ВД РП Разговоры о важном 8-9

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОРЕИЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.П. КУЛЕШОВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Рассмотрено
на методическом
объединении
Прот. № 01 от 29.08. 2023 г.
Руководитель
_________Чишко М.А.

Согласовано
замдиректора по УВР

Утверждено
директор школы

_______Бурнацева Л.М. _________ Баранов О.В.
Пр. № 316 от 29.08.2023 г.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
для обучающихся 8-9 классов
базовый уровень ФГОС (ООО)
на 2023-2024 учебный год
учителя Потоцкая Татьяна Владимировна
Заянчуковская Лариса Николаевна
Суглобова Светлана Петровна
Новикова Елена Алексеевна

ЯЛТА, 2023г

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программаразработанавсоответствиистребованиямифедеральныхгосударственныхобразо
вательныхстандартовначальногообщего,основногообщего и среднего общего образования,
федеральных
образовательных
программначальногообщего,основногообщегоисреднегообщегообразования.Этопозволяетобесп
ечитьединствообязательныхтребованийФГОСвовсемпространствешкольногообразованиявуроч
нойивнеурочнойдеятельности.
Задачейпедагога,реализующегопрограмму,являетсяразвитиеуобучающегося ценностного
отношения к Родине, природе, человеку, культуре,знаниям,здоровью.
Программанаправленана:
 формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
 формирование интереса к познанию;
 формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
 выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм;
 создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
 развитие у школьников общекультурной компетентности;
 развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 осознание своего места в обществе;
 познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 формирование готовности к личностному самоопределению.


Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» составляют следующие документы.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2. СтратегиянациональнойбезопасностиРоссийскойФедерации,УказПрезидентаРоссийскойФ
едерацииот2июля2021г.
№400«ОСтратегиинациональнойбезопасностиРоссийскойФедерации».
3. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот31.05.2021№287«Обутверждени
ифедеральногогосударственногообразовательногостандарта
основного
общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России05.07.2021№64101).
4. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.07.2022№ 568 «О внесении
изменений
в
федеральный
государственный
образовательныйстандартосновногообщегообразования»(ЗарегистрированМинюстомРосси
и17.08.2022№69675).
5. ПисьмоМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации«Онаправленииметодическихрек
омендацийпопроведениюциклавнеурочныхзанятий«Разговорыоважном»»
от15.08.2022№03–1190.
6. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.05.2023№370«Обутверждени
ифедеральнойобразовательнойпрограммыосновногообщегообразования»(Зарегистрирован
МинюстомРоссии12.07.2023№74223).

3

Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–11классов.
В 2023–2024 учебном году запланировано проведение 36 внеурочныхзанятий.
Занятияпроводятся1развнеделюпопонедельникам,первымуроком.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения
обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой
природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть
направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с
обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировозренческую
позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России:
знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом
и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной
культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программакурсавнеурочнойдеятельностиразработанасучётомфедеральных
образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего
исреднегообщегообразования.Этопозволяетнапрактикесоединитьобучающуюивоспитательнуюд
еятельностьпедагога,ориентироватьеёнетольконаинтеллектуальное,ноинанравственное,социаль
ноеразвитиеребёнка.Этопроявляется:
– ввыделениивцелипрограммыценностныхприоритетов;
– в
приоритете
личностных
результатов
реализации
программы
внеурочнойдеятельности,нашедшихсвоеотражениеиконкретизациювпрограммевоспитани
я;
– в
интерактивных
формах
занятий
для
обучающихся,
обеспечивающих
ихвовлеченностьвсовместную спедагогомисверстникамидеятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
Восновеопределениятематикивнеурочныхзанятийлежатдвапринципа:
1) соответствиедатамкалендаря;
2) значимостьдляобучающегосясобытия(даты),котороеотмечаетсявкалендаревтекущемгоду.
Датыкалендаряможнообъединитьвдвегруппы:

1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числаежегодно
(государственные
и
профессиональные
праздники,
даты
историческихсобытий).Например,«Деньнародногоединства»,«ДеньзащитникаОтечества»,
«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»,«Деньучителя(советникиповоспитанию
)»,«Деньроссийскойнауки»ит. д.
2. Юбилейные
даты
выдающихся
деятелей
науки,
литературы,
искусства.Например,«190-летиесоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,
«215-летиесоднярожденияН.В.Гоголя»,«Русскийязык.Великийимогучий.225 лет

4

соднярожденияА.С.Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий,
несвязаныстекущимидатамикалендаря,ноявляющиесяважнымиввоспитании

которые

школьника.Кпримеру:«Мывместе»,«Овзаимоотношенияхвколлективе(Всемирныйдень
психическогоздоровья, профилактикабуллинга)»идр.
Следуетотметить,чтовнеурочныезанятиявходятвобщуюсистемувоспитательнойработыоб
разовательнойорганизации,поэтомутематикаисодержаниедолжныобеспечитьреализациюихназн
аченияицелей:становлениеуобучающихсягражданскопатриотическихчувств.Исходяизэтого,впланируемыхрезультатахкаждогосценариявнеурочногоз
анятиявыделяютсянравственныеценности,которыеявляютсяпредметомобсуждения.Основныеце
нностихарактеризуютсяследующимобразом.
1. Историческая память

– историческая память – обязательная часть культуры народа и каждогогражданина;
– историческаяпамятьсоединяетпрошлое,настоящее,позволяясохранитьипродолжитьдост
ижения,мудрость,опыт,традициипрошлыхпоколений;
– историческаяпамятьестькультурацелогонарода,котораяскладываетсяизобъединенияинд
ивидульныхпереживаний,ивключаетважнейшиенравственныекачества:благодарность,уважение,
гордостьпотомковзажизньиподвигипредков.
Осознаниеэтойнравственнойценностибазируетсянаконкретномсодержании
занятия.
Например, тема «День народного единства» рассматриваетсяна известных исторических фактах
– единение людей, когда Родина нуждается взащитев1612 г.
2. Преемственность поколений

– каждоеследующеепоколениеучитсяупредыдущего:осваивает,воссоздаёт,продолжает
егодостижения,традиции;
– семья построена на сохранении преемственности поколений. Память опредыдущих
поколениях
бережно
хранится
в
предметах,
фото,
вещах,
а
также
вгуманномотношениикстаршимпоколениям.
Например,тема:«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)».Обсуждаетсяпроблема:
каждое
поколение
связано
с
предыдущими
и
последующими
общейкультурой,историей,средойобитания,языкомобщения.Каждыйчеловекдолжен
воспитыватьвсебекачества,которыебылихарактерныдлянашихпредков,людейдалёкихпоколений:
любовь кроднойземле,малойродине,Отечеству.
3. Патриотизм — любовь к Родине
–
–

патриотизм(любовькРодине)–самоеглавноекачествагражданина;

любовь к своему Отечеству начинается с малого – с привязанности кродномудому,
малойродине;
– патриотизм
строится
на
ответственности
за
судьбу
своей
родной
земли;чувствегордостизаисторию,культурусвоегонародаинародовРоссии.
Этавысшаянравственнаяценностьявляетсяприоритетнойвовсехсценариях
«Разговорововажном».Вкаждомсценарии,всоответствииссодержанием,раскрывается
многогранность чувства патриотизма и его проявления в разныхсферахчеловеческой жизни.

5

4. Доброта, добрые дела
–

Доброта – этоспособность(желаниеиумение)бытьмилосердным,поддержать,помочь без
ожидания благодарности;
– Благотворительность – проявление добрых чувств; благотворительностьбыла
распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России впрошлыевременаи
внастоящеевремя,темаволонтерства.
5. Семья и семейные ценности
–

–
–
–

семья
связана
не
только
общим
местом
проживания,
общим
хозяйством,общимиделами,ноизначимымиценностями
–
взаимопониманием,взаимоподдержкой, традициямиит. д.;
каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти напомощь другому:
взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;
обучающийся
должен
ответственно
относиться
к
своей
семье,
участвоватьвовсехееделах,помогатьродителям;
семейные
ценности
всегда
были
значимы
для
народов
России;
семейныеценностипредставленывтрадиционныхрелигияхРоссии.

Тема
семьи,
семейных
взаимоотношений
и
ценностей
является
предметомобсужденияназанятиях,посвященныхтемам:«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери
)»,«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»идр.
6. Культура России
–

культура
общества
—
это
достижения
человеческого
общества,
созданныенапротяженииегоистории;
– российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема вовсеммире;
– культурапредставленадостижениямивматериальнойсфере(строительство,техника,предмет
ыбытаидр.),вдуховнойсфере(народноетворчество,литература,изобразительноеискусство,м
узыка,театридр.),атакжевэтике,культуревзаимоотношенийлюдей.
Темы,
связанные
с
осознанием
обучающимися
этой
социальной
ценности,подробноиразностороннепредставленыв«Разговораховажном».Поэтомумногиесценар
иипостроеныначтениипоэзии,обсуждениивидеофильмов,произведенийживописиимузыки:«Поту
сторонуэкрана.115леткиновРоссии», «Цирк!Цирк!Цирк!(кМеждународномуднюцирка)».

7. Наука на службе Родины
–
–
–

наукаобеспечиваетпрогрессобществаиулучшаетжизньчеловека;

в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящиесвоюдеятельность;
в
России
совершено
много
научных
открытий,
без
которых
невозможнопредставитьсовременный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают
впроцессеобсуждениятем:«190-

6

летсоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,«Явижу Землю!Этотаккрасиво».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за
рамкисодержания,изучаемогонауроках,ноэтонеозначает,чтоучительбудетобязательно
добиваться
точного
усвоения
нового
знания,
запоминания
и
четкоговоспроизведенияновоготерминаилипонятия.Необходимопонимать,чтонавнеурочныхзан
ятияхкакнеучебныхформируютсяопределенныеценности: высшие нравственные чувства и
социальные
отношения.
В
течение
годаобучающиесямногоразбудутвозвращатьсякобсуждениюоднихитехжепонятий,чтопослужитп
остепенномуосознанномуихпринятию.
Наличиесценариеввнеурочныхзанятийнеозначаетформальногоследованияим.Прианализе
содержаниязанятия,котороепредлагаетсявсценарии,педагогучитываетрегиональные,национальн
ые,этнокультурныеособенноститерритории,гдефункционируетданнаяобразовательнаяорганизац
ия.Обязательноучитываетсяиуровеньразвитияучащихся,ихинтересыипотребности.Принеобходи
мости,
исходя
из
статуса
семей
обучающихся,
целесообразно
уточнить(изменить,скорректировать)итворческиезадания,выполнениекоторыхпредлагаетсявмес
тесродителями,другими членамисемьи.
Особенностиреализациипрограммы
Личностноеразвитиеребёнка–
главнаяцельпедагога.Личностныхрезультатовобучающихсяпедагогможетдостичь,увлекаяшкольник
овсовместнойи интересной многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть
потенциалкаждого;используяразныеформыработы;устанавливаявовремязанятийдоброжелатель
ную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностнымсодержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт,
датьвозможностьшкольникуанализировать,сравниватьивыбирать.
Вприложенияхкпрограммесодержатсяметодическиерекомендации,помогающиепедагогуг
рамотноорганизоватьдеятельностьшкольниковназанятияхврамкахреализациипрограммыкурсав
неурочнойдеятельности
«Разговорыоважном».
Содержаниепрограммывнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном»
Деньзнаний.ЗнакомствоспроектамиРоссийскогообщества«Знание».Возможности,которы
епредоставляютпроектыобщества«Знание»дляобучающихсяразличныхвозрастов.
Родина –
не только место рождения. Природные и культурные памятники –
чемгордимся,очем помним, чтобережем?
ЗояКосмодемьянская–
еёподвигбессмертен,еёимясталосимволоммужестваистойкости,ажизньслужитпримеромбеззавет
нойпреданностиОтечеству,истиной любвиксвоейРодине.
Право
избирать
и
быть
избранным
гарантировано
Конституцией
РоссийскойФедерациикаждомугражданинунашейстраны.Жизнь,свобода,праваиблагополучиегр
ажданявляетсяоднойизглавныхценностей,апроявлениегражданской
позиции,
желание
участвовать в развитии своего города, региона,страны–достойноуважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в
мирвозможностей,которыесоздалогосударстводлякаждогоребенкавстране,наставники«старший
товарищ»,помогающийкакобъединитьшкольныйколлектив в дружную команду, так и

7

выстроить личную траекторию развитиякаждомуребенку.
Честность, открытость, готовность прийти на помощь – основа хорошихотношений с
окружающими.
Уважение
к
окружающим
–
норма
жизни
в
нашемобществе.Вусловияхинформационныхперегрузок,разнообразиябыстрорешаемыхзадач,эк
ономическойнестабильности,стрессысталинеотъемлемойсоставляющейжизничеловека.Ониприв
одяткдепрессивномусостоянию,которое, в свою очередь, может привести к проблемам
физического
здоровья,конфликтамсблизкими,неуверенности,озлобленности.Знанияотом,какналадитьотноше
ниявколлективе,сохранитьсвоепсихическоездоровье,как
смотретьнамирпозитивно,какнестатьжертвой«травли»,исамомунеопуститьсядо«травли»других,
необходимывсем.
Давние
культурные
традиции
России
получают
отражение
в
произведенияхкинематографическогоискусства,котороеимеетсвой«золотойфонд»,признанныйв
овсеммире.Отечественноекинопередаетнашитрадиционныеценности,великоекультурноисторическоенаследие,отображаетто,чтообъединяет нас как нацию.Развитие отечественного
кино
отражает
не
толькоосновныевехиразвитиястраны,ноимоделируетобразеебудущего.Кино,нарядуслитературо
йитеатром,позволяетчеловекуувидетьсебя,какв«зеркале»,соотнести свои поступки с поступками
героев,
анализировать
и
рефлексировать,приобретатьновыезнания,знакомитьсясмиромпрофессий,створчествомталантли
выхлюдей,систориейикультурой страны.
Подразделения
специального
назначения
(спецназ)
в
России
имеют
особуюзначимость,ониолицетворяютслужениеОтечеству,мужествоисилудуха,беспримерноесам
опожертвование,готовностьмгновенноприйтинапомощьРодине.Военнослужащиеспецназаоблад
аютособымипрофессиональными,физическимииморальнымкачествами,являютсядостойнымпри
меромнастоящего мужчины.
Единствонации–
основасуществованияроссийскогогосударства.Единствомногонациональногонарода,уважениетр
адиций,религий,укладажизнивсехнародовявляетсяглавнымв
жизнистраны.Покамыедины–
мынепобедимы.
Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так же,как границы
государства, это основа и залог существования современной страны.Развитие сферы
информационных
технологий
сегодня
стратегически
важно
длябудущего,профессиивэтойсфереоченьперспективныивостребованы.Технологическийсуверен
итетрешаетзадачиобеспечениябезопасности,получения
энергии,
продовольственной
независимости,
транспортной
связности.Логикаразвитияэкономикипредполагаетзащитуиформированиевысокотехнологичных
отраслейсвысокойдолейинтеллектуальныхвложений.Появление новых профессий связано с
цифровизацией экономики, движением ктехнологическому суверенитету.
Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины, которыесоздают и
поддерживают отношения уважения, заботы и взаимной поддержки.Основасемьи–
этолюбовь.Важно,чтобыдетистремилисьсоздаватьполноценныемногодетныесемьи.
Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители,
семья,дом,друзья,роднойгород,регион,всянашастранаинарод.ЧувстволюбвиксвоейРодинечелове
кнесетвсебевсюжизнь,этоегоопораиподдержка.Родина–

8

этонепростотерритория,это,преждевсегото,чтомылюбимиготовызащищать.
ВолонтерствовРоссии.Особенностиволонтерскойдеятельности.Исторически сложилось,
что
в
сложные
годы
нашей
страны
люди
безвозмезднопомогалидругдругу,оказываливсестороннююподдержку.ДашаСевастопольская,
сёстрымилосердия–историяисовременность.
Россия – странасгероическимпрошлым.Современныегерои – ктоони?
Россияначинаетсясменя?
ЗначениеКонституциидлягражданстраны.Знаниеправивыполнениеобязанностей.Ответст
венность – этоосознанноеповедение.
Новыйгод
–
праздникдлявсехроссиян.Укаждогонародаестьинтересныеновогодние
семейные традиции. Знакомство с обычаями и культурой новогоднихпраздниковвнашей стране.
ПерваяпечатнаякнигавРоссии–«Азбука»ИванаФёдорова.Способыпередачиинформациид
опоявленияписьменности.Разницамеждуазбукойибукварем.«Азбука»,напечатаннаяИваномФедо
ровым:«Радискорогомладенческогонаучения».Любовькчтению,бережноеотношениеккнигенача
лись450 летназад.
Современный
человек
должен
обладать
функциональной
грамотностью,
втомчисленалоговой.Длячегособираютналоги?Чтоониобеспечиваютдляграждан?
Выплатаналогов–обязанностькаждогогражданинаРоссийскойФедерации.
Голод,морозы,бомбардировки—тяготыблокадногоЛенинграда.Блокадный
паек.
О
провале
планов
немецких
войск.
80
лет
назад
городгеройЛенинградбылполностьюосвобожденотфашистскойблокады.
Ктотакойсоюзник?Какиеобязанностионнасебяпринимает,какимиобладаетправами?
Чтодаетзаключениесоюзногодоговорадлягосударств?Союзники России – государства, которые
разделяют и поддерживают наши общиетрадиционные ценности, уважают культуру, стремятся
к укреплению союзныхгосударствиподдерживают их.
Достижениянаукивповседневнойжизни.Научныеитехническиедостижениявнашейстране.
190-летиевеликогорусскогоучёногохимика,специалиставомногихобластяхнаукииискусстваД.И.Менделеева.
Деньпервооткрывателя.Россияявляетсянетолькосамойбольшойстранойвмире,которуюзае
епродолжительнуюисториюшагзашагомисследовали,изучали,
открывали
русские
землепроходцы.
Удивительные
уголки
нашей
странысегодняможет
открытьдля
себялюбойшкольник.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного:кто её
выбирает
сегодня.
Смекалка
в
военном
деле.
280-летие
со
дня
рождениявеликогорусскогофлотоводца,
командующегоЧерноморскимфлотом
(1790—
1798);командующегорусско-турецкойэскадройвСредиземномморе(1798—1800),адмирала(1799)
Ф.Ф.Ушакова.
Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место вжизни? Что
нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом?Примеры настоящей
дружбы. Что нужно для того, чтобы создать хорошую семьюи самому быть хорошим
семьянином.
Поддержка
семьи
в
России.
Что
нужно,чтобынайтисвоепризваниеистатьнастоящимпрофессионалом.Поддержкапрофессиональн
огосамоопределенияшкольниковвРоссии.Этивопросыволнуютподростков.Проблемы,
скоторымионисталкиваются,испособыихрешения.

9

Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная площадкафестиваля.
Исторические
факты
появлениявсемирногофестивалямолодежи
истудентов.Фестивали,которыепроходиливнашей стране.
Российскаяавиация.Легендарнаяисторияразвитияроссийскойгражданскойавиации.Героиз
мконструкторов,инженеровилетчиковиспытателейпервыхроссийскихсамолетов.Мировыерекордыроссийскихлетчиков.Современноеа
виастроение.Профессии, связанныесавиацией.
Красивейший полуостров с богатой историей. История
Крымскогополуострова.ЗначениеКрыма.Достопримечательности Крыма.
Россия–
здороваядержава.Этозначит,чтожителистраныдолжныстремитьсяподдерживатьздоровыйобразж
изни.Физическоеипсихическоездоровьенаселенияиграютважнуюрольвукрепленииэкономическо
гопотенциалаи социальной стабильности страны, повышают качество жизни каждого
человека.Цирккакфантазийноеисказочноеискусство.ЦирквРоссии,Историяцирка,
цирковые
династии
России. Знаменитые
на весь мир российские
силачи,дрессировщики,акробаты,клоуны,фокусники.Цирковыепрофессии.
Главныесобытиявисториипокорениякосмоса.Отечественныекосмонавтырекордсмены.Подготовкакполету—многолетний процесс.
Николай Гоголь– признанный классик русской литературы,
авторзнаменитых«Мертвыхдуш»,«Ревизора»,«ВечеровнахутореблизДиканьки».Сюжеты,герои,с
итуацииизпроизведенийНиколаяГоголяактуальныпосейдень.Экологичноепотребление–
способпозаботитьсяосохранностипланеты.
Экологическиепроблемыкакследствиябезответственногоповедениячеловека.Соблюдатьэкоправила – нетаксложно.
ИсторияПраздникатруда.Труд – этоправоилиобязанностьчеловека?
Работамечты.Жизненноважныенавыки.
ИсторияпоявленияпраздникаДеньПобеды.ПоисковоедвижениеРоссии.
МогилаНеизвестногоСолдата.СемейныетрадициипразднованияДняПобеды.
19мая1922года – деньрожденияпионерскойорганизации.Цельеесоздания
идеятельность.Причины,покоторымдети объединяются.
НеизвестныйПушкин.ТворчествоПушкинаобъединяетпоколения.ВкладА.С.Пушкинавфор
мированиесовременноголитературногорусскогоязыка.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятияврамкахпрограммынаправленынаобеспечениедостиженияшкольникамиследующ
ихличностных,метапредметныхипредметныхобразовательныхрезультатов.
Личностныерезультаты:
Всферегражданскоговоспитания:уважениеправ,свободизаконныхинтересов
других
людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны;неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различныхсоциальных институтов в жизни
человека;
представление
об
основных
правах,свободахиобязанностяхгражданина,социальныхнормахиправилахмежличностныхотнош
енийвполикультурномимногоконфессиональномобществе;
готовность
к
разнообразной
совместной
деятельности,
стремление

10

квзаимопониманиюивзаимопомощи;готовностькучастиювгуманитарнойдеятельности(волонтер
ство,помощь людям,нуждающимся вней).
В
сфере
патриотического
воспитания:
осознание
российской
гражданскойидентичностивполикультурномимногоконфессиональномобществе,проявлениеинт
ереса
к
познанию
родного
языка,
истории,
культуры
Российской
Федерации,своегокрая,народовРоссии;ценностноеотношениекдостижениямсвоейРодины
–
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовымдостижениям
народа;
уважение
к
символам
России,
государственным
праздникам,историческомуиприродномунаследиюипамятникам,традициямразныхнародов,прож
ивающихвроднойстране.
Всфередуховно-нравственноговоспитания:ориентациянаморальныеценности и нормы в
ситуациях
нравственного
выбора;
готовность
оценивать
своеповедениеипоступки,поведениеипоступкидругихлюдейспозициинравственныхиправовыхно
рмсучетомосознанияпоследствийпоступков;свободаиответственностьличностивусловияхиндив
идуальногоиобщественногопространства.
Всфереэстетическоговоспитания:восприимчивостькразнымвидамискусства,традициями
творчествусвоегоидругихнародов,пониманиеэмоциональноговоздействияискусства;осознаниева
жностихудожественнойкультурыкаксредствакоммуникацииисамовыражения;пониманиеценнос
тиотечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций
инародноготворчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдениеправил
безопасности,
в
том
числе
навыков
безопасного
поведения
в
интернетсреде;способностьадаптироватьсякстрессовымситуациямименяющимсясоциальным,
информационным
и
природным
условиям,
в
том
числе
осмысляясобственныйопытивыстраиваядальнейшиецели;умениеприниматьсебяидругих,
не
осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других,умение управлять
собственным эмоциональным состоянием; сформированностьнавыка рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другогочеловека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решениипрактических
задач;
осознание
важности
обучения
на
протяжении
всей
жизни;уважение
ктрудуирезультатамтрудовойдеятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний
изсоциальныхиестественныхнаукдлярешениязадачвобластиокружающейсреды,планирования
поступков
и
оценки
их
возможных
последствий
для
окружающейсреды;повышениеуровняэкологическойкультуры,осознаниеглобальногохарактераэ
кологическихпроблемипутейихрешения;активноенеприятиедействий,приносящихвредокружаю
щейсреде;осознаниесвоейроликакгражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной,
технологической
исоциальнойсред;готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнаправленност
и.
Всфереценностинаучногопознания:ориентациявдеятельностинасовременнуюсистемунау
чныхпредставленийобосновныхзакономерностяхразвития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной исоциальной средой; овладение языковой и читательской
культурой как средствомпознания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности,установканаосмыслениеопыта,наблюдений,поступковистремлениесовершенствов

11

атьпутидостиженияиндивидуальногоиколлективногоблагополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
иприроднойсреды:освоениеобучающимисясоциальногоопыта,основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
умение осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметныерезультаты:
Всфереовладенияуниверсальнымиучебнымипознавательнымидействиями:использовать
вопросы как исследовательский инструмент познания; применятьразличные методы,
инструменты
и
запросы
при
поиске
и
отборе
информации
илиданныхизисточниковсучетомпредложеннойучебнойзадачиизаданныхкритериев;выбирать,ан
ализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформациюразличныхвидовиформпредстав
ления;находитьсходныеаргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию)
вразличных
информационных
источниках;
самостоятельно
выбирать
оптимальнуюформупредставленияинформации;оцениватьнадежностьинформациипокритериям,
предложенным
педагогическим
работником
или
сформулированнымсамостоятельно;эффективно систематизировать информацию.
Всфереовладенияуниверсальнымиучебнымикоммуникативнымидействиями:воспринимат
ьиформулироватьсуждения,выражатьэмоциивсоответствиисцелямииусловиямиобщения;выража
тьсвоюточкузрениявустныхиписьменныхтекстах;пониматьнамерениядругих,проявлятьуважител
ьноеотношениексобеседникуивкорректнойформеформулироватьсвоивозражения;входедиалогаи
(или)дискуссиизадаватьвопросыпосуществуобсуждаемойтемыивысказыватьидеи,нацеленныена
решениезадачии
поддержаниеблагожелательностиобщения;сопоставлятьсвоисужденияссуждениямидругихучаст
никовдиалога,обнаруживатьразличиеисходствопозиций;
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальнойработыприрешенииконкретнойпроблемы,обосновыватьнеобходимостьпримене
ния групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;принимать цель
совместной деятельности, коллективно строить действия по еедостижению: распределять роли,
договариваться,
обсуждать
процесс
и
результатсовместнойработы;уметьобобщатьмнениянесколькихлюдей,проявлятьготовностьруко
водить,выполнятьпоручения,подчиняться;планироватьорганизацию
совместной
работы,
определять
свою
роль
(с
учетом
предпочтений
ивозможностейвсехучастниковвзаимодействия),распределятьзадачимеждучленами
команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обменмнениями, "мозговые штурмы" и
иные);
выполнять
свою
часть
работы,
достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлениюикоординироватьсвоидействияс
другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продуктпо критериям,

12

самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия;сравниватьрезультатысисходнойзадачейивкладкаждогочленакомандывдостиже
ниерезультатов,разделять сферуответственности.
В
сфере
овладения
универсальными
учебными
регулятивными
действиями:ориентироватьсявразличныхподходахпринятиярешений(индивидуальное,принятие
решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и братьответственность за
решение;
владеть
способами
самоконтроля,
самомотивации
ирефлексии;объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности,даватьоцен
куприобретенномуопыту,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшей
ситуации;
оценивать
соответствие
результата
цели
и
условиям;выявлятьианализироватьпричиныэмоций;ставитьсебянаместодругогочеловека,
понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выраженияэмоций; осознанно
относиться к другому человеку, его мнению; признавать своеправо на ошибку и такое же право
другого;
принимать
себя
и
других,
не
осуждая;открытостьсебеидругим;осознаватьневозможностьконтролироватьвсевокруг.
Предметныерезультатыосвоенияпрограммывнеурочнойдеятельности
«Разговоры о важном» представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к
которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности;формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических
высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной,
художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к
действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными
видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование
вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в
устной и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте; извлечение информации из различных
источников, ее осмысление иоперирование ею.
Литература:пониманиедуховнонравственнойикультурнойценностилитературыиеероливформированиигражданственностиипатр
иотизма,укрепленииединствамногонациональногонародаРоссийскойФедерации;понимание
специфики
литературы
как
вида
искусства,
принципиальных
отличийхудожественноготекстаоттекстанаучного,делового,публицистического;овладениеумени
ямивоспринимать,анализировать,интерпретироватьиоцениватьпрочитанное,пониматьхудожеств
еннуюкартинумира,отраженнуювлитературныхпроизведениях,сучетомнеоднозначностизаложен
ныхвниххудожественныхсмыслов;овладениеумениемпересказыватьпрочитанноепроизведение,
используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ,отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и формулировать вопросы ктексту; развитие умения участвовать в
диалоге о прочитанном произведении, вдискуссии на литературные темы, соотносить
собственную
позицию
с
позициейавтораимнениямиучастниковдискуссии;даватьаргументированнуюоценкупрочитанном
у.
Иностранныйязык:умениесравнивать,находитьсходстваиотличиявкультуреитрадицияхн
ародовРоссии идругихстран.

13

Информатика:освоениеисоблюдениетребованийбезопаснойэксплуатациитехническихсре
дствинформационно-коммуникационныхтехнологий;умениесоблюдать сетевой этикет, базовые
нормы
информационной
этики
и
права
приработесприложенияминалюбыхустройствахивсетиИнтернет,выбиратьбезопасныестратегиип
оведениявсети.
История:соотноситьсобытияисторииразныхстранинародовсисторическими периодами,
событиями региональной и мировой истории, событияистории родного края и истории России;
определять современников историческихсобытий, явлений, процессов; умение выявлять
особенности развития культуры,быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
умение
рассказывать
обисторическихсобытиях,явлениях,процессахисторииродногокрая,историиРоссииимировойист
ориииихучастниках,демонстрируяпониманиеисторическихявлений,процессовизнаниенеобходи
мыхфактов,дат,историческихпонятий;умениевыявлятьсущественныечертыихарактерныепризна
киисторическихсобытий,явлений,процессов;умениеустанавливатьпричинноследственные,пространственные,временныесвязиисторическихсобытий, явлений, процессов
изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) сважнейшимисобытиямиXXначалаXXIвв.;умениеопределятьиаргументироватьсобственнуюилипредложеннуюточкузренияс
опоройнафактическийматериал,втомчислеиспользуяисточникиразныхтипов;приобретение
опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной ирелигиозной
принадлежности
на
основе
национальных
ценностей
современногороссийскогообщества:гуманистическихидемократическихценностей,идеймираивз
аимопониманиямеждународами,людьмиразныхкультур;уважениякисторическомунаследиюнаро
довРоссии.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о
социальныхсвойствахчеловека,особенностяхеговзаимодействиясдругимилюдьми,важностисемь
икакбазовогосоциальногоинститута;охарактерныхчертахобщества;осодержанииизначениисоциа
льныхнорм,регулирующих общественные отношения; о процессах и явлениях в экономической,
социальной,духовной и политической сферах жизни общества; об основах
конституционногостроя и организации государственной власти в Российской Федерации,
правовомстатусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего);
осистемеобразованиявРоссийскойФедерации;обосновахгосударственнойбюджетнойиденежнокредитной,социальнойполитики,политикивсферекультуры и образования, противодействии
коррупции в Российской
Федерации,обеспечениибезопасностиличности,обществаигосударства,втомчислеоттерроризмаи
экстремизма;умениехарактеризоватьтрадиционныероссийскиедуховно-нравственные ценности
(в том числе защита человеческой жизни, прав исвобод человека, семья, созидательный труд,
служение Отечеству, нормы
моралиинравственности,гуманизм,милосердие,справедливость,взаимопомощь,коллективизм,
историческое единство народов России, преемственность историинашей Родины); умение
сравнивать (в том числе устанавливать основания
длясравнения)деятельностьлюдей,социальныеобъекты,явления,процессывразличныхсферахобщ
ественнойжизни,ихэлементыиосновныефункции;умениеустанавливать и объяснять взаимосвязи
социальных объектов, явлений, процессовв различных сферах общественной жизни, их
элементов и основных
функций,включаявзаимодействияобществаиприроды,человекаиобщества,сферобщественной

14

жизни, гражданина и государства; связи политических потрясенийисоциальноэкономическихкризисоввгосударстве;умениеиспользоватьполученныезнаниядляобъяснения(уст
ногоиписьменного)сущности,взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
умение с опоройна обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный
социальныйопыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и
нормсвоеотношениекявлениям,процессамсоциальнойдействительности;умениеанализировать,о
бобщать,систематизировать,конкретизироватьикритическиоценивать социальную информацию,
соотносить ее с собственными знаниями оморальном и правовом регулировании поведения
человека, личным социальнымопытом; умение оценивать собственные поступки и поведение
других людей
сточкизренияихсоответствияморальным,правовымиинымвидамсоциальныхнорм,экономической
рациональности;осознаниенеприемлемостивсехформантиобщественного поведения; осознание
ценности культуры и традиций народовРоссии.
География:освоениеиприменениесистемызнанийоразмещениииосновныхсвойствахгеогр
афическихобъектов,пониманиеролигеографиивформированиикачестважизничеловекаиокружаю
щейегосредынапланетеЗемля, в решении современных практических задач своего населенного
пункта,Российской
Федерации,
мирового
сообщества,
в
том
числе
задачи
устойчивогоразвития;умениеустанавливатьвзаимосвязимеждуизученнымиприродными,социаль
нымииэкономическимиявлениямиипроцессами,реальнонаблюдаемымигеографическимиявления
миипроцессами;умениеоцениватьхарактервзаимодействиядеятельностичеловекаикомпонентовп
риродывразныхгеографическихусловияхсточкизренияконцепции устойчивогоразвития.

Тема
День знаний

Там, где Россия

Зоя.
К 100-летию со дня
рождения Зои
Космодемьянской

Избирательная система

Тематическое планирование
8–9 классы (1 час в неделю)
Основное содержание
Характеристика деятельности
обучающихся
Знакомство с проектами
Участие во вступительной беседе. Просмотр
Российского общества
ролика о необходимости знаний для
«Знание».
жизненного успеха.
Возможности, которые
Участие в мотивационной беседе о чертах
предоставляютпроекты
характера, которые присущи людям с
общества «Знание» для
активной жизненной позицией, о мечтах и о
обучающихся различных
том, как можно их достигнуть.
возрастов.
Родина – не только место
Участие во вступительной беседе о России.
рождения. История, культура,
Просмотр ролика о России.
научные достижения: чем мы
Интерактивная викторина.
можем гордиться?
Чем полезны фенологические наблюдения. Их
роль в жизни человека.
Зоя Космодемьянская – её
Участие во вступительной беседе. Просмотр
подвиг бессмертен, её имя стало видеоролика о жизни и подвиге Зои.
символом мужества и
Участие в беседе о том, как воспитываются
стойкости, а жизнь служит
черты личности героя.
примером беззаветной
Подвиг Зои был подвигом ради жизни
преданности Отечеству,
будущих поколений. В
истиной любви к своей Родине. защиту всего, что любила эта молодая
девушка. Просмотр интерактивной карты,
беседа о сохранении памятников героям.
Право избирать и быть
Участие во вступительной беседе. Просмотр

15
России (30 лет ЦИК)

День учителя
(советники по
воспитанию)

О взаимоотношениях в
коллективе (Всемирный
день психического
здоровья, профилактика
буллинга)

По ту сторону экрана.
115 лет кино в России

избранным гарантировано
Конституцией Российской
Федерации каждому
гражданину нашей страны.
Жизнь, свобода, права и
благополучие граждан является
одной из главных ценностей, а
проявление гражданской
позиции, желание участвовать в
развитии своего города,
региона, страны – достойно
уважения.
Ценность профессии учителя.
Советник по воспитанию –
проводник в мир возможностей,
которые создало государство
для каждого ребенка в стране,
наставник и «старший
товарищ», помогающий как
объединить школьный
коллектив в дружную команду,
так и выстроить личную
траекторию развития каждому
ребенку.
В условиях информационных
перегрузок, разнообразия
быстро решаемых задач,
экономической нестабильности,
стрессы стали неотъемлемой
составляющей жизни человека.
Они приводят к депрессивному
состоянию, которое, в свою
очередь, может привести к
проблемам физического
здоровья, конфликтам с
близкими, неуверенности,
озлобленности. Знания о том,
как наладить отношения в
коллективе, сохранить
свое психическое
здоровье, как смотреть на мир
позитивно, как не стать жертвой
«травли», и самому не
опуститься до «травли» других,
необходимы всем.
Развитие отечественного кино
отражает не только основные
вехи развития страны, но и
моделирует образ ее будущего.
Кино, наряду с литературой и
театром, позволяет человеку
увидеть себя, как в «зеркале»,
соотнести свои поступки с
поступками героев,
анализировать и

видеоролика об истории Центральной
избирательной комиссии.
Обсуждение ситуаций, возникающих в связи с
голосованием и выборами.
Выполнение интерактивного задания
«Избирательная система в России».

Просмотр видеоролика.
Участие в командной работе: каким должен
быть современный Учитель? (создание
кластера).
Участие в дискуссии на одну из
предложенных тем: «Если бы я был учителем,
какими качествами обладал…, как относился
бы к ученикам…, как готовился к занятиям…,
какие вспомогательные средства использовал
для проведения уроков?»; «Чем может помочь
советник по воспитанию?»
Мотивационная беседа о взаимосвязи
физического и психического здоровья.
Игра «Верю - не верю» о стереотипах в
отношении здоровья и здорового образа
жизни.
Просмотр отрывков из мультфильмов и
фильмов, обсуждение их. Беседа о буллинге,
его причинах и вреде, который он причиняет
человеку.
Мастер-класс «Магия игры», в ходе которого
школьники участвуют в игровых
упражнениях, помогающих снять стресс и
психологическое напряжение, выплеснуть
негативные эмоции.
Мозговой штурм «Мои правила
благополучия», в ходе которого школьники
составляют список лайфхаков класса о том,
как подростку справляться со стрессами,
излишним давлением взрослых.
Итоговая рефлексивная беседа, в ходе
которой школьники обсуждают
характеристики идеального коллектива, в
котором им было бы комфортно находиться.
Мотивационная беседа олюбимых
мультфильмах и кинофильмах, жанрах кино.
Просмотр видеоролика об истории
российского игрового кино.
Обсуждение ролика.
Беседа о будущем кинематографа в цифровую
эпоху.
Интерактивная игра, в ходе которой
школьники называют мультфильм или фильм
по его отрывку.

16

День спецназа

День народного
единства

Россия: взгляд в
будущее.
Технологический
суверенитет / цифровая
экономика / новые
профессии

рефлексировать, приобретать
новые знания, знакомиться с
миром профессий, с
творчеством талантливых
людей, с историей и культурой
страны.
Подразделения специального
назначения (спецназ) в России
имеют особую значимость, они
олицетворяют служение
Отечеству, мужество и силу
духа, беспримерное
самопожертвование, готовность
мгновенно прийти на помощь
Родине. Военнослужащие
спецназа обладают особыми
профессиональными,
физическими и моральным
качествами, являются
достойнымпримером
настоящего мужчины.
Смутное время в истории
нашей страны. Самозванцы –
одна из причин
продолжавшейся Смуты.
Ополчение во главе с князем
Дмитрием Пожарским и
земским старостой Кузьмой
Мининым.
Примеры единения народа не
только в войне

Технологический суверенитет
решает задачи обеспечения
безопасности, получения
энергии, продовольственной
независимости, транспортной
связности.
Логика развития экономики
предполагает защиту и
формирование
высокотехнологичных отраслей
с высокой долей
интеллектуальных вложений.
Развитие цифровой экономики
предполагает выстраивание
системы экономических,
социальных и культурных
отношений, основанных на
использовании цифровых
информационнокоммуникационных

Игра «Ты - актер», где дети пробуют себя в
роли актеров немого кино.
Итоговая беседа о возможности создания
собственного фильма о классе, сделанного
руками школьников.
Участие во вступительной беседе, просмотр
видеоролика о видах подразделений
специального назначения в России.
Участие в обсуждении: «Качества личности
бойца спецназа».
Выполнение интерактивного задания «Что
важнее для спецназовца – ум или сила?»

Участие во вступительной беседе о появлении
праздника День народного единства.
Знакомство с исторической справкой о
событиях Смутного времени.
Работа в группах: если бы вы жили в Смутное
время, в чем вы бы увидели причины
появления народных ополчений? Обмен
мнениями.
Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года
воины народного ополчения
продемонстрировали образец героизма и
сплоченности всего народа вне зависимости
от происхождения, вероисповедания и
положения в обществе. Дискуссия о том,
когдаеще люди чувствуют, что им надо
объединяться?
Беседа о сущности понятий «суверенитет»,
«технологический суверенитет», «цифровая
экономика».
Просмотр видеоролика о цифровых
технологиях, вошедших в современную жизнь
многих россиян, в экономику, образование и
культуру страны. Дискуссия, в ходе которой
школьники высказывают свои мнения о
возможностях и рисках, которые появляются
в связи с проникновением искусственного
интеллекта во многие сферы не только
экономики, но и культуры, образования,
спорта.
Игра-викторина «Язык не для всех», в ходе
которой школьники знакомятся с новыми
понятиями в области цифровых технологий и
с профессиями будущего.
Интерактивное путешествие по городу
профессий будущего, в ходе которого
школьники знакомятся с двенадцатью

17
технологий.
Появление новых профессий
связано с цифровизацией
экономики, движением к
технологическому
суверенитету.

О взаимоотношениях в
семье (День матери)

Мама – важный человек в
жизни каждого. Материнская
любовь – простая и
безоговорочная.
Легко ли быть мамой?

Что такое Родина?
(региональный и
местный компонент)

Что для каждого человека
означает слово «Родина»? Это
родители, семья, дом, друзья,
родной город, регион, вся наша
страна и народ. Чувство любви
к своей Родине человек несет в
себе всю жизнь, это его опора и
поддержка. Родина – это не
просто территория, это, прежде
всего то, что мы любим и
готовы защищать.
История создания Красного
Креста. Особенности
волонтерской деятельности.
Волонтерство в России

Мы вместе

Главный закон страны

Значение Конституции для
граждан страны. Знание прав и
выполнение обязанностей.
Ответственность — это
осознанное поведение

направлениями профессиональной
деятельности, которые охватывают 50
перспективных профессий.
Рефлексивная беседа, в ходе которой педагог
просит школьников завершить некоторые из
предложений, например:
«Самое большое открытие, которое я сделал
на этом занятии – это…»; «Все говорят, что
без цифры сегодняшняя жизнь просто
невозможна, я с этим утверждением …»;
«Если у меня спросят, готов ли я учится всю
свою жизнь, то я отвечу …»
Участие в игре «Незаконченное
предложение», во время которой каждый
школьник продолжает предложение «Первое,
что приходит в голову, когда я слышу слово
«мама» …»
Участие в групповом обсуждении случаев
недопонимания мам и детей.
Поиск причин этого в процессе групповой
работы.
Участие в беседе о том, что делает наших мам
счастливыми
Участие в беседе о том, когда каждый из нас
чувствовал гордость при виде
государственных символов нашей страны.
Какова региональная символика? Что
означают элементы герба, флага?
Знакомство с традициями народов, живущих
на территории России.
Участие в дискуссии о том, что объединяет
людей разных национальностей в одной
стране, что им в этом помогает?
Знакомство школьников с информацией о
создании в Международного Комитета
Красного Креста.
Участие в обсуждении вопроса:
действительно ли создание именно этой
организации можно считать началом
волонтерского движения?
Работа в группах по составлению списка
особенностей волонтерской деятельности.
Обмен историями из жизни о волонтёрской
деятельности
Участие во вступительной беседе о
значении слова «конституция» и о жизни без
конституции.
Участие в обсуждении ситуаций, в которых
было нарушение прав или невыполнение
обязанностей.
Участие в игре «Незаконченное
предложение», во время которой каждый
школьник продолжает предложение «Нужно
знать Конституцию, потому что…»
Участие в дискуссии об осознанном

18
Герои нашего времени

Россия – страна с героическим
прошлым. Современные герои –
кто они? Россия начинается с
меня?

Новогодние семейные
традиции разных
народов России

Новый год — праздник всей
семьи. Новогодние семейные
традиции. Новогодние
приметы.
Различные традиции встречи
Нового года у разных народов
России.

От А до Я.
450 лет "Азбуке" Ивана
Фёдорова

Способы передачи информации
до появления письменности.
Разница между азбукой и
букварем. «Азбука»,
напечатанная Иваном
Федоровым:
«Ради скорого младенческого
научения».
Современный человек должен
обладать функциональной
грамотностью, в том числе
налоговой. Для чего собирают
налоги? Что они обеспечивают
для граждан? Выплата налогов
– обязанность каждого
гражданина Российской
Федерации.
Голод, морозы, бомбардировки
— тяготы блокадного
Ленинграда. Блокадный паек.
Способы выживания
ленинградцев.
О провале планов немецких
войск. О героизме советских
воинов,освободивших город на
Неве.

Налоговая грамотность

Непокоренные.
80 лет со дня полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской блокады

Союзники России

Кто такой союзник? Какие
обязанности он на себя
принимает, какими обладает
правами? Что дает заключение
союзного договора для
государств? Союзники России –

поведении и личной ответственности
Участие во вступительной беседе о непростой
судьбе нашей страны, о войнах, которые
выпали на долю народа и о героизме тех, кто
вставал на ее защиту.
Участие в дискуссии о том, есть ли место
героизму сегодня? Обсуждение мнений
школьников.
Участие в игре «Качества современного
героя»
Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли вы знаете о
Новом годе?) Участие в дискуссии «Поделись
новогодней традицией, которая объединяет
народы нашей страны».
Участие в беседе о том, что чаще всего мы
мечтаем о материальных подарках, но есть ли
что-то, что мы хотели бы изменить в себе в
Новом году?
Участие в разговоре о новогодних приметах,
подарках.
Беседа о разных способах передачи
информации. Блиц-опрос «Интересные факты
об Азбуке».
Эвристическая беседа «Первая печатная
«Азбука»: в чем особенности».
Интерактивные задания, связанные с
содержанием «Азбуки».
Беседа о том, что такое налоговая система.
Блиц-опрос «Для чего государству необходим
бюджет?». Беседа «Права и обязанности
налогоплательщика».
Интерактивное задание «Создай и распредели
бюджет».

Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о
блокаде Ленинграда; каким образом город
попал в кольцо; зачем Гитлер хотел захватить
город; почему Ладожское озеро называют
дорогой жизни; чем стало полное
освобождение Ленинграда от фашистской
блокады для всей страны, для хода Великой
Отечественной войны?»
Беседа о том, что помогало людям выстоять в
осажденном городе.
Работа в парах с дальнейшим обобщением:
почему планам Гитлера не суждено было
сбыться?
Беседа о государствах-союзниках Российской
Федерации.
Блиц-опрос: «Какие традиционные ценности
разделяют союзники?».
Дискуссия: права и обязанности союзных
государств.

19

190 лет со дня
рождения Д.
Менделеева.
День российской науки

День первооткрывателя

государства, которые разделяют
и поддерживают наши общие
традиционные ценности,
уважают культуру, стремятся к
укреплению союзных
государств и поддерживают
их.
Цивилизация без научных
достижений. Научные и
технические достижения в
нашей стране. Вклад
российских ученых в мировую
науку.
Д.И. Менделеев и роль его
достижений для науки.
Достижения науки в
повседневной жизни. Плюсы и
минусы научно- технического
прогресса
Россия является не только
самой большой страной в мире,
которую за ее
продолжительную историю шаг
за шагом исследовали, изучали,
открывали русские
землепроходцы. Удивительные
уголки нашей страны сегодня
может открыть для себя любой
школьник.

В чем заключается союзническая поддержка?
Что Россия делает для союзников?

Участие во вступительной беседе о том, какой
была бы жизнь человека без научных
достижений.
Участие в беседе об основных научных и
технических достижениях в нашей стране.
Участие в интерактивном задании «Д.И.
Менделеев: не только химия».
Участие в блиц – опросе «Примеры
использования достижений науки в
повседневной жизни».
Работа в группах с дальнейшим обобщением:
«Плюсы и минусы научно-технического
прогресса»
Мотивационная беседа о первооткрывателях,
открытиях и удивительных местах России.
Мозговой штурм, в ходе которого школьники
за 1 минуту должны назвать 15 российских
городов; за вторую минуту - 15 российских
рек; за третью – 15 названий деревьев,
кустарников и цветов, которые растут в их
регионе.
Просмотр и обсуждение видеоролика
Русского географического общества о русских
землепроходцах.
Игра «Своя игра», в которой разыгрываются
вопросы об уникальных местах России и их
первооткрывателях.
Рефлексивная беседа со школьниками, в
процессе которой они продолжают
предложения, начало которых произносит
педагог:
«Я никогда не знал, что …»; «Если бы я делал
пост в социальных сетях по итогам нашего
сегодняшнего разговора, то я назвал бы его
…»; «Каждый может стать
первооткрывателем, потому что
…».

20
День защитника
Отечества.
280 лет со дня
рождения Федора
Ушакова

Как найти свое место в
обществе

Всемирный фестиваль
молодежи

День защитника Отечества:
исторические традиции.
Профессия военного: кто её
выбирает сегодня.
Смекалка в военном деле. 280летие со дня рождения великого
русского флотоводца,
командующего Черноморским
флотом (1790—1798);
командующего
русскотурецкой эскадрой в
Средиземном море (1798—
1800), адмирала (1799) Ф.Ф.
Ушакова.
Что нужно для того, чтобы
найти друзей и самому быть
хорошим другом? Примеры
настоящей дружбы. Что нужно
для того, чтобы создать
хорошую семью и самому быть
хорошим семьянином.
Поддержка семьи в России. Что
нужно, чтобы найти свое
призвание и стать настоящим
профессионалом.
Поддержка профессионального
самоопределения школьников в
России.

Всемирный фестиваль
молодежи – 2024. Сириус –
федеральная площадка
фестиваля. Исторические факты
появления всемирного
фестиваля молодежи и
студентов. Фестивали, которые
проходили в нашей стране.

Участие в интеллектуальной разминке «Что
вы знаете о Дне защитника Отечества».
Участие в дискуссии о причинах выбора
профессии военного.
Участие в работе в парах: знакомство с
примерами военных действий, в которых
выручала смекалка.
История и современность: уроки адмирала
Ушакова.
Участие в беседе о том, как жители России
выражают свою благодарность защитникам
Отечества
Проблематизирующая беседа о трех
слагаемых успешной самореализации
человека в обществе: дружбе, семье и
профессии.
Выступление федерального спикера (о
примерах и способах самореализации
человека в различных сферах общественной
жизни).
Рефлексивная беседа «Мое будущее», в ходе
которой школьники обсуждают вопросы о
том, как найти хороших друзей, как найти
спутника/спутницу жизни, чем
руководствоваться в выборе профессии.
Групповая работа «Что я возьму с собой во
взрослую жизнь?», в ходе которой школьники
в каждой группе из набора карточек
выбирают 5 и аргументируют всему классу
свой выбор. В набор могут входить, например,
карточки «умение готовить», «умение
дружить», «умение учиться», «знать языки»,
«умение шутить» и
т.д.
Групповая работа по созданию кластера
«Всемирный фестиваль молодежи».
Историческая справка об истории
возникновения Всемирного фестиваля
молодежи.
Беседа «Эмблемы и символы фестивалей».
Дискуссия «Всемирный фестиваль молодежи
– 2024 в подробностях».

21
«Первым делом
самолеты».
О гражданской авиации

Легендарная история развития
российской гражданской
авиации. Героизм
конструкторов, инженеров и
летчиков-испытателейпервых
российских самолетов.
Мировые рекорды российских
летчиков.
Современное авиастроение.
Профессии, связанные с
авиацией.

Крым. Путь домой

Красивейший полуостров с
богатой историей. История
Крымского полуострова.
Значение Крыма.
Достопримечательности Крыма

Россия - здоровая
держава

Здоровый образ жизни –
приоритетное направление в
большинстве государств мира.
Основные составляющие
здоровья. Современные
проекты, связанные со
здоровьем.

Проблематизирующая беседа «Почему
человек всегда хотел подняться в небо?», в
ходе которой обсуждаются события,
связанные с первыми попытками человека
«обрести крылья».
Видеоролик об истории российской авиации,
от первого полета в 1913 году на первом в
мире четырехмоторном самолете
«Русский витязь» до современных
авиалайнеров "Суперджет", МС-21, Ил-114300, Ту-214, Ил-96, "Байкал".
Интерактивная игра «33 ступеньки в небо», в
ходе которой школьники знакомятся с
легендарными российскими пилотами,
испытателями, конструкторами.
Мастер-класс «Тренажер летчика», в ходе
которого школьники выполняют некоторые
упражнения и задания (например, «Компас»,
«Часы» и др.) которые предлагают
современным пилотам при профотборе.
Рефлексивная беседа «Я могу стать кем
захочу, или уже нет?», в ходе которой
подростки рассуждают об ограничениях,
которые накладывает профессия пилота, о
том, как может реализоваться
мечта о небе, даже если нельзя стать
летчиком.
Участие в беседе о географическом
положении Крыма с использованием карты.
Самостоятельная работа по изучению
информации по истории Крыма. Работа в
группах с обобщением: что с древних времен
привлекало разные народы в Крымском
полуострове?
Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали
посетить в Крыму
Дискуссия «Основные правила здорового
образа жизни». Групповая работа:
составление памятки о ЗОЖ.
Дискуссия «Следуешь моде – вредишь
здоровью» (о тату, пирсинге, энергетиках и
т.д.).

22
Цирк! Цирк! Цирк! (К
Международному дню
цирка)

Цирк как фантазийное и
сказочное искусство. Цирк в
России, История цирка,
цирковые династии России.
Знаменитые на весь мир
российские силачи,
дрессировщики, акробаты,
клоуны, фокусники. Цирковые
профессии.

«Я вижу Землю! Это так
красиво».

Главные события в истории
покорения космоса.
Отечественные космонавтырекордсмены.
Подготовка к полёту —
многолетний процесс.
Художественный фильм
«Вызов» - героизм персонажей
и реальных людей.

215-летие со дня
рождения Н. В. Гоголя

Николай Гоголь – признанный
классик русской литературы,
автор знаменитых «Мертвых
душ», «Ревизора», «Вечеров на
хуторе близ Диканьки».
Сюжеты, герои, ситуации из
произведений Николая Гоголя
актуальны по сей день.

Просмотр видеоролика об истории цирка в
России, начиная с первого стационарного
цирка, построенного в Петербурге в 1877
году.
Беседа о современном цирке, причинах его
популярности у детей и взрослых, о видах
циркового искусства (клоунаде, акробатике,
эквилибристике,
гимнастике,
жонглировании, эксцентрике, иллюзионизме,
пантомиме, дрессировке животных).
Мастер-класс «Фокус здесь и сейчас», в ходе
которого школьники разучивают несколько
простых фокусов.
Видео-викторина «Клоун», в ходе которой
школьники знакомятся великими
российскими клоунами (Юрий Никулин, Олег
Попов, Юрий Куклачев, Вячеслав Полунин).
Рефлексивная беседа о том, как важно уметь
поддерживать оптимизм в себе и в
окружающих.
Участие во вступительной беседе об основных
исторических событиях в космонавтике.
Самостоятельная работа в группах: найти в
интернете информацию о космонавте и
сделать сообщение для одноклассников
(Герман Титов, Валентина Терешкова,
Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Валерий
Поляков, Елена Кондакова, Сергей Крикалев,
Геннадий Падалка, Анатолий Соловьев).
Участие в беседе о трудном процессе
подготовки к полёту. Обсуждение фильма
«Вызов» - в чем заключался героизм главных
действующих лиц и актрисы и режиссера
фильма.
Проблематизирующая беседа «Классик есть
классик», в ходе которой школьники
обсуждают, какие сюжеты, герои, ситуации из
произведений Гоголя можно было назвать
современными.
Игра «Закончи фразу, ставшую крылатой», в
ходе которой школьники продолжают
знаменитые фразы из произведений Н. Гоголя.
Интерактивная игра, в ходе которой
школьники по отрывкам из телеспектаклей,
кинофильмов, иллюстраций, созданных по
произведениям Николая Гоголя, называют
произведение и его главных героев.
Дискуссия, в ходе которой школьники
обсуждают фразу И.А. Гончарова «Он, смеша
и смеясь, невидимо плакал…».

23
Экологичное
потребление

Труд крут

Экологичное потребление —
способ позаботиться о
сохранности планеты.
Экологические проблемы как
следствия
безответственного
поведения человека.
Соблюдать эко-правила — не
так сложно
История Праздника труда.
Труд — это право или
обязанность человека?
Работа мечты. Жизненно
важные навыки

Урок памяти

История появления праздника
День Победы. Поисковое
движение России. Могила
Неизвестного Солдата.
Семейные традиции
празднования Дня Победы.
Бессмертный полк

Будь готов!
Ко дню детских
общественных
организаций

19 мая 1922 года — день
рождения пионерской
организации. Цель её создания
и деятельность. Распад
пионерской организации.
Причины, по которым дети
объединяются

Русский язык. Великий
и могучий.
225 со дня рождения А.
С. Пушкина

Неизвестный Пушкин.
Творчество
Пушкина
объединяет поколения. Вклад
А. С. Пушкина в формирование
современного литературного
русского языка.

Участие во вступительной беседе об
экологическом потреблении. Обсуждение
экологических проблем, существующих в
России, и роли людей в их появлении, поиски
решений.
Работа в группах по составлению общего
списка эко-правил, которые легко может
соблюдать каждый
Вступительная беседа об истории Праздника
труда.
Участие в дискуссии: «Труд — это право или
обязанность человека?»
Мозговой штурм — обсуждение критериев
работы мечты.
Блиц-опрос «Владеете ли вы элементарными
трудовыми навыками?»
Участие во вступительной беседе об истории
появления праздника День Победы. Участие в
беседе о том, что заставляет тысячи человек
заниматься поиском и захоронением останков
погибших защитников Отечества?
Обмен мнениями: есть ли в вашей семье
традиция отмечать День Победы? Участвует
ли семья в шествиях Бессмертного полка?
Участие во вступительной беседе о
пионерской организации.
Участие в дискуссии о том, какое должно
быть детское общественное объединение,
чтобы вам захотелось в него вступить.
Участие в мозговом штурме по выдвижению
причин, по которым дети объединяются.
Участие в беседе о том, какие бывают детские
общественные объединения
Брейн- ринг «Узнай произведение по
иллюстрации». Историческая справка
«Малоизвестные факты из жизни А. С.
Пушкина».
Эвристическая беседа «Мы говорим на языке
Пушкина». Интерактивные задания на знание
русского языка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».