ВД РП финансовая грамотность 10-11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кореизская средняя школа
имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова»
муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым
Рассмотрено
на методическом
объединении руководитель
Пр. № 01 от 29.08. 2023 г.
______ Г. Ф. Тулупов

Согласовано

Утверждено

замдиректора по ВР

директор школы

________ Л.М. Бурнацева

________Баранов О.В.
Пр. № 316 от 29.08.2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 10-11 классов
базовый уровень ФГОС (СОО)
на 2023-2024 учебный год
учитель Бубнова Антонина Ананьевна

2023 г.

2

Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 10-11 классов МБОУ
«Кореизская СШ»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 10-11
классе составлена в соответствии с:
пунктом 6 частью 3 статьи 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
ФГОС ООО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
ФОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370.
Письмом
Минпросвещения
России
от
05.07.2022
№
ТВ-1290/03
«О направлении методических рекомендаций»;
Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.07.2023 №
3980/01-14
Основной образовательной программы среднего общего образования (ФГОС), утверждённой
приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314;
Планом внеурочной деятельности среднего общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская
СШ»
Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ», утверждённым
приказом от 29.08.2023 № 318.
Планом внеурочной деятельности среднего общего образования на изучение «Финансовая
грамотность» в 10-11 классе отводится - 34ч. (1 час в неделю).
Содержание курса
Содержание курса финансовой грамотности имеет деятельностный характер, поэтому в
структуре дидактических единиц выделяются понятия и знания, сопредельные изучаемым по
какой-либо теме, личностные характеристики и установки, отражающие надпредметный
компонент, а также способы деятельности, обозначенные как «умения» и «компетенции». Все
эти компоненты намеренно отнесены не к отдельной теме, а ко всему модулю. Поскольку мы
говорим о деятельностном подходе, предполагающем в первую очередь освоение способа
деятельности в определённой ситуации, а не заучивание определения понятий, то обучение
строится вокруг проблемы, а не понятия. Это означает, что все понятия, знания и умения
возникают по освоением умения решать определённый круг финансовых проблем, т. е. эти
компоненты актуальны и необходимы в той мере, чтобы решить означенные в модуле
финансовые проблемы.
МОДУЛЬ 1. БАНКИ: ЧЕМ ОНИ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫ В ЖИЗНИ
Базовые понятия и знания:
-банк, коммерческие банки, Центральный банк, механизм взаимодействия Центрального банка и
коммерческих банков, пассивные и активные операции банка, кредитор, заёмщик, банковский
счёт, процентная ставка, номинальный и реальный процент, простой и сложный процент,
банковская карта, банкомат;
-вклад, типы вкладов, доход по вкладу, вклад до востребования, срочный вклад, депозит, типы
депозитов, агентство по страхованию вкладов, сберегательная книжка (именная, на
предъявителя), сберегательный сертификат;
-кредит, типы кредитов, кредитный договор, кредитная история, автокредит, договор залога,

3
образовательный кредит, потребительский кредит, аннуитетный платёж, дифференцированный
платёж, обеспечение кредита, полная стоимость кредита, недвижимость, ипотека,
первоначальный взнос;
-управление благосостоянием, инвестирование, программы инвестирования в драгоценные
металлы и ценные бумаги, брокер, портфель инвестиций.
МОДУЛЬ 2. ФОНДОВЫЙ И ВАЛЮТНЫЙ РЫНКИ: КАК ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ
РОСТА ДОХОДОВ
Базовые понятия и знания:
-фондовый рынок, механизм функционирования фондового рынка, фондовая биржа, субъекты
(участники) фондового рынка и суть их деятельности;
-различные виды ценных бумаг и их отличия друг от друга, акции, облигации, эмиссия ценных
бумаг;
-возможность участия физических лиц в игре на рынке ценных бумаг, правила выбора
профессионального агента, депозитарий, дилер, доверительный управляющий, брокер;
-прямые инвестиции, инвестиционный портфель, виды инвестиционных портфелей, виды
инвесторов;
-обменный курс, Forex, как выигрывают и проигрывают на рынке Forex.
МОДУЛЬ 3. НАЛОГИ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО ПЛАТИТЬ
Базовые понятия и знания:
-налоги, пошлины, сборы, налоговая система, налогоплательщик, основания для взимания
налогов с граждан и фирм в России, общие принципы работы налоговой службы, налоговые
органы;
-основные виды налогов, которые уплачивают физические лица, способы постановки на
налоговый учёт, ИНН, получение ИНН;
-налоговая декларация и в каких случаях её необходимо подавать
-налоговый вычет, случаи и способы получения налогового вычета;
-пеня по налогам, штраф, признаки налогового правонарушения.
МОДУЛЬ 4. ОБЕСПЕЧЕННАЯ СТАРОСТЬ: ВОЗМОЖНОСТИ ПЕНСИОННОГО
НАКОПЛЕНИЯ
Базовые понятия и знания:
-пенсия, пенсионная система, пенсионные накопления, пенсионный капитал, страховой стаж,
-виды пенсий и условия их получения, пенсионные баллы, свидетельство обязательного
пенсионного накопления;
-существующие программы пенсионного накопления;
-негосударственный пенсионный фонд
-способы финансового обеспечения старости помимо пенсии, в том числе от инвестирования.
МОДУЛЬ 5. СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: КАК СОЗДАТЬ И НЕ ПОТЕРЯТЬ
Базовые понятия и знания:
-бизнес, стартап, бизнес-ангел, венчурист, венчурные инвестиции, посевной этап,
дееспособность, правила создания нового бизнеса, этапы жизни стартапа, бизнес-план,
-структура бизнес-плана, маркетинг, реклама, франшиза;
-условия, при которых можно стать стартапером;
-юридическая помощь в случае открытия собственного дела;
-государственные, региональные и городские программы, направленные на поддержку молодых
предпринимателей.
МОДУЛЬ 6. РИСКИ В МИРЕ ДЕНЕГ: КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ РАЗОРЕНИЯ
Базовые понятия и знания:
-финансовый риск, декларация о рисках, финансовое мошенничество, финансовые пирамиды;
-портфель инвестиций, доходность портфеля, управление портфелем, эффективный портфель;
-финансовые риски в современной российской действительности;

4
-куда обращаться в случае потери (кражи) финансовых документов (банковской карты,
сертификатов, сберкнижек и др.);
-меры ответственности государства в случае финансового мошенничества.

4

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Финансовая математика»
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом среднего общего образования (далее — ФГОС СОО)
и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности
подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (среднее общее
образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
Для учащихся 10–11 классов изучение курса финансовой грамотности имеет особое
значение. В наше время многие оканчивают школу в 18 лет – в возрасте совершеннолетия. Это
означает, что человеку, помимо прочего, становятся доступны права на самостоятельное
осуществление любых финансовых операций. Очень важно поэтому, чтобы выпускник вступил
во взрослую жизнь подготовленным к взаимодействию с различными финансовыми
организациями: коммерческими банками, инвестиционными фондами, страховыми компаниями,
фондовой и валютной биржами, налоговыми органами и др. Кроме того, школьники в этом
возрасте непосредственно сталкиваются с различными финансовыми ситуациями и приобретают
соответствующий жизненный опыт. Однако, вступая в финансовые отношения,
старшеклассники могут действовать необдуманно. В своих решениях они опираются не на
знания и логические обоснования принимаемого решения, а на опыт родителей, друзей,
знакомых (который часто не является оптимальным) или поддаются воздействию рекламы,
собственным эмоциям и спонтанным желаниям. Так действуют все: и школьники, и взрослые,
если они не владеют элементарными знаниями финансовой грамотности.
Современное общество стремительно развивается во всех сферах,
и финансовая область, которая сегодня вбирает в себя все последние достижения научнотехнического прогресса, не исключение. В такой ситуации главное – не просто научить
старшеклассника действовать по алгоритму (что тоже очень важно при решении многих
финансовых задач), а сформировать метапредметное умение ориентироваться в финансовом
пространстве, оценивать различные варианты решения финансовых задач и находить
оптимальный вариант в конкретных жизненных обстоятельствах. Не менее важным являются
формирование ответственного отношения к принимаемым на себя финансовым обязательствам и
умение сопоставлять своё финансовое поведение с правовыми и моральными нормами
государства и общества.
Курс выполняет и важную профориентационную функцию. В процессе его освоения
учащимся, как потребителям финансовых услуг, даётся возможность не только освоить основы
финансовой грамотности, но и взглянуть на финансовую сферу с точки зрения
профессиональной деятельности, которая может быть ими выбрана в будущем. В большей
степени этот подход реализуется при изучении тем, связанных с фондовым рынком и созданием
собственного бизнеса.
Данный курс имеет модульную структуру. Каждый модуль посвящён определённой
финансовой теме. Связующим внутрипредметным звеном курса является деятельностная
компонента – на основе выявления, анализа и оценки вариантов обоснованное принятие решения
и осуществление выбора, наиболее удовлетворяющего условиям реальной финансовой задачи.
Это означает, что при изучении курса старшеклассники включаются в решение практических
задач, подобных тем, с которыми сталкивается каждый человек в своей повседневной жизни. В
рамках реализации профильной составляющей, помимо задач такого типа, в курс включены
задачи более сложного экономического содержания.
Программа курса предполагает установление межпредметных связей с другими
общеобразовательными предметами школьной программы. На занятиях по курсу изучается

5

5

6

история развития и становления финансовых институтов, историческая обусловленность
появления тех или иных финансовых услуг и продуктов. Финансы тесно связаны с правом,
поэтому в ходе освоения курса предусматривается учебная деятельность, осуществляемая на
стыке правовой и финансовой грамотности. В каждом занятии материалов для учащихся
содержится рубрика «Финансовое право», имеющая практико-ориентированный характер. Для
решения заданий, включённых в эту рубрику, необходимо воспользоваться нормативноправовыми актами.
Во всех модулях курса отрабатываются задания, подобные тем, которые входят в Единый
государственный экзамен (далее – ЕГЭ) по обществознанию (раздел «Экономика»). В рабочей
тетради также представлены темы для написания учащимися мини-сочинений (эссе), оценка
которых осуществляется в соответствии с критериями ЕГЭ по обществознанию. Всё это
позволяет сформировать необходимые метапредметные умения для успешной сдачи экзамена.
Задания, связанные по тематике с финансовой грамотностью, имеются также в ЕГЭ по
математике, это делает изучение курса финансовой грамотности более актуальным именно в 11
классе. И наоборот, владение математическими знаниями и умениями позволяет человеку
получить наиболее полную картину о предоставляемых финансовыми организациями услугах и
самое главное – точную информацию об их реальной стоимости (в длительной перспективе).
Данное обстоятельство актуализирует математические знания и делает их практически
полезными для тех, кто не связывает свою профессиональную жизнь с математикой. При
изучении валютного рынка, налоговых ставок и пенсионных систем различных стран так- же
устанавливаются межпредметные связи с экономической географией.
Таким образом, освоение учащимися 10–11 классов курса финансовой грамотности создаёт
условия для их успешной социализации, гармоничного вхождения во взрослую жизнь
современного российского общества, профориентации в экономических специальностях и более
глубокого понимания современной мировой и российской финансово-экономической
действительности
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10—11
классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих
важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих
эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки,
валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса
«Финансовая грамотность»:
-осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на
простых примерах;
-проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение,
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
-умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических
ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог
об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного
взаимопонимания;
-понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её
развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на

6
специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых
опросов и интервью;
-умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,
в том числе диаграммы связей;
-выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов
денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса,
анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания,
-об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне
безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных
курсах;
-установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его
благосостоянием;
-построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
-умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием
интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и
НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
-владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация,
учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в
семье и обществе).
Регулятивные
-анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы
экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих
возможностей;
-самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе;
-проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
-контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по
изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их
результатов на основе выработанных критериев;
-применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные
-умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам
экономики
-семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
-работая индивидуально и в группе, договариваться о распре- делении функций и позиций
в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов сторон;
-умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствующей задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять
результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических
отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

7

7

8

-умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
-владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар,
услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное
пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта,
валютный курс;
-понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о
роли государства в экономике семьи;
-использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её
осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
-применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой
семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на
простых примерах;
-умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на
простых примерах;
-определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их
решения;
-расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Структура курса «Финансовая грамотность»
Курс финансовой грамотности в 10—11 классах состоит из шести модулей, каждый из
которых разбит на несколько занятий.
Каждый модуль имеет определённую логическую завершён, целостное, законченное
содержание: изучается конкретная сфера финансовых отношений и характерный для неё ряд
финансовых задач, с которыми сталкивается человек в практической жизни. Для обобщения и
закрепления усвоенного материала в конце каждого блока предлагается провести контроль
знаний в форме проверочной работы, тестового контроля, презентации учебных достижений и т.
д.
В тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения, а также количество
часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения финансовой грамотности
построен на основе системно-деятельностного подхода. Для реализации практикоориентированных методов обучения предлагаются занятия развивающего и текущего контроля
знаний. Материалы для подобных занятий представлены в контрольных измерительных
материалах (КИМ).
Тематическое планирование
Используется система обозначений типов занятий: Л — лекция-беседа; П — практикум; ЗП
— занятие — презентация учебных достижений; КЗ — контроль знаний; С — самооценка
(рефлексия).
10 класс
№ занятия

Тема занятия

1
2
1
Введение в курс «Финансовая грамотность»
Модуль 1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни
2
Что такое банк и чем он может быть полезен

Типы
занятий1

Количество
часов

3

4

ПС

1
9

Л/ПС

1

8
3

Какие бывают банковские вклады и каковы их условия

4
5
1
6
7
8

От чего зависят ставки по вкладам
Как выбрать вклад и оформить документы
2
Что такое кредит и как оценить его условия
Как понять, сможете ли вы выплатить кредит
Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в
беду
9
Как банки могут помочь в инвестировании и управлении
сбережениями
10
Итоговые задания к модулю 1
Модуль 2. Фондовый и валютный рынки: как их
использовать для роста доходов
Что такое ценные бумаги и каких типов они бывают
11
12
13

Как можно торговать ценными бумагами
Как заработать на фондовом и валютном рынках

КС

1

П
ПС/П
3
КС
КС/П
КС/Л

1
1
4
1
1
1

Л/П

1

П/ЗК

1
4

Л

1

КС
Л/П

1
1

П/ЗК
14
Итоговые задания к модулю 2
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить
Л/ПС
15
Какие бывают налоги и зачем они нужны
КС/И
16
Как платить налоги
КС/И
17
Что такое налоговый вычет и как его получить
КС
18
Какова ответственность за неуплату налогов
П/ЗК
19
Итоговые задания к модулю 3
Модуль 4. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

1
5
1
1
1
1
1
4

20
21

Что такое пенсия и кому она положена
От чего зависит размер пенсии и как его уве- личить

Л/ПС
КС/П

1
1

22

Как выбрать программу пенсионного накоп- ления

КС/П

1

П/ЗК

1
6

23
Итоговые задания к модулю 4
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
24
Как создать успешный стартап
25
Как разработать реальный бизнес-план
26
Кто может помочь в создании стартапа
27, 28 Игра «Создаём свой бизнес»
29
Итоговые задания к модулю 5
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
30

Какие бывают финансовые риски

Л/КС
КС/П
КС
И
П/ЗК

1
1
1
2
1
4

Л/КС

1

9
Что такое финансовое мошенничество и как строятся
финансовые пирамиды

31

32
Как управлять инвестиционными рисками
33
Итоговые задания к модулю 6
Подведение итогов
Мониторинг учебных достижений (итоговая проверочная работа)
34

КС/П

1

КС/П
П/ЗК

1
1
1
1

ЗК

34

Итого
11 класс
№ занятия
1
1
Модуль 1.
2
3

Тема занятия
2
Введение в курс «Финансовая грамотность»
Банки: чем они могут быть полезны в жизни
Что такое банк и чем он может быть полезен
Какие бывают банковские вклады и каковы их условия

4
5
1
6
7
8

От чего зависят ставки по вкладам
Как выбрать вклад и оформить документы
2
Что такое кредит и как оценить его условия
Как понять, сможете ли вы выплатить кредит
Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в
беду
9
Как банки могут помочь в инвестировании и управлении
сбережениями
10
Итоговые задания к модулю 1
Модуль 2. Фондовый и валютный рынки: как их
использовать для роста доходов
Что такое ценные бумаги и каких типов они бывают
11
12
13

Как можно торговать ценными бумагами
Как заработать на фондовом и валютном рынках

14
Итоговые задания к модулю 2
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить
15
Какие бывают налоги и зачем они нужны
16
Как платить налоги
17
Что такое налоговый вычет и как его получить
18
Какова ответственность за неуплату налогов
19
Итоговые задания к модулю 3

Типы
занятий1

Количество
часов

3

4

ПС

1
9

Л/ПС
КС

1
1

П
ПС/П
3
КС
КС/П
КС/Л

1
1
4
1
1
1

Л/П

1

П/ЗК

1
4

Л

1

КС
Л/П

1
1

П/ЗК

1
5

Л/ПС
КС/И
КС/И
КС
П/ЗК

1
1
1
1
1

10
4

Модуль 4. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
20
21

Что такое пенсия и кому она положена
От чего зависит размер пенсии и как его уве- личить

Л/ПС
КС/П

1
1

22

Как выбрать программу пенсионного накоп- ления

КС/П

1

П/ЗК

1
6

23
Итоговые задания к модулю 4
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
24
Как создать успешный стартап
25
Как разработать реальный бизнес-план
26
Кто может помочь в создании стартапа
27, 28 Игра «Создаём свой бизнес»
29
Итоговые задания к модулю 5
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
30
31

Какие бывают финансовые риски
Что такое финансовое мошенничество и как строятся
финансовые пирамиды

32
Как управлять инвестиционными рисками
33
Итоговые задания к модулю 6
Подведение итогов
Мониторинг учебных достижений (итоговая проверочная работа)
34
Итого

Л/КС
КС/П
КС
И
П/ЗК

1
1
1
2
1
4

Л/КС
КС/П

1

КС/П
П/ЗК

1

1

1
1

ЗК

1
34

В качестве итоговых или дополнительных занятий можно провести учебные игры
«Консультационный центр по финансовой грамотности» и «Не в деньгах счастье», сценарии
которых приводятся в методических рекомендациях для учителя к данному УМК.
Для проведения дополнительных занятий также можно использовать материалы учебнометодического комплекта по модулю «Страхование» (для обучающихся в 10–11 классах и
учреждениях СПО, воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов), который
размещён в электронном виде на сайте НИУ «Высшая школа экономики»
(https://fmc.hse.ru/insurance). В модуле «Страхование» рассматриваются четыре темы: «Риски и
страхование: что это такое», «Виды страхования», «Как выбрать страховую компанию», «Как
грамотно заключить договор страхования и защитить свои права».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».