнойпрактики,основанногонадиалогекультур,атакжеразличныхформобщественн
огосознания,осознаниесвоегоместавполикультурноммире;
• сформированность
основ саморазвития
и самовоспитания
в соответствии
собщечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность
испособностьксамостоятельной,творческойи ответственнойдеятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность испособность
вести
диалог
с
другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания,находитьобщиецелиисотрудничатьдляихдостижения,способностьпроти
востоятьидеологииэкстремизма,национализма,ксенофобии,дискриминациипосоциальным,
религиозным,расовым,национальнымпризнакамидругимнегативнымсоциальнымявлениям
;
• навыкисотрудничествасосверстниками,детьмимладшеговозраста,взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской,проектнойидругихвидахдеятельности;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческихценностей;
• готовностьиспособностькобразованию,втомчислесамообразованию,напротяжении
всей
жизни;
сознательное
отношение
к
непрерывному
образованиюкакусловиюуспешнойпрофессиональнойиобщественнойдеятельности;
• эстетическоеотношениекмиру,включаяэстетикубыта,научногоитехническоготворчества,сп
орта,общественных отношений;
• приятие
и
реализация
ценностей
здорового
и
безопасного
образа
жизни,потребностивфизическомсамосовершенствовании,занятияхспортивнооздоровительнойдеятельностью,неприятиевредныхпривычек:курения,употребленияалкого
ля,наркотиков;
• бережное,ответственноеикомпетентноеотношениекфизическомуипсихологическомуздоро
вью,каксобственному,такидругихлюдей,умениеоказыватьпервуюпомощь;
• осознанныйвыборбудущейпрофессииивозможностейреализациисобственныхжизненныхп
ланов;отношениекпрофессиональнойдеятельностикаквозможностиучастияврешенииличн
ых,общественных,государственных,общенациональныхпроблем;
• сформированностьэкологическогомышления,пониманиявлияниясоциальноэкономическихпроцессовнасостояниеприроднойисоциальнойсреды;приобретениеопытаэк
олого-направленнойдеятельности;
• ответственноеотношениексозданиюсемьинаосновеосознанногопринятияценностейсемейн
ойжизни.
Метапредметныерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыдолжныот
ражать:
•

умение
самостоятельно
определять
цели
деятельности
и
составлять
планыдеятельности;самостоятельноосуществлять,контролироватьикорректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;

7

•

умениепродуктивнообщатьсяивзаимодействоватьвпроцессесовместнойдеятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективноразрешатьконфликты;
• владениенавыкамипознавательной,учебноисследовательскойипроектнойдеятельности,навыкамиразрешенияпроблем;способностьиго
товностьк самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применениюразличныхметодовпознания;
• готовностьиспособностьксамостоятельнойинформационнопознавательнойдеятельности,владениенавыкамиполучениянеобходимойинформацииизсло
варейразныхтипов,умениеориентироватьсявразличныхисточниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию,получаемуюизразличныхисточников;
• умениеиспользоватьсредстваинформационныхикоммуникационныхтехнологий(далееИКТ)врешениикогнитивных,коммуникативныхиорганизационныхзадачссоблюдениемтреб
ованийэргономики,техникибезопасности,гигиены,ресурсосбережения,правовыхиэтически
хнорм,норминформационнойбезопасности;
• умениеопределятьназначениеифункцииразличныхсоциальныхинститутов;
• умение
самостоятельно
оценивать
и
принимать
решения,
определяющиестратегиюповедения,сучетомгражданскихинравственных ценностей;
• владение
языковыми
средствами
–
умение
ясно,
логично
и
точно
излагатьсвоюточкузрения,использоватьадекватныеязыковыесредства;
• владениенавыкамипознавательнойрефлексиикакосознаниясовершаемыхдействий
и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своегознанияинезнания,
новыхпознавательныхзадачисредствихдостижения.
Предметныерезультатыосвоенияпрограммысреднегообщегообразованияпредставлены
сучетомспецификисодержанияпредметныхобластей,затрагиваемыхвходеучастиявпрограмме«Ра
зговоры оважном»:
Русский
язык
и
литература:
сформированность
понятий
о
нормах
русскоголитературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
владениенавыкамисамоанализаисамооценкинаосновенаблюденийзасобственнойречью;владение
умением
анализировать
текст
с
точки
зрения
наличия
в
нем
явной
искрытой,основнойивторостепеннойинформации;владениеумениемпредставлятьтексты в виде
тезисов,
конспектов,
аннотаций,
рефератов,
сочинений
различныхжанров;знаниесодержанияпроизведенийрусскойимировойклассическойлитературы,и
хисторико-культурногоинравственноценностноговлияниянаформированиенациональнойимировой;сформированностьпредставлений
обизобразительно-выразительных
возможностях
русского
языка;
сформированностьуменийучитыватьисторический,историкокультурныйконтекстиконтексттворчестваписателявпроцессеанализахудожественногопроизведе
ния;способностьвыявлятьвхудожественныхтекстахобразы,темыипроблемыивыражатьсвоеотно
шениекнимвразвернутыхаргументированныхустныхиписьменныхвысказываниях.
Иностранныеязыки:владениезнаниямиосоциокультурнойспецификестраны/стран
изучаемого
языка
и
умение;
умение
выделять
общее
и
различное
вкультурероднойстраныистраны/странизучаемогоязыка;сформированностьумения использовать
иностранный
язык
как
средство
для
получения
информацииизиноязычныхисточниковвобразовательныхисамообразовательныхцелях.
История: сформированность представлений о современной историческойнауке, ее

8

специфике, методах исторического познания и роли в решении задачпрогрессивного развития
России
в
глобальном
мире;
владение
комплексом
знанийобисторииРоссииичеловечествавцелом,представлениямиобобщемиособенномвмировоми
сторическомпроцессе;сформированностьуменийприменятьисторическиезнаниявпрофессиональ
нойиобщественной деятельности, поликультурном общении; сформированность умений вести
диалог,обосновыватьсвоюточкузрениявдискуссиипоисторическойтематике.
Обществознание:сформированностьзнанийобобществекакцелостнойразвивающейсясисте
мев единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение умениями выявлять
причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов
и процессов; сформированность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; сформированность
представлений о методах познания социальных явлений и процессов; владение умениями
применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия
принимаемых рещений; сформированность навыков оценивания социальной информации,
умений
поиска
информации
в
источниках
различного
типа
дляреконструкциинедостающихзвеньевсцельюобъясненияиоценкиразнообразныхявленийипроц
ессовобщественногоразвития.
География:владениепредставлениямиосовременнойгеографическойнауке,
ееучастииврешенииважнейшихпроблемчеловечества;владениегеографическиммышлениемдляо
пределениягеографическихаспектовприродных,социальноэкономическихиэкологическихпроцессовипроблем;сформированностьсистемыкомплексныхсоц
иальноориентированныхгеографическихзнанийозакономерностяхразвитияприроды,размещения
населенияихозяйства,одинамикеитерриториальныхособенностяхпроцессов,протекающихвгеогр
афическомпространстве;владениеумениямипроведениянаблюденийзаотдельнымигеографическ
имиобъектами,процессамииявлениями,ихизменениями
в
результате
природных
и
антропогенных
воздействий;
владениеумениямииспользоватькартыразногосодержаниядлявыявлениязакономерностейитенде
нций,полученияновогогеографическогознанияоприродныхсоциальноэкономическихиэкологическихпроцессахиявлениях;владениеумениямигеографическогоанализа
иинтерпретацииразнообразнойинформации;владениеумениямиприменятьгеографическиезнания
дляобъясненияиоценкиразнообразныхявленийипроцессов,самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению
ееусловий;сформированностьпредставленийизнанийобосновныхпроблемахвзаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономическихаспектах экологических
проблем.
Экономика: сформированность системы знаний об экономической сфере
вжизниобществакакпространстве,вкоторомосуществляетсяэкономическаядеятельностьиндивид
ов,семей,отдельныхпредприятийигосударства;пониманиезначенияэтическихнорминравственны
хценностейвэкономическойдеятельностиотдельныхлюдейиобщества;сформированностьуважите
льногоотношениякчужойсобственности;владениенавыкамипоискаактуальнойэкономической
информации
в
различных
источниках,
включая
Интернет;
умениеразличатьфакты,аргументыиоценочныесуждения;анализировать,преобразовыватьииспол
ьзоватьэкономическуюинформациюдлярешенияпрактических задач в учебной деятельности и
реальной
жизни;
понимание
места
иролиРоссиивсовременноймировойэкономике;умениеориентироватьсявтекущихэкономических
событиях вРоссииив мире.

9

Право:сформированностьпредставленийопонятиигосударства,егофункциях, механизме и
формах;владение знаниями о понятии права, источникахи нормах права, законности,
правоотношениях; сформированность представленийо Конституции Российской Федерации как
основном
законе
государства,
владениезнаниямиобосновахправовогостатусаличностивРоссийскойФедерации;сформированно
стьуменийприменятьправовыезнаниядляоцениванияконкретныхправовыхнормсточкизренияихс
оответствиязаконодательствуРоссийскойФедерации;сформированностьнавыковсамостоятельно
гопоискаправовой информации, умений использовать результаты в конкретных
жизненныхситуациях.
Информатика:сформированностьпредставленийоролиинформацииисвязанныхснейпроц
ессоввокружающеммире;сформированностьбазовыхнавыковиуменийпособлюдениютребований
техникибезопасности,гигиеныи
ресурсосбереженияприработесосредствамиинформатизации;пониманияосновправовыхаспектов
использованиякомпьютерныхпрограммиработывИнтернете.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями оживой
природе,
ее
уровневой
организации
и
эволюции;
уверенное
пользованиебиологическойтерминологиейисимволикой;владениеосновнымиметодаминаучного
познания;сформированностьсобственнойпозициипоотношениюкбиологическойинформации,
получаемой изразных источников, к глобальнымэкологическимпроблемамипутямихрешения.
Естествознание:сформированностьпредставленийоцелостнойсовременной
естественнонаучной
картине
мира,
о
природе
как
единой
целостнойсистеме,овзаимосвязичеловека,природыиобщества;опространственновременныхмасштабахВселенной;владениезнаниямионаиболееважныхоткрытиях и достижениях
в области естествознания, повлиявших на эволюциюпредставлений о природе, на развитие
техники
и
технологий;
сформированностьуменияприменятьестественнонаучныезнаниядляобъясненияокружающихявл
ений,сохраненияздоровья,обеспечениябезопасностижизнедеятельности,бережного отношения к
природе, рационального природопользования, а такжевыполнения роли грамотного
потребителя; сформированность представлений онаучном методе познания природы и
средствах
изучения
мегамира,
макромира
имикромира;сформированностьуменийпониматьзначимостьестественнонаучногознания
для
каждого
человека,
независимо
от
его
профессиональной
деятельности,различатьфактыиоценки,сравниватьоценочныевыводы,видетьихсвязьскритериями
оценокисвязькритериевсопределеннойсистемойценностей.
Астрономия:сформированностьпредставленийостроенииСолнечнойсистемы, эволюции
звезд
и
Вселенной,
пространственно-временных
масштабахВселенной;сформированностьпредставленийозначенииастрономиивпрактическойдея
тельностичеловекаидальнейшемнаучно-техническомразвитии;осознание роли отечественной
науки
в
освоении
и
использовании
космическогопространстваиразвитиимеждународногосотрудничества вэтойобласти.
Экология:
сформированность
представлений
об
экологической
культуре
какусловиидостиженияустойчивого(сбалансированного)развитияобществаиприроды,
об
экологических
связях
в
системе
"человекобщество
природа";сформированностьэкологическогомышленияиспособностиучитыватьиоценивать
экологические последствия в разных сферах деятельности; владениеумениями применять
экологические
знания
в
жизненных
ситуациях,
связанных

10

свыполнениемтипичныхсоциальныхролей;владениезнаниямиэкологическихимперативов,гражд
анскихправиобязанностейвобластиэнергоиресурсосбережениявинтересахсохраненияокружающейсреды,здоровьяибезопасности жизни;
сформированность
личностного
отношения
к
экологическимценностям,моральнойответственностизаэкологическиепоследствиясвоихдействи
й в окружающей среде; сформированность способностик выполнениюпроектов экологически
ориентированной
социальной
деятельности,
связанных
сэкологическойбезопасностьюокружающейсреды,здоровьемлюдейиповышениемих
экологической культуры.
Основыбезопасностижизнедеятельности:сформированностьпредставленийокультуребе
зопасностижизнедеятельности,втомчислеокультуреэкологическойбезопасностикакожизненнова
жнойсоциально-нравственнойпозиции личности, а также как о средстве, повышающем
защищенность личности,общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая
отрицательноевлияниечеловеческогофактора;знаниеосновгосударственнойсистемы,российского
законодательства, направленных на защиту населения от внешних ивнутренних угроз;
сформированность представлений о необходимости отрицанияэкстремизма, терроризма, других
действий противоправного характера, а такжеасоциального поведения;сформированность
представлений
о
здоровом
образежизникакосредствеобеспечениядуховного,физическогоисоциальногоблагополучияличнос
ти;знаниераспространенныхопасныхичрезвычайныхситуацийприродного,техногенногоисоциал
ьногохарактера

11

Формы организации внеурочной деятельности
Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–11классов. В
2023–2024
учебном
году
запланировано
проведение
36
внеурочныхзанятий.Занятияпроводятся1развнеделюпопонедельникам,первымуроком.
Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»направленынаразвитиеценностного отношения
обучающихся к своей родине – России, населяющим еелюдям, ее уникальной истории, богатой
природе
и
великой
культуре.
Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»должныбытьнаправленынаформированиесоответству
ющей
внутренней
позиции
личности
обучающегося,
необходимой
емудляконструктивногоиответственного поведениявобществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и(или) беседа с
обучающимися.
Занятия
позволяют
обучающемуся
вырабатыватьсобственнуюмировоззренческуюпозициюпообсуждаемымтемам.
ОсновныетемызанятийсвязанысважнейшимиаспектамижизничеловекавсовременнойРосс
ии:знаниемроднойисторииипониманиемсложностейсовременногомира,техническимпрогрессом
исохранениемприроды,ориентациейвмировойхудожественнойкультуреиповседневнойкультуреп
оведения,доброжелательнымотношениемкокружающимиответственнымотношениемксобственн
ым поступкам.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет на
практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
–
–
–

в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в
совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностноенаполнениевнеурочныхзанятий
Восновеопределениятематикивнеурочныхзанятийлежатдвапринципа:
1) соответствиедатамкалендаря;

2) значимостьдляобучающегосясобытия(даты),котороеотмечаетсявкалендаревтекущемг
оду.
Датыкалендаряможнообъединитьвдвегруппы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числаежегодно
(государственные
и
профессиональные
праздники,
даты
историческихсобытий).Например,«Деньнародногоединства»,«ДеньзащитникаОтечества»,
«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»,«Деньучителя(советникиповоспитанию
)»,«Деньроссийскойнауки»ит. д.
2. Юбилейные
даты
выдающихся
деятелей
науки,
литературы,
искусства.Например,«190-летиесоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,
«215летиесоднярожденияН.В.Гоголя»,«Русскийязык.Великийимогучий.225летсоднярожденияА.С.П

12

ушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые
несвязаныстекущимидатамикалендаря,ноявляющиесяважнымиввоспитании
школьника.Кпримеру:«Мывместе»,«Овзаимоотношенияхвколлективе(Всемирныйдень
психическогоздоровья, профилактикабуллинга)»идр.
Следуетотметить,чтовнеурочныезанятиявходятвобщуюсистемувоспитательнойработыоб
разовательнойорганизации,поэтомутематикаисодержаниедолжныобеспечитьреализациюихназн
аченияицелей:становлениеуобучающихсягражданскопатриотическихчувств.Исходяизэтого,впланируемыхрезультатахкаждогосценариявнеурочногоз
анятиявыделяютсянравственныеценности,которыеявляютсяпредметомобсуждения.Основныеце
нностихарактеризуютсяследующимобразом.
1. Историческаяпамять

– историческая память – обязательная часть культуры народа и каждогогражданина;
– историческаяпамятьсоединяетпрошлое,настоящее,позволяясохранитьипродолжитьдост
ижения,мудрость,опыт,традициипрошлыхпоколений;
– историческаяпамятьестькультурацелогонарода,котораяскладываетсяизобъединенияинд
ивидульныхпереживаний,ивключаетважнейшиенравственныекачества:благодарность,уважение,
гордостьпотомковзажизньиподвигипредков.
Осознаниеэтойнравственнойценностибазируетсянаконкретномсодержании
занятия.
Например, тема «День народного единства» рассматриваетсяна известных исторических фактах
– единение людей, когда Родина нуждается взащитев1612 г.
2. Преемственностьпоколений

– каждоеследующеепоколениеучитсяупредыдущего:осваивает,воссоздаёт,продолжает
егодостижения,традиции;
– семья построена на сохранении преемственности поколений. Память опредыдущих
поколениях
бережно
хранится
в
предметах,
фото,
вещах,
а
также
вгуманномотношениикстаршимпоколениям.
Например,тема:«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)».Обсуждаетсяпроблема:
каждое
поколение
связано
с
предыдущими
и
последующими
общейкультурой,историей,средойобитания,языкомобщения.Каждыйчеловекдолжен
воспитыватьвсебекачества,которыебылихарактерныдлянашихпредков,людейдалёкихпоколений:
любовь кроднойземле,малойродине,Отечеству.
3. Патриотизм—любовькРодине

– патриотизм(любовькРодине)–самоеглавноекачествагражданина;
– любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности кродномудому,
малойродине;
– патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной
земли;чувствегордостизаисторию,культурусвоегонародаинародовРоссии.
Этавысшаянравственнаяценностьявляетсяприоритетнойвовсехсценариях
«Разговорововажном».Вкаждомсценарии,всоответствииссодержанием,раскрывается
многогранность чувства патриотизма и его проявления в разныхсферахчеловеческой жизни.
4. Доброта,добрыедела
 доброта—этоспособность(желаниеиумение)бытьмилосердным,поддержать,помочь без

13

ожидания благодарности;
 благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительностьбыла
распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером дляподражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России
впрошлыевременаи внастоящеевремя,темаволонтерства.
5. Семьяисемейныеценности

– семья

связана
не
только
общим
местом
проживания,
общим
хозяйством,общимиделами,ноизначимымиценностями—
взаимопониманием,взаимоподдержкой, традициямиит. д.;
– каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти напомощь
другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь другдругу;
– обучающийся
должен
ответственно
относиться
к
своей
семье,
участвоватьвовсехееделах,помогатьродителям;
– семейные
ценности
всегда
были
значимы
для
народов
России;
семейныеценностипредставленывтрадиционныхрелигияхРоссии.
Тема
семьи,
семейных
взаимоотношений
и
ценностей
является
предметомобсужденияназанятиях,посвященныхтемам:«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери
)»,«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»идр.
6. КультураРоссии

– культура

общества
—
это
достижения
человеческого
общества,
созданныенапротяженииегоистории;
– российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема вовсеммире;

–

культурапредставленадостижениямивматериальнойсфере(строительство,техника,пр
едметыбытаидр.),вдуховнойсфере(народноетворчество,литература,изобразительноеискусство,м
узыка,театридр.),атакжевэтике,культуревзаимоотношенийлюдей.
Темы,
связанные
с
осознанием
обучающимися
этой
социальной
ценности,подробноиразностороннепредставленыв«Разговораховажном».Поэтомумногиесценар
иипостроеныначтениипоэзии,обсуждениивидеофильмов,произведенийживописиимузыки:«Поту
сторонуэкрана.115леткиновРоссии»,
«Цирк!Цирк!Цирк!(кМеждународномуднюцирка)».
7. НауканаслужбеРодины

– наукаобеспечиваетпрогрессобществаиулучшаетжизньчеловека;
– в
науке
работают
талантливые,
творческие
люди,

бесконечно

любящиесвоюдеятельность;
–в
России
совершено
много
научных
открытий,
без
которых
невозможнопредставитьсовременный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают
впроцессеобсуждениятем:«190летсоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,«Явижу Землю!Этотаккрасиво».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за
рамкисодержания,изучаемогонауроках,ноэтонеозначает,чтоучительбудетобязательно
добиваться
точного
усвоения
нового
знания,
запоминания
и
четкоговоспроизведенияновоготерминаилипонятия.Необходимопонимать,чтонавнеурочныхзан

14

ятияхкакнеучебныхформируютсяопределенныеценности: высшие нравственные чувства и
социальные
отношения.
В
течение
года
учащиесямногоразбудутвозвращатьсякобсуждениюоднихитехжепонятий,чтопослужитпостепен
номуосознанномуихпринятию.
Наличиесценариеввнеурочныхзанятийнеозначаетформальногоследованияим.Прианализе
содержаниязанятия,котороепредлагаетсявсценарии,педагогучитываетрегиональные,национальн
ые,этнокультурныеособенноститерритории,гдефункционируетданнаяобразовательнаяорганизац
ия.Обязательноучитываетсяиуровеньразвитияучащихся,ихинтересыипотребности.Принеобходи
мости,
исходя
из
статуса
семей
обучающихся,
целесообразно
уточнить(изменить,скорректировать)итворческиезадания,выполнениекоторыхпредлагаетсявмес
тесродителями,другими членамисемьи.
Особенностиреализациипрограммы
Личностное развитие ребёнка – главная цель педагога. Личностных результатов
обучающихся педагог может достичь, увлекая школьников совместной и интересной
многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные
формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу;
насыщая занятия ценностным содержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность
школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
В приложениях к программе содержатся методические рекомендации, помогающие педагогу
грамотно организовать деятельность школьников на занятиях в рамках реализации программы
курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».

Тематическое планирование
10–11 классы (1 час в неделю)
Тема
День знаний

Там, где Россия

Основноесодержание

Характеристика деятельности
обучающихся

Знакомство с проектами
Российского общества
«Знание».

Участие во вступительной беседе.
Просмотр ролика о необходимости
знаний для жизненного успеха.

Возможности, которые
предоставляют проекты
общества «Знание» для
обучающихся различных
возрастов.

Участие в мотивационной беседе о
чертах характера, которые присущи
людям с активной жизненной позицией,
о мечтах и о том, как можно их
достигнуть.

Родина – не только место
рождения. История, культура,
научные достижения: чем мы

Участие во вступительной беседе о
России. Просмотр ролика о России.
Интерактивная викторина.

15

Зоя.
К 100-летию со дня
рождения Зои
Космодемьянской

можем гордиться?

Чем полезны фенологические
наблюдения. Их роль в жизни человека.

Зоя Космодемьянская – её
подвиг бессмертен, её имя
стало символом мужества и
стойкости, а жизнь служит
примером беззаветной
преданности Отечеству,
истиной любви к своей
Родине.

Участие во вступительной беседе.
Просмотр видеоролика о жизни и
подвиге Зои.
Участие в беседе о том, как
воспитываются черты личности героя.
Подвиг Зои был подвигом ради жизни
будущих поколений. В защиту
всего,
что любила эта
молодая девушка.
Просмотр интерактивной карты, беседа о
сохранении памятников героям.

Избирательная
система России (30
лет ЦИК)

Право избирать и быть
избранным гарантировано
Конституцией Российской
Федерации каждому
гражданину нашей страны.
Жизнь, свобода, права и
благополучие граждан
является одной из главных
ценностей, а проявление
гражданской позиции,
желание участвовать в
развитии своего города,
региона, страны – достойно
уважения.

День учителя
(советники по
воспитанию)

О взаимоотношениях

Ценность профессии учителя.
Советник по воспитанию –
проводник в мир
возможностей, которые
создало государство для
каждого ребенка в стране,
наставник и «старший
товарищ», помогающий как
объединить школьный
коллектив в дружную
команду, так и выстроить

Участие во вступительной беседе.
Просмотр видеоролика об истории
Центральной избирательной комиссии.
Обсуждение ситуаций, возникающих в
связи с голосованием и выборами.
Выполнение интерактивного задания
«Избирательная система в России».

Просмотр видеоролика.
Участие в командной работе: каким
должен быть современный Учитель?
(создание кластера).

личную траекторию развития
каждому ребенку.

Участие в дискуссии на одну из
предложенных тем: «Если бы я был
учителем, какими качествами обладал…,
как относился бы к ученикам…, как
готовился к занятиям…, какие
вспомогательные средства использовал
для проведения уроков?»; «Чем может
помочь советник по воспитанию?»

В условиях информационных

Мотивационная беседа о взаимосвязи

16

в коллективе
(Всемирный день
психического
здоровья,
профилактика
буллинга)

перегрузок, разнообразия
быстро решаемых задач,
экономической
нестабильности, стрессы
стали неотъемлемой
составляющей жизни
человека. Они приводят к
депрессивному состоянию,
которое, в свою очередь,
может привести к проблемам
физического здоровья,
конфликтам с близкими,
неуверенности,
озлобленности. Знания о том,
как наладить отношения в
коллективе, сохранить свое
психическое здоровье, как
смотреть на мир позитивно,
как не стать жертвой
«травли», и самому не
опуститься до «травли»
других, необходимы всем.

физического и психического здоровья.
Игра «Верю - не верю» о стереотипах в
отношении здоровья и здорового образа
жизни.
Просмотр отрывков из мультфильмов и
фильмов, обсуждение их. Беседа о
буллинге, его причинах и вреде, который
он причиняет человеку.
Мастер-класс «Магия игры», в ходе
которого школьники участвуют в
игровых упражнениях, помогающих
снять стресс и психологическое
напряжение, выплеснуть негативные
эмоции.
Мозговой штурм «Мои правила
благополучия», в ходе которого
школьники составляют список
лайфхаков класса о том, как подростку
справляться со стрессами, излишним
давлением взрослых.
Итоговая рефлексивная беседа, в ходе
которой школьники обсуждают
характеристики идеального коллектива, в
котором им было бы комфортно
находиться.

По ту сторону экрана.
115 лет кино в России

Развитие отечественного
кино отражает не только
основные вехи развития
страны, но и моделирует
образ ее будущего. Кино,
наряду с литературой и
театром, позволяет человеку
увидеть себя, как в
«зеркале», соотнести свои
поступки с поступками
героев, анализировать и
рефлексировать, приобретать
новые знания, знакомиться с
миром профессий, с
творчеством талантливых
людей, с историей и

Мотивационная беседа о любимых
мультфильмах и кинофильмах, жанрах
кино.
Просмотр видеоролика об истории
российского игрового кино.
Обсуждение ролика.
Беседа о будущем кинематографа в
цифровую эпоху.
Интерактивная игра, в ходе которой
школьники называют мультфильм или
фильм по его отрывку.
Игра «Ты - актер», где дети пробуют себя

17

культурой страны.

в роли актеров немого кино.
Итоговая беседа о возможности создания
собственного фильма о классе,
сделанного руками школьников.

День спецназа

Подразделения специального
назначения (спецназ) в
России имеют особую
значимость, они
олицетворяют служение
Отечеству, мужество и силу
духа, беспримерное
самопожертвование,
готовность мгновенно прийти
на помощь Родине.
Военнослужащие спецназа
обладают особыми

Участие во вступительной беседе,
просмотр видеоролика о видах
подразделений специального назначения
в России.
Участие в обсуждении: «Качества
личности бойца спецназа».
Выполнение интерактивного задания
«Что важнее для спецназовца – ум или
сила?»

профессиональными,
физическими и моральным
качествами, являются
достойным примером
настоящего
мужчины.
День народного
единства

Смутное время в истории
нашей страны. Самозванцы –
одна из причин
продолжавшейся Смуты.
Ополчение во главе с князем
Дмитрием Пожарским и
земским старостой Кузьмой
Мининым.
Примеры единения народа не
только в войне

Участие во вступительной беседе о
появлении праздника День народного
единства.
Знакомство с исторической справкой о
событиях Смутного времени.
Работа в группах: если бы вы жили в
Смутное время, в чем вы бы увидели
причины появления народных
ополчений? Обмен мнениями. Дискуссия
о том, что 4 ноября 1612 года воины
народного ополчения
продемонстрировали образец героизма и
сплоченности всего народа вне
зависимости от происхождения,
вероисповедания и положения в
обществе. Дискуссия о том, когда еще
люди чувствуют,

18

что им надо объединяться?
Россия: взгляд в
будущее.
Технологический
суверенитет /
цифровая экономика /
новые профессии

Технологический суверенитет
решает задачи обеспечения
безопасности, получения
энергии, продовольственной
независимости, транспортной
связности. Логика развития
экономики предполагает
защиту и формирование
высокотехнологичных
отраслей с высокой долей
интеллектуальных вложений.
Развитие цифровой
экономики предполагает
выстраивание системы
экономических, социальных и
культурных отношений,
основанных на
использовании цифровых
информационнокоммуникационных
технологий. Появление новых
профессий связано с
цифровизацией экономики,
движением к
технологическому
суверенитету.

Беседа о сущности понятий
«суверенитет», «технологический
суверенитет», «цифровая экономика».
Просмотр видеоролика о цифровых
технологиях, вошедших в современную
жизнь многих россиян, в экономику,
образование и культуру страны.
Дискуссия, в ходе которой школьники
высказывают свои мнения о
возможностях и рисках, которые
появляются в связи с проникновением
искусственного интеллекта во многие
сферы не только экономики, но и
культуры, образования, спорта.
Игра-викторина «Язык не для всех», в
ходе которой школьники знакомятся с
новыми понятиями в области цифровых
технологий и с профессиями будущего.
Интерактивное путешествие по городу
профессий будущего, в ходе которого
школьники знакомятся с двенадцатью
направлениями профессиональной
деятельности, которые охватывают 50
перспективных профессий.
Рефлексивная беседа, в ходе которой
педагог просит школьников завершить
некоторые из предложений, например:
«Самое большое открытие, которое я
сделал на этом занятии – это …»; «Все
говорят, что без цифры сегодняшняя
жизнь просто невозможна, я с этим
утверждением …»; «Если у меня
спросят, готов ли я учится всю свою
жизнь, то я отвечу …»

О взаимоотношениях
в семье (День матери)

Мама – важный человек в
жизни каждого. Материнская
любовь – простая и
безоговорочная.

Участие в игре «Незаконченное
предложение», во время которой каждый
школьник продолжает предложение
«Первое, что приходит в голову, когда я
слышу слово «мама» …»

19

Легко ли быть мамой?

Участие в групповом обсуждении
случаев недопонимания мам и детей.
Поиск причин этого в процессе
групповой работы.
Участие в беседе о том, что делает наших
мам счастливыми

Что такое Родина?
(региональный и
местный компонент)

Что для каждого человека
означает слово «Родина»?
Это родители, семья, дом,
друзья, родной город, регион,
вся наша страна и народ.
Чувство любви к своей
Родине человек несет в себе
всю жизнь, это его опора и
поддержка. Родина – это не
просто территория, это,
прежде
всего то, что мы любим и
готовы защищать.

Мы вместе

История создания Красного
Креста. Особенности
волонтерской деятельности.
Волонтёрство в России

Участие в беседе о том, когда каждый из
нас чувствовал гордость при виде
государственных символов нашей
страны. Какова региональная символика?
Что означают элементы герба, флага?
Знакомство с традициями народов,
живущих на территории России.
Участие в дискуссии о том, что
объединяет людей разных
национальностей в одной стране, что им
в этом помогает?

Знакомство школьников с информацией
о создании в Международного Комитета
Красного Креста.
Участие в обсуждении вопроса:
действительно ли создание именно этой
организации можно считать началом
волонтерского движения?
Работа в группах по составлению списка
особенностей волонтерской
деятельности.
Обмен историями из жизни о
волонтёрской деятельности

Главный закон страны

Значение Конституции для
граждан страны. Знание прав
и выполнение
обязанностей.
Ответственность – это
осознанное поведение

Участие во вступительной беседе о
значении слова «конституция» и о жизни
без конституции.
Участие в обсуждении ситуаций, в
которых было нарушение прав или
невыполнение обязанностей.
Участие в игре «Незаконченное

20

предложение», во время которой каждый
школьник продолжает предложение
«Нужно знать Конституцию, потому
что…»
Участие в дискуссии об осознанном
поведении и личной ответственности
Герои нашего времени

Россия – страна с
героическим прошлым.
Современные герои – кто
они? Россия начинается с
меня?

Участие во вступительной беседе о
непростой судьбе нашей страны, о
войнах, которые выпали на долю народа
и о героизме тех, кто вставал на ее
защиту.
Участие в дискуссии о том, есть ли место
героизму сегодня?
Обсуждение мнений школьников.
Участие в игре «Качества современного
героя»

Новогодние семейные
традиции разных
народов России

Новый год – праздник всей
семьи. Новогодние семейные
традиции. Новогодние
приметы.
Различные традиции встречи
Нового года у разных
народов России.

Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли вы
знаете о Новом годе?)
Участие в дискуссии «Поделись
новогодней традицией, которая
объединяет народы нашей страны».
Участие в беседе о том, что чаще всего
мы мечтаем о материальных подарках, но
есть ли что-то, что мы хотели бы
изменить в себе в Новом году?
Участие в разговоре о новогодних
приметах, подарках.

От А до Я.
450 лет "Азбуке"
Ивана Фёдорова

Налоговая
грамотность

Способы передачи
информации до появления
письменности. Разница
между азбукой и букварем.
«Азбука», напечатанная
Иваном Федоровым: «Ради
скорого младенческого
научения».

Беседа о разных способах передачи
информации. Блиц-опрос «Интересные
факты об Азбуке».
Эвристическая
беседа «Первая
печатная «Азбука»: в чем особенности».
Интерактивные задания, связанные с
содержанием «Азбуки».

Современный человек должен Беседа о том, что такое налоговая
обладать функциональной
система.
грамотностью, в том числе

21

налоговой. Для чего
собирают налоги? Что они
обеспечивают для граждан?
Выплата налогов –
обязанность каждого
гражданина Российской
Федерации.
Непокоренные.
80 лет со дня полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской блокады

Голод, морозы,
бомбардировки – тяготы
блокадного Ленинграда.
Блокадный паек. Способы
выживания ленинградцев.
О провале планов немецких
войск. О героизме советских
воинов, освободивших город
на Неве.

Блиц-опрос «Для чего государству
необходим бюджет?». Беседа «Права и
обязанности налогоплательщика».
Интерактивное задание «Создай и
распредели бюджет».

Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о
блокаде Ленинграда; каким образом
город попал в кольцо; зачем Гитлер
хотел захватить город; почему
Ладожское озеро называют дорогой
жизни; чем стало полное освобождение
Ленинграда от фашистской блокады для
всей страны, для хода Великой
Отечественной войны?»
Беседа о том, что помогало людям
выстоять в осажденном городе.
Работа в парах с дальнейшим
обобщением: почему планам Гитлера не
суждено было сбыться?

Союзники России

190 лет со дня
рождения Д.И.
Менделеева.
День российской
науки

Кто такой союзник? Какие
обязанности он на себя
принимает, какими обладает
правами? Что дает
заключение союзного
договора для государств?
Союзники России –
государства, которые
разделяют и поддерживают
наши общие традиционные
ценности, уважают культуру,
стремятся к укреплению
союзных государств и
поддерживают их.

Беседа о государствах-союзниках
Российской Федерации.

Цивилизация без научных
достижений. Научные и
технические достижения в
нашей стране. Вклад
российских ученых в
мировую науку.

Участие во вступительной беседе о том,
какой была бы жизнь человека без
научных достижений.

Блиц-опрос: «Какие традиционные
ценности разделяют союзники?».
Дискуссия: права и обязанности союзных
государств.
В чем заключается союзническая
поддержка? Что Россия делает для
союзников?

Участие в беседе об основных научных и
технических достижениях в нашей

22

Д.И. Менделеев и роль его
достижений для науки.
Достижения науки в
повседневной жизни. Плюсы
и минусы научнотехнического прогресса

стране.
Участие в интерактивном задании «Д.И.
Менделеев: не только химия».
Участие в блиц – опросе «Примеры
использования достижений науки в
повседневной жизни».
Работа в группах с дальнейшим
обобщением: «Плюсы и минусы научнотехнического прогресса»

День
первооткрывателя

Россия является не только
самой большой страной в
мире, которую за ее
продолжительную историю
шаг за шагом исследовали,
изучали, открывали русские
землепроходцы.
Удивительные уголки нашей
страны сегодня может
открыть для себя любой
школьник.

Мотивационная беседа о
первооткрывателях, открытиях и
удивительных местах России. Мозговой
штурм, в ходе которого школьники за 1
минуту должны назвать 15 российских
городов; за вторую минуту - 15
российских рек; за третью – 15 названий
деревьев, кустарников и цветов, которые
растут в их регионе.
Просмотр и обсуждение видеоролика
Русского географического общества о
русских землепроходцах.
Игра «Своя игра», в которой
разыгрываются вопросы об уникальных
местах России и их первооткрывателях.
Рефлексивная беседа со школьниками, в
процессе которой они продолжают
предложения, начало которых
произносит педагог: «Я никогда не знал,
что …»; «Если бы я делал пост в
социальных сетях по итогам нашего
сегодняшнего разговора, то я назвал бы
его …»;
«Каждый может стать
первооткрывателем, потому что …».

День защитника
Отечества.
280 лет со дня
рождения Федора
Ушакова

День защитника Отечества:
исторические традиции.
Профессия военного: кто её
выбирает сегодня.

Участие в интеллектуальной разминке
«Что вы знаете о Дне защитника
Отечества».
Участие в дискуссии о причинах выбора

23

Как найти свое место
в обществе

Всемирный фестиваль
молодежи

Смекалка в военном деле.
280-летие со дня рождения
великого русского
флотоводца, командующего
Черноморским флотом (1790
—1798); командующего
русско-турецкой эскадрой в
Средиземном море (1798—
1800), адмирала (1799) Ф.Ф.
Ушакова.

профессии военного.

Что нужно для того, чтобы
найти друзей и самому быть
хорошим другом? Примеры
настоящей дружбы. Что
нужно для того, чтобы
создать хорошую семью и
самому быть хорошим
семьянином. Поддержка
семьи в России. Что нужно,
чтобы найти свое призвание и
стать настоящим
профессионалом. Поддержка
профессионального
самоопределения школьников
в России.

Проблематизирующая беседа о трех
слагаемых успешной самореализации
человека в обществе: дружбе, семье и
профессии.

Всемирный фестиваль
молодежи – 2024. Сириус –
федеральная площадка
фестиваля. Исторические
факты появления всемирного
фестиваля молодежи и
студентов. Фестивали,
которые проходили в

Групповая работа по созданию кластера
«Всемирный фестиваль молодежи».

Участие в работе в парах: знакомство с
примерами военных действий, в которых
выручала смекалка.
История и современность: уроки
адмирала Ушакова.
Участие в беседе о том, как жители
России выражают свою благодарность
защитникам Отечества

Выступление федерального спикера (о
примерах и способах самореализации
человека в различных сферах
общественной жизни). Рефлексивная
беседа «Мое будущее», в ходе которой
школьники обсуждают вопросы о том,
как найти хороших друзей, как найти
спутника/спутницу жизни, чем
руководствоваться в выборе профессии.
Групповая работа «Что я возьму с собой
во взрослую жизнь?», в ходе которой
школьники в каждой группе из набора
карточек выбирают 5 и аргументируют
всему классу свой выбор. В набор могут
входить, например, карточки «умение
готовить», «умение дружить», «умение
учиться», «знать языки», «умение
шутить» и т.д.

Историческая справка об истории
возникновения Всемирного фестиваля
молодежи.
Беседа «Эмблемы и символы
фестивалей».

24

«Первым делом
самолеты».
О гражданской
авиации

нашей стране.

Дискуссия «Всемирный фестиваль
молодежи – 2024 в подробностях».

Легендарная история
развития российской
гражданской авиации.
Героизм конструкторов,
инженеров и летчиковиспытателей первых
российских самолетов.
Мировые рекорды
российских летчиков.

Проблематизирующая беседа «Почему
человек всегда хотел подняться в небо?»,
в ходе которой обсуждаются события,
связанные с первыми попытками
человека «обрести крылья».

Современное авиастроение.
Профессии, связанные с
авиацией.

Видеоролик об истории российской
авиации, от первого полета в 1913 году
на первом в мире четырехмоторном
самолете «Русский витязь» до
современных авиалайнеров "Суперджет",
МС-21, Ил-114- 300, Ту-214, Ил-96,
"Байкал".
Интерактивная игра «33 ступеньки в
небо», в ходе которой школьники
знакомятся с легендарными российскими
пилотами, испытателями,
конструкторами.
Мастер-класс «Тренажер летчика», в
ходе которого школьники выполняют
некоторые упражнения и задания
(например, «Компас»,
«Часы» и др.) которые предлагают
современным пилотам при профотборе.
Рефлексивная беседа «Я могу стать кем
захочу, или уже нет?», в ходе которой
подростки рассуждают об ограничениях,
которые накладывает профессия пилота,
о том, как может реализоваться мечта о
небе, даже если нельзя стать летчиком.

Крым. Путь домой

Красивейший полуостров с
богатой историей. История
Крымского полуострова.
Значение Крыма.
Достопримечательности
Крыма

Участие в беседе о географическом
положении Крыма с использованием
карты.
Самостоятельная работа по изучению
информации по истории Крыма. Работа в
группах с обобщением: что с древних
времен привлекало разные народы в
Крымском полуострове?

25

Обмен мнениями: что бы вы
рекомендовали посетить в Крыму
Россия – здоровая
держава

Здоровый образ жизни –
приоритетное направление в
большинстве государств
мира. Основные
составляющие здоровья.
Современные проекты,
связанные со здоровьем.

Цирк! Цирк! Цирк! (К
Международному дню
цирка)

Цирк как фантазийное и
сказочное искусство. Цирк в
России, История цирка,
цирковые династии России.
Знаменитые на весь мир
российские силачи,
дрессировщики, акробаты,
клоуны, фокусники.
Цирковые профессии.

Дискуссия «Основные правила здорового
образа жизни». Групповая работа:
составление памятки о ЗОЖ.
Дискуссия «Следуешь моде – вредишь
здоровью» (о тату, пирсинге, энергетиках
и т.д.).
Просмотр видеоролика об истории цирка
в России, начиная с первого
стационарного цирка, построенного в
Петербурге в 1877 году.
Беседа о современном цирке, причинах
его популярности у детей и взрослых, о
видах циркового искусства (клоунаде,
акробатике, эквилибристике, гимнастике,
жонглировании, эксцентрике,
иллюзионизме, пантомиме, дрессировке
животных).
Мастер-класс «Фокус здесь и сейчас», в
ходе которого школьники разучивают
несколько простых фокусов.
Видео-викторина «Клоун», в ходе
которой школьники знакомятся
великими российскими клоунами (Юрий
Никулин, Олег Попов, Юрий Куклачев,
Вячеслав Полунин).
Рефлексивная беседа о том, как важно
уметь поддерживать оптимизм в себе и в
окружающих.

«Я вижу Землю! Это
так красиво».

Главные события в истории
покорения космоса.
Отечественные космонавтырекордсмены.
Подготовка к полёту –
многолетний процесс.
Художественный фильм
«Вызов» - героизм

Участие во вступительной беседе об
основных исторических событиях в
космонавтике. Самостоятельная работа в
группах: найти в интернете информацию
о космонавте и сделать сообщение для
одноклассников (Герман Титов,
Валентина Терешкова, Алексей Леонов,
Светлана Савицкая, Валерий Поляков,
Елена Кондакова, Сергей Крикалев,

26

215-летие со дня
рождения Н. В. Гоголя

персонажей и реальных
людей.

Геннадий Падалка, Анатолий Соловьев).

Николай Гоголь –
признанный классик русской
литературы, автор
знаменитых «Мертвых душ»,

Проблематизирующая беседа «Классик
есть классик», в ходе которой школьники
обсуждают, какие сюжеты, герои,
ситуации из произведений Гоголя можно
было назвать современными.

«Ревизора», «Вечеров на
хуторе близ Диканьки».
Сюжеты, герои, ситуации из
произведений Николая
Гоголя актуальны по сей
день.

Участие в беседе о трудном процессе
подготовки к полёту. Обсуждение
фильма «Вызов» - в чем заключался
героизм главных действующих лиц и
актрисы и режиссера фильма.

Игра «Закончи фразу, ставшую
крылатой», в ходе которой школьники
продолжают знаменитые фразы из
произведений Н. Гоголя.
Интерактивная игра, в ходе которой
школьники по отрывкам из
телеспектаклей, кинофильмов,
иллюстраций, созданных по
произведениям Николая Гоголя,
называют произведение и его главных
героев.
Дискуссия, в ходе которой школьники
обсуждают фразу И.А. Гончарова «Он,
смеша и смеясь, невидимо плакал…».

Экологичное
потребление

Экологичное потребление –
способ позаботиться о
сохранности планеты.
Экологические проблемы как
следствия безответственного
поведения человека.
Соблюдать эко-правила – не
так сложно

Труд крут

История Праздника труда.
Труд – это право или
обязанность человека?
Работа мечты. Жизненно
важные навыки

Участие во вступительной беседе об
экологическом потреблении.
Обсуждение экологических проблем,
существующих в России, и роли людей в
их появлении, поиски решений.
Работа в группах по составлению общего
списка эко-правил, которые легко может
соблюдать каждый
Вступительная беседа об истории
Праздника труда.
Участие в дискуссии: «Труд – это право
или обязанность человека?»
Мозговой штурм – обсуждение

27

критериев работы мечты.
Блиц-опрос «Владеете
ли вы
элементарными трудовыми навыками?»
Урок памяти

Будь готов!
Ко дню детских
общественных
организаций

История появления праздника
День Победы. Поисковое
движение России. Могила
Неизвестного Солдата.
Семейные традиции
празднования Дня Победы.
Бессмертный полк

Участие во вступительной беседе об
истории появления праздника День
Победы. Участие в беседе о том, что
заставляет тысячи человек заниматься
поиском и захоронением останков
погибших защитников Отечества?

19 мая 1922 года – день
рождения пионерской
организации. Цель её
создания и деятельность.
Распад пионерской
организации. Причины, по
которым дети объединяются

Участие во вступительной беседе о
пионерской организации.

Обмен мнениями: есть ли в вашей семье
традиция отмечать День Победы?
Участвует ли семья в шествиях
Бессмертного полка?

Участие в дискуссии о том, какое должно
быть детское общественное объединение,
чтобы вам захотелось в него вступить.
Участие в мозговом штурме по
выдвижению причин, по которым дети
объединяются.
Участие в беседе о том, какие бывают
детские общественные объединения

Русский язык.
Великий и могучий.
225 со дня рождения
А. С. Пушкина

Неизвестный Пушкин.
Творчество Пушкина
объединяет поколения. Вклад
А. С. Пушкина в
формирование современного
литературного русского
языка.

Брейн- ринг «Узнай произведение по
иллюстрации».
Историческая справка «Малоизвестные
факты из жизни А. С. Пушкина».
Эвристическая беседа «Мы говорим на
языке Пушкина». Интерактивные
задания на знание русского языка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».