ВД РП финансовая грамотность 8-9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кореизская средняя школа
имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова»
муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым
Рассмотрено
на методическом
объединении руководитель
Пр. № 01 от 29.08. 2023 г.
______ Г. Ф. Тулупов

Согласовано

Утверждено

замдиректора по ВР

директор школы

________ Л.М. Бурнацева

________Баранов О.В.
Пр. № 316 от 29.08.2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 8-9 классов
базовый уровень ФГОС (ООО)
на 2023-2024 учебный год
учитель Бубнова Антонина Ананьевна

2023 г.

2

Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 8-9 классов МБОУ
«Кореизская СШ»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 8-9 классе
составлена в соответствии с:
пунктом 6 частью 3 статьи 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
ФГОС ООО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
ФОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370.
Письмом
Минпросвещения
России
от
05.07.2022
№
ТВ-1290/03
«О направлении методических рекомендаций»;
Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.07.2023 №
3980/01-14
Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС), утверждённой
приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314;
Планом внеурочной деятельности основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская
СШ»
Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ», утверждённым
приказом от 29.08.2023 № 318.
Планом внеурочной деятельности основного общего образования на изучение «Финансовая
грамотность» в 8-9 классе отводится - 34ч. (1 час в неделю).
Содержание курса
Модуль 1 Управление денежными средствами
-эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк,
структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов,
человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет
(профицит, дефицит, личный бюджет);
-знание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления в современной экономике,
способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы, структуры доходов
населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв.;
-определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
-соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
-сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения
дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
-оценивать свои ежемесячные расходы;
-соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;
-определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в краткосрочной и
долгосрочной перспективе;
-осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Модуль 2 Способы повышения семейного благосостояния
-банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;
-знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, возможных
норм сбережения на различных этапах жизненного цикла.
-искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и других
финансовых учреждений;

3

-оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для
повышения благосостояния семьи;
-откладывать деньги на определённые цели;
-выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения
будущих крупных расходов семьи.
Модуль 3 Риски в мире денег
-особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды
страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков;
-знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной поддержки в случаях
природных и техногенных ката- строф и других форс-мажорных событий, видов
страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых
компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество), а также
представление о способах сокращения финансовых рисков.
Модуль 4 Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
-понимание основных принципов устройства банковской системы;
-понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не
спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием
способов взаимодействия;
-осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с которыми
приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
-понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное
образование.
Модуль 5 Человек и государство: как они взаимодействуют
-налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная система,
пенсионные фонды;
-знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые),
способов уплаты налогов (лично и предприятием), общих принципов устройства пенсионной
системы РФ; а также знание основных способов пенсионных накоплений.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Финансовая математика»
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС
ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие
личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим
ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное
общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
Курс «Финансовая грамотность» для 8—9 классов разработан с учётом возрастных
особенностей обучающихся, ведь 14—16-летние подростки обретают частичную гражданскую
дееспособность. С правовой точки зрения они вправе работать и распоряжаться своим
заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства
произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие бытовые сделки.
В связи с этим нужно научить подростков ориентироваться в мире финансов, развивать умения,
необходимые для экономически грамотного поведения.
Учащиеся 8—9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах
благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в
данном возрасте происходит личностное самоопределение подростков, они переходят во
взрослую жизнь, осваивая новую для себя роль взрослого человека. Поэтому в ходе обучения
важно опираться на личные потребности учащегося, формировать не только умение действовать
в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно

4

6

помочь подростку преодолеть страх перед взрослой жизнью и показать, что существуют
алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. Основным умением,
формируемым у учащихся, является способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать
наиболее подходящий вариант решения материальных проблем семьи.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, чем
в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи,
особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенций поиска, подбора,
анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, представленных как
на электронных, так и на твёрдых носителях.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 8—9
классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих
важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих
эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки,
валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса
«Финансовая грамотность»:
-осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на
простых примерах;
-проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение,
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
-умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических
ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог
об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного
взаимопонимания;
-понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её
развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на
специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых
опросов и интервью;
-умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,
в том числе диаграммы связей;
-выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов
денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса,
анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания,
-об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне
безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных
курсах;
-установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его
благосостоянием;
-построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);

5

8

-умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием
интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и
НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
-владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация,
учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в
семье и обществе).
Регулятивные
-анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы
экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих
возможностей;
-самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе;
-проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
-контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по
изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их
результатов на основе выработанных критериев;
-применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные
-умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам
экономики
-семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
-работая индивидуально и в группе, договариваться о распре- делении функций и позиций
в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов сторон;
-умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствующей задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять
результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических
отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
-умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
-владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар,
услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное
пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта,
валютный курс;
-понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о
роли государства в экономике семьи;
-использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её
осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
-применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой
семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на
простых примерах;

6
-умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на
простых примерах;
-определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их
решения;
-расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Структура курса «Финансовая грамотность»
Курс финансовой грамотности в 8—9 классах состоит из пяти модулей, каждый из которых
разбит на несколько занятий.
Каждый модуль имеет определённую логическую завершён, целостное, законченное
содержание: изучается конкретная сфера финансовых отношений и характерный для неё ряд
финансовых задач, с которыми сталкивается человек в практической жизни. Для обобщения и
закрепления усвоенного материала в конце каждого блока предлагается провести контроль
знаний в форме проверочной работы, тестового контроля, презентации учебных достижений и т.
д.
В тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения, а также количество
часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения финансовой грамотности
построен на основе системно-деятельностного подхода. Для реализации практикоориентированных методов обучения предлагаются занятия развивающего и текущего контроля
знаний. Материалы для подобных занятий представлены в контрольных измерительных
материалах (КИМ).
Номер
Название темы/блока
темы/блок
а
Модуль 1
Управление денежными средствами семьи

Кол-во
часов
9

Модуль 2

Способы повышения семейного благосостояния

6

Модуль 3

Риски в мире денег

6

Модуль 4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без
проблем

8

Модуль 5

Человек и государство: как они взаимодействуют

5

Итого

34

Тематическое планирование
Используется система обозначений типов занятий: Л — лекция-беседа; П — практикум; ЗП
— занятие — презентация учебных достижений; КЗ — контроль знаний; С — самооценка
(рефлексия).
8 класс
Номер
занятия

Название занятия

Форма
занятия

Кол-во
часов2

Модуль 1. Управление денежными средствами семьи

9

Тема 1. Происхождение денег

2

7
1

Деньги: что это такое

2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на
финансы вашей семьи

1
Л/П

2

Тема 2. Источники денежных средств семьи
3

Какие бывают источники доходов

4

От чего зависят личные и семейные доходы

1

1
Л/П

1
2

Тема 3. Контроль семейных расходов
5

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

Л

1

6

Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»

ЗП

1
2

Тема 4. Построение семейного бюджета
7

1

Что такое семейный бюджет и как его построить
Л/П

8

Как оптимизировать семейный бюджет

9

Обобщение результатов работы, представление проектов,
тестовый контроль

1
КЗ / П

1

6

Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния

2

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием
услуг финансовых организаций
10

Для чего нужны финансовые организации

Л/П

1

11

Как увеличить семейные доходы
с использованием финансовых организаций

С/П

1

2

Тема 6. Финансовое планирование
как способ повышения финансового благосостояния
12

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование

Л/П

1

13

Как осуществлять финансовое планирование на разных
жизненных этапах

Л/П

1

14

Представление проектов

ЗП

1

15

Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных
заданий, тестовый контроль
Модуль 3. Риски в мире денег

КЗ

1

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними
справиться

6
3

8
16

Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря
кормильца

Л/П

1

17

Особые жизненные ситуации: болезнь,
природные и техногенные катастрофы

Л/П

1

18

Чем поможет страхование

Л/П

1

потеря

работы,

2

Тема 8. Финансовые риски
19

Какие бывают финансовые риски

Л/П

1

20

Что такое финансовые пирамиды

Л/П

1

21

Представление проектов, выполнение тренировочных заданий,
тестовый контроль

ЗП / КЗ

1

8

Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без
проблем
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

2

22

Что такое банк и чем он может быть полезен

Л/П

1

23

Польза и риски банковских карт

Л/П

1
2

Тема 10. Собственный бизнес
24

Что такое бизнес

Л/П

1

25

Как создать своё дело

Л/П

1
2

Тема 11. Валюта в современном мире
26

Что такое валютный рынок и как он устроен

Л/П

1

27

Можно ли выиграть, размещая сбере жения в валюте

Л/П

1

28

Представление проектов

ЗП

1

29

Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных
заданий, тесто- вый контроль
Модуль 5. Человек и государство: как они
взаимодействуют
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

КЗ

1
5
2

30

Что такое налоги и зачем их платить

Л/П

1

31

Какие налоги мы платим

Л/П

1
2

Тема 13. Пенсионное обеспечение
и финансовое благополучие в старости
32

Что такое пенсия и как сделать её достойной

Л/П

1

33

Представление проектов

ЗП

1

34

Итоговый контроль знаний

КЗ

1

Итого

34

9
9 класс
Номер
занятия

Название занятия

Форма
занятия

Кол-во
часов2

Модуль 1. Управление денежными средствами семьи

9

Тема 1. Происхождение денег

2

1

Деньги: что это такое

2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на
финансы вашей семьи

1
Л/П

2

Тема 2. Источники денежных средств семьи
3

Какие бывают источники доходов

4

От чего зависят личные и семейные доходы

1

1
Л/П

1
2

Тема 3. Контроль семейных расходов
5

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

Л

1

6

Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»

ЗП

1
2

Тема 4. Построение семейного бюджета
7

1

Что такое семейный бюджет и как его построить
Л/П

8

Как оптимизировать семейный бюджет

9

Обобщение результатов работы, представление проектов,
тестовый контроль

1
КЗ / П

1

6

Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния

2

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием
услуг финансовых организаций
10

Для чего нужны финансовые организации

Л/П

1

11

Как увеличить семейные доходы
с использованием финансовых организаций

С/П

1

2

Тема 6. Финансовое планирование
как способ повышения финансового благосостояния
12

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование

Л/П

1

13

Как осуществлять финансовое планирование на разных
жизненных этапах

Л/П

1

14

Представление проектов

ЗП

1

10
15

КЗ

Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных
заданий, тестовый контроль
Модуль 3. Риски в мире денег

1
6
3

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними
справиться
16

Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря
кормильца

Л/П

1

17

Особые жизненные ситуации: болезнь,
природные и техногенные катастрофы

Л/П

1

18

Чем поможет страхование

Л/П

1

потеря

работы,

2

Тема 8. Финансовые риски
19

Какие бывают финансовые риски

Л/П

1

20

Что такое финансовые пирамиды

Л/П

1

21

Представление проектов, выполнение тренировочных заданий,
тестовый контроль

ЗП / КЗ

1

8

Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без
проблем
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

2

22

Что такое банк и чем он может быть полезен

Л/П

1

23

Польза и риски банковских карт

Л/П

1
2

Тема 10. Собственный бизнес
24

Что такое бизнес

Л/П

1

25

Как создать своё дело

Л/П

1
2

Тема 11. Валюта в современном мире
26

Что такое валютный рынок и как он устроен

Л/П

1

27

Можно ли выиграть, размещая сбере жения в валюте

Л/П

1

28

Представление проектов

ЗП

1

29

Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных
заданий, тесто- вый контроль
Модуль 5. Человек и государство: как они
взаимодействуют
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

КЗ

1
5
2

30

Что такое налоги и зачем их платить

Л/П

1

31

Какие налоги мы платим

Л/П

1

Тема 13. Пенсионное обеспечение
и финансовое благополучие в старости

2

11
32

Что такое пенсия и как сделать её достойной

Л/П

1

33

Представление проектов

ЗП

1

34

Итоговый контроль знаний

КЗ

1

Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».