Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кореизская средняя школа имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым Рассмотрено на методическом объединении руководитель Пр. № 01 от 29.08. 2023 г. ______ Г. Ф. Тулупов Согласовано Утверждено замдиректора по ВР директор школы ________ Л.М. Бурнацева ________Баранов О.В. Пр. № 316 от 29.08.2023 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 10-11 классов базовый уровень ФГОС (СОО) на 2023-2024 учебный год учитель Бубнова Антонина Ананьевна 2023 г. 2 Пояснительная записка Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 10-11 классов МБОУ «Кореизская СШ» Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 10-11 классе составлена в соответствии с: пунктом 6 частью 3 статьи 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; ФГОС ООО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; ФОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370. Письмом Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.07.2023 № 3980/01-14 Основной образовательной программы среднего общего образования (ФГОС), утверждённой приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314; Планом внеурочной деятельности среднего общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ» Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ», утверждённым приказом от 29.08.2023 № 318. Планом внеурочной деятельности среднего общего образования на изучение «Финансовая грамотность» в 10-11 классе отводится - 34ч. (1 час в неделю). Содержание курса Содержание курса финансовой грамотности имеет деятельностный характер, поэтому в структуре дидактических единиц выделяются понятия и знания, сопредельные изучаемым по какой-либо теме, личностные характеристики и установки, отражающие надпредметный компонент, а также способы деятельности, обозначенные как «умения» и «компетенции». Все эти компоненты намеренно отнесены не к отдельной теме, а ко всему модулю. Поскольку мы говорим о деятельностном подходе, предполагающем в первую очередь освоение способа деятельности в определённой ситуации, а не заучивание определения понятий, то обучение строится вокруг проблемы, а не понятия. Это означает, что все понятия, знания и умения возникают по освоением умения решать определённый круг финансовых проблем, т. е. эти компоненты актуальны и необходимы в той мере, чтобы решить означенные в модуле финансовые проблемы. МОДУЛЬ 1. БАНКИ: ЧЕМ ОНИ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫ В ЖИЗНИ Базовые понятия и знания: -банк, коммерческие банки, Центральный банк, механизм взаимодействия Центрального банка и коммерческих банков, пассивные и активные операции банка, кредитор, заёмщик, банковский счёт, процентная ставка, номинальный и реальный процент, простой и сложный процент, банковская карта, банкомат; -вклад, типы вкладов, доход по вкладу, вклад до востребования, срочный вклад, депозит, типы депозитов, агентство по страхованию вкладов, сберегательная книжка (именная, на предъявителя), сберегательный сертификат; -кредит, типы кредитов, кредитный договор, кредитная история, автокредит, договор залога, 3 образовательный кредит, потребительский кредит, аннуитетный платёж, дифференцированный платёж, обеспечение кредита, полная стоимость кредита, недвижимость, ипотека, первоначальный взнос; -управление благосостоянием, инвестирование, программы инвестирования в драгоценные металлы и ценные бумаги, брокер, портфель инвестиций. МОДУЛЬ 2. ФОНДОВЫЙ И ВАЛЮТНЫЙ РЫНКИ: КАК ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РОСТА ДОХОДОВ Базовые понятия и знания: -фондовый рынок, механизм функционирования фондового рынка, фондовая биржа, субъекты (участники) фондового рынка и суть их деятельности; -различные виды ценных бумаг и их отличия друг от друга, акции, облигации, эмиссия ценных бумаг; -возможность участия физических лиц в игре на рынке ценных бумаг, правила выбора профессионального агента, депозитарий, дилер, доверительный управляющий, брокер; -прямые инвестиции, инвестиционный портфель, виды инвестиционных портфелей, виды инвесторов; -обменный курс, Forex, как выигрывают и проигрывают на рынке Forex. МОДУЛЬ 3. НАЛОГИ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО ПЛАТИТЬ Базовые понятия и знания: -налоги, пошлины, сборы, налоговая система, налогоплательщик, основания для взимания налогов с граждан и фирм в России, общие принципы работы налоговой службы, налоговые органы; -основные виды налогов, которые уплачивают физические лица, способы постановки на налоговый учёт, ИНН, получение ИНН; -налоговая декларация и в каких случаях её необходимо подавать -налоговый вычет, случаи и способы получения налогового вычета; -пеня по налогам, штраф, признаки налогового правонарушения. МОДУЛЬ 4. ОБЕСПЕЧЕННАЯ СТАРОСТЬ: ВОЗМОЖНОСТИ ПЕНСИОННОГО НАКОПЛЕНИЯ Базовые понятия и знания: -пенсия, пенсионная система, пенсионные накопления, пенсионный капитал, страховой стаж, -виды пенсий и условия их получения, пенсионные баллы, свидетельство обязательного пенсионного накопления; -существующие программы пенсионного накопления; -негосударственный пенсионный фонд -способы финансового обеспечения старости помимо пенсии, в том числе от инвестирования. МОДУЛЬ 5. СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: КАК СОЗДАТЬ И НЕ ПОТЕРЯТЬ Базовые понятия и знания: -бизнес, стартап, бизнес-ангел, венчурист, венчурные инвестиции, посевной этап, дееспособность, правила создания нового бизнеса, этапы жизни стартапа, бизнес-план, -структура бизнес-плана, маркетинг, реклама, франшиза; -условия, при которых можно стать стартапером; -юридическая помощь в случае открытия собственного дела; -государственные, региональные и городские программы, направленные на поддержку молодых предпринимателей. МОДУЛЬ 6. РИСКИ В МИРЕ ДЕНЕГ: КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ РАЗОРЕНИЯ Базовые понятия и знания: -финансовый риск, декларация о рисках, финансовое мошенничество, финансовые пирамиды; -портфель инвестиций, доходность портфеля, управление портфелем, эффективный портфель; -финансовые риски в современной российской действительности; 4 -куда обращаться в случае потери (кражи) финансовых документов (банковской карты, сертификатов, сберкнижек и др.); -меры ответственности государства в случае финансового мошенничества. 4 Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Финансовая математика» Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего общего образования (далее — ФГОС СОО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (среднее общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. Для учащихся 10–11 классов изучение курса финансовой грамотности имеет особое значение. В наше время многие оканчивают школу в 18 лет – в возрасте совершеннолетия. Это означает, что человеку, помимо прочего, становятся доступны права на самостоятельное осуществление любых финансовых операций. Очень важно поэтому, чтобы выпускник вступил во взрослую жизнь подготовленным к взаимодействию с различными финансовыми организациями: коммерческими банками, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, фондовой и валютной биржами, налоговыми органами и др. Кроме того, школьники в этом возрасте непосредственно сталкиваются с различными финансовыми ситуациями и приобретают соответствующий жизненный опыт. Однако, вступая в финансовые отношения, старшеклассники могут действовать необдуманно. В своих решениях они опираются не на знания и логические обоснования принимаемого решения, а на опыт родителей, друзей, знакомых (который часто не является оптимальным) или поддаются воздействию рекламы, собственным эмоциям и спонтанным желаниям. Так действуют все: и школьники, и взрослые, если они не владеют элементарными знаниями финансовой грамотности. Современное общество стремительно развивается во всех сферах, и финансовая область, которая сегодня вбирает в себя все последние достижения научнотехнического прогресса, не исключение. В такой ситуации главное – не просто научить старшеклассника действовать по алгоритму (что тоже очень важно при решении многих финансовых задач), а сформировать метапредметное умение ориентироваться в финансовом пространстве, оценивать различные варианты решения финансовых задач и находить оптимальный вариант в конкретных жизненных обстоятельствах. Не менее важным являются формирование ответственного отношения к принимаемым на себя финансовым обязательствам и умение сопоставлять своё финансовое поведение с правовыми и моральными нормами государства и общества. Курс выполняет и важную профориентационную функцию. В процессе его освоения учащимся, как потребителям финансовых услуг, даётся возможность не только освоить основы финансовой грамотности, но и взглянуть на финансовую сферу с точки зрения профессиональной деятельности, которая может быть ими выбрана в будущем. В большей степени этот подход реализуется при изучении тем, связанных с фондовым рынком и созданием собственного бизнеса. Данный курс имеет модульную структуру. Каждый модуль посвящён определённой финансовой теме. Связующим внутрипредметным звеном курса является деятельностная компонента – на основе выявления, анализа и оценки вариантов обоснованное принятие решения и осуществление выбора, наиболее удовлетворяющего условиям реальной финансовой задачи. Это означает, что при изучении курса старшеклассники включаются в решение практических задач, подобных тем, с которыми сталкивается каждый человек в своей повседневной жизни. В рамках реализации профильной составляющей, помимо задач такого типа, в курс включены задачи более сложного экономического содержания. Программа курса предполагает установление межпредметных связей с другими общеобразовательными предметами школьной программы. На занятиях по курсу изучается 5 5 6 история развития и становления финансовых институтов, историческая обусловленность появления тех или иных финансовых услуг и продуктов. Финансы тесно связаны с правом, поэтому в ходе освоения курса предусматривается учебная деятельность, осуществляемая на стыке правовой и финансовой грамотности. В каждом занятии материалов для учащихся содержится рубрика «Финансовое право», имеющая практико-ориентированный характер. Для решения заданий, включённых в эту рубрику, необходимо воспользоваться нормативноправовыми актами. Во всех модулях курса отрабатываются задания, подобные тем, которые входят в Единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) по обществознанию (раздел «Экономика»). В рабочей тетради также представлены темы для написания учащимися мини-сочинений (эссе), оценка которых осуществляется в соответствии с критериями ЕГЭ по обществознанию. Всё это позволяет сформировать необходимые метапредметные умения для успешной сдачи экзамена. Задания, связанные по тематике с финансовой грамотностью, имеются также в ЕГЭ по математике, это делает изучение курса финансовой грамотности более актуальным именно в 11 классе. И наоборот, владение математическими знаниями и умениями позволяет человеку получить наиболее полную картину о предоставляемых финансовыми организациями услугах и самое главное – точную информацию об их реальной стоимости (в длительной перспективе). Данное обстоятельство актуализирует математические знания и делает их практически полезными для тех, кто не связывает свою профессиональную жизнь с математикой. При изучении валютного рынка, налоговых ставок и пенсионных систем различных стран так- же устанавливаются межпредметные связи с экономической географией. Таким образом, освоение учащимися 10–11 классов курса финансовой грамотности создаёт условия для их успешной социализации, гармоничного вхождения во взрослую жизнь современного российского общества, профориентации в экономических специальностях и более глубокого понимания современной мировой и российской финансово-экономической действительности Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10—11 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др. Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»: -осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства; -овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; -проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; -умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания; -понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Познавательные -использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на 6 специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью; -умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей; -выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, -об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах; -установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием; -построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению); -умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами; -владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе). Регулятивные -анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей; -самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе; -проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; -контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев; -применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные -умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики -семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе; -работая индивидуально и в группе, договариваться о распре- делении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; -умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; -умение осознанно использовать речевые средства в соответствующей задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности; 7 7 8 -умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность». Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: -владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс; -понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; -использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов; -применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; -умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; -определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; -расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Структура курса «Финансовая грамотность» Курс финансовой грамотности в 10—11 классах состоит из шести модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. Каждый модуль имеет определённую логическую завершён, целостное, законченное содержание: изучается конкретная сфера финансовых отношений и характерный для неё ряд финансовых задач, с которыми сталкивается человек в практической жизни. Для обобщения и закрепления усвоенного материала в конце каждого блока предлагается провести контроль знаний в форме проверочной работы, тестового контроля, презентации учебных достижений и т. д. В тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения, а также количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения финансовой грамотности построен на основе системно-деятельностного подхода. Для реализации практикоориентированных методов обучения предлагаются занятия развивающего и текущего контроля знаний. Материалы для подобных занятий представлены в контрольных измерительных материалах (КИМ). Тематическое планирование Используется система обозначений типов занятий: Л — лекция-беседа; П — практикум; ЗП — занятие — презентация учебных достижений; КЗ — контроль знаний; С — самооценка (рефлексия). 10 класс № занятия Тема занятия 1 2 1 Введение в курс «Финансовая грамотность» Модуль 1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни 2 Что такое банк и чем он может быть полезен Типы занятий1 Количество часов 3 4 ПС 1 9 Л/ПС 1 8 3 Какие бывают банковские вклады и каковы их условия 4 5 1 6 7 8 От чего зависят ставки по вкладам Как выбрать вклад и оформить документы 2 Что такое кредит и как оценить его условия Как понять, сможете ли вы выплатить кредит Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в беду 9 Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями 10 Итоговые задания к модулю 1 Модуль 2. Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста доходов Что такое ценные бумаги и каких типов они бывают 11 12 13 Как можно торговать ценными бумагами Как заработать на фондовом и валютном рынках КС 1 П ПС/П 3 КС КС/П КС/Л 1 1 4 1 1 1 Л/П 1 П/ЗК 1 4 Л 1 КС Л/П 1 1 П/ЗК 14 Итоговые задания к модулю 2 Модуль 3. Налоги: почему их надо платить Л/ПС 15 Какие бывают налоги и зачем они нужны КС/И 16 Как платить налоги КС/И 17 Что такое налоговый вычет и как его получить КС 18 Какова ответственность за неуплату налогов П/ЗК 19 Итоговые задания к модулю 3 Модуль 4. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления 1 5 1 1 1 1 1 4 20 21 Что такое пенсия и кому она положена От чего зависит размер пенсии и как его уве- личить Л/ПС КС/П 1 1 22 Как выбрать программу пенсионного накоп- ления КС/П 1 П/ЗК 1 6 23 Итоговые задания к модулю 4 Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять 24 Как создать успешный стартап 25 Как разработать реальный бизнес-план 26 Кто может помочь в создании стартапа 27, 28 Игра «Создаём свой бизнес» 29 Итоговые задания к модулю 5 Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения 30 Какие бывают финансовые риски Л/КС КС/П КС И П/ЗК 1 1 1 2 1 4 Л/КС 1 9 Что такое финансовое мошенничество и как строятся финансовые пирамиды 31 32 Как управлять инвестиционными рисками 33 Итоговые задания к модулю 6 Подведение итогов Мониторинг учебных достижений (итоговая проверочная работа) 34 КС/П 1 КС/П П/ЗК 1 1 1 1 ЗК 34 Итого 11 класс № занятия 1 1 Модуль 1. 2 3 Тема занятия 2 Введение в курс «Финансовая грамотность» Банки: чем они могут быть полезны в жизни Что такое банк и чем он может быть полезен Какие бывают банковские вклады и каковы их условия 4 5 1 6 7 8 От чего зависят ставки по вкладам Как выбрать вклад и оформить документы 2 Что такое кредит и как оценить его условия Как понять, сможете ли вы выплатить кредит Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в беду 9 Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями 10 Итоговые задания к модулю 1 Модуль 2. Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста доходов Что такое ценные бумаги и каких типов они бывают 11 12 13 Как можно торговать ценными бумагами Как заработать на фондовом и валютном рынках 14 Итоговые задания к модулю 2 Модуль 3. Налоги: почему их надо платить 15 Какие бывают налоги и зачем они нужны 16 Как платить налоги 17 Что такое налоговый вычет и как его получить 18 Какова ответственность за неуплату налогов 19 Итоговые задания к модулю 3 Типы занятий1 Количество часов 3 4 ПС 1 9 Л/ПС КС 1 1 П ПС/П 3 КС КС/П КС/Л 1 1 4 1 1 1 Л/П 1 П/ЗК 1 4 Л 1 КС Л/П 1 1 П/ЗК 1 5 Л/ПС КС/И КС/И КС П/ЗК 1 1 1 1 1 10 4 Модуль 4. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления 20 21 Что такое пенсия и кому она положена От чего зависит размер пенсии и как его уве- личить Л/ПС КС/П 1 1 22 Как выбрать программу пенсионного накоп- ления КС/П 1 П/ЗК 1 6 23 Итоговые задания к модулю 4 Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять 24 Как создать успешный стартап 25 Как разработать реальный бизнес-план 26 Кто может помочь в создании стартапа 27, 28 Игра «Создаём свой бизнес» 29 Итоговые задания к модулю 5 Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения 30 31 Какие бывают финансовые риски Что такое финансовое мошенничество и как строятся финансовые пирамиды 32 Как управлять инвестиционными рисками 33 Итоговые задания к модулю 6 Подведение итогов Мониторинг учебных достижений (итоговая проверочная работа) 34 Итого Л/КС КС/П КС И П/ЗК 1 1 1 2 1 4 Л/КС КС/П 1 КС/П П/ЗК 1 1 1 1 ЗК 1 34 В качестве итоговых или дополнительных занятий можно провести учебные игры «Консультационный центр по финансовой грамотности» и «Не в деньгах счастье», сценарии которых приводятся в методических рекомендациях для учителя к данному УМК. Для проведения дополнительных занятий также можно использовать материалы учебнометодического комплекта по модулю «Страхование» (для обучающихся в 10–11 классах и учреждениях СПО, воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов), который размещён в электронном виде на сайте НИУ «Высшая школа экономики» (https://fmc.hse.ru/insurance). В модуле «Страхование» рассматриваются четыре темы: «Риски и страхование: что это такое», «Виды страхования», «Как выбрать страховую компанию», «Как грамотно заключить договор страхования и защитить свои права».