ВД РП финансовая грамотность 5-7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кореизская средняя школа
имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова»
муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым
Рассмотрено
Согласовано
на методическом
объединении руководитель
замдиректора по ВР
Пр. № 01 от 29.08. 2023 г.
______ Г. Ф. Тулупов
________ Л.М. Бурнацева

Утверждено
директор школы
________Баранов О.В.
Пр. № 316 от 29.08.2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 5-7 классов
базовый уровень ФГОС (ООО)
на 2023-2024 учебный год
учитель Бубнова Антонина Ананьевна

2023 г.

2

Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 5-7 классов МБОУ
«Кореизская СШ»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 5-7 классе
составлена в соответствии с:
пунктом 6 частью 3 статьи 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
ФГОС ООО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
ФОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370.
Письмом
Минпросвещения
России
от
05.07.2022
№
ТВ-1290/03
«О направлении методических рекомендаций»;
Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.07.2023 №
3980/01-14
Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС), утверждённой
приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314;
Планом внеурочной деятельности основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская
СШ»
Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ», утверждённым
приказом от 29.08.2023 № 318.
Планом внеурочной деятельности основного общего образования на изучение «Финансовая
грамотность» в 5-7 классе отводится - 34ч. (1 час в неделю).
Содержание курса
Модуль 1 Доходы и расходы семьи
Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги,
наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный
бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия,
пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой
необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги,
коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.
Модуль 2 Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой
полис, страховая компания, больничный лист.
Модуль 3 Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог
на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Модуль 4 Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов,
Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнесинкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Финансовая математика»
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС

3
ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие
личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим
ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное
общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
-удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов,
формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и
способах финансово грамотного поведения;
-приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие
собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также
способов поиска и изучения информации в этой области;
-воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой
грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
-деньги, их история, виды, функции;
- бюджет;
-экономические отношения семьи и государства;
-человек и финансовые организации;
-собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это
предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу
на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую
финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности
являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги»,
«Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника
(школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями
детей и включают:
-задачи с элементарными денежными расчётами;
-кейсы по экономике семьи;
-игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
-построение графиков и диаграмм;
-мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами,
схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных
выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса
«Финансовая грамотность»:
-осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на
простых примерах;
-проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение,
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
-умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических
ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог

4

6

об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного
взаимопонимания;
-понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её
развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на
специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых
опросов и интервью;
-умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,
в том числе диаграммы связей;
-выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов
денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса,
анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания,
-об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне
безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных
курсах;
-установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его
благосостоянием;
-построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
-умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием
интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и
НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
-владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация,
учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в
семье и обществе).
Регулятивные
-анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы
экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих
возможностей;
-самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе;
-проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
-контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по
изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их
результатов на основе выработанных критериев;
-применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные
-умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам
экономики
-семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

7

5

8

-работая индивидуально и в группе, договариваться о распре- делении функций и позиций
в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов сторон;
-умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствующей задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять
результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических
отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
-умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
-владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар,
услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное
пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта,
валютный курс;
-понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о
роли государства в экономике семьи;
-использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её
осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
-применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой
семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на
простых примерах;
-умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на
простых примерах;
-определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их
решения;
-расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Тематическое планирование
Номер темы
Вид
Кол-во
Тема занятия
занятия
часов*
5 класс
1
2
3
4

5
6

Введение в курс «Финансовая грамотность»
Почему важно развивать свою финансовую Мастерская
грамотность
портфолио
От чего зависит благосостояние семьи
Постановка
учебной задачи
Учимся оценивать финансовое поведение Постановка
людей
учебной задачи
Учимся оценивать своё финансовое
Постановка
поведение
учебной задачи
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
Деньги: что это такое
Практикум
Учебные мини-проекты «Деньги»
Защита проектов

4
1
1
1
1
15
1
1

6
7

Из чего складываются доходы семьи

Практикум

1

8
9

Учимся считать семейные доходы
Исследуем доходы семьи

1
1

10

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

Практикум
Миниисследование
Защита проектов

11

Как появляются расходы семьи

Практикум

1

12

Учимся считать семейные расходы

Практикум

1

13

Исследуем расходы семьи

Мини-исследование

1

14

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

Защита проектов

1

15

Как сформировать семейный бюджет

Практикум

1

16

Ролевая игра «Семейный совет по
Занятие-игра
составлению бюджета»
Учебные мини-проекты «Семейный
Защита проектов
бюджет»
Обобщение результатов изучения модуля 1 Контроль знаний

1

Презентация портфолио «Доходы и
расходы семьи»

1

17
18
19

Выставка портфолио

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься

1

1
1

10

20

Почему возникают риски потери денег и
имущества и как от этого защититься

Практикум

1

21

Что такое страхование и для чего оно
необходимо

Практикум

1

22

Что и как можно страховать

Практикум

1

23

Ролевая игра «Страхование»

Занятие-игра

1

24

Исследуем, что застраховано в семье и
сколько это стоит

Миниисследование

1

25

Как определить надёжность страховых
компаний

Практикум

1

26

Как работает страховая компания

Учебная экскурсия

1

27

Учебные мини-проекты «Страхование»

Защита проектов

1

28

Обобщение результатов изучения модуля 2 Контроль знаний

1

7
29

Презентация портфолио «Риски потери
денег и имущества и как человек может от
этого защититься»
Резервные часы

30–34

1

Выставка портфолио

5
Всего

34

6 класс

5
6
7

Введение в курс «Финансовая грамотность»
Почему важно развивать свою финансовую Мастерская
грамотность
портфолио
От чего зависит благосостояние семьи
Постановка
учебной задачи
Учимся оценивать финансовое поведение Постановка
людей
учебной задачи
Учимся оценивать своё финансовое
Постановка
поведение
учебной задачи
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
Деньги: что это такое
Практикум
Учебные мини-проекты «Деньги»
Защита проектов
Из чего складываются доходы семьи
Практикум

8
9

Учимся считать семейные доходы
Исследуем доходы семьи

10

1
2
3
4

4
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

Практикум
Миниисследование
Защита проектов

11

Как появляются расходы семьи

Практикум

1

12

Учимся считать семейные расходы

Практикум

1

13

Исследуем расходы семьи

Мини-исследование

1

14

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

Защита проектов

1

15

Как сформировать семейный бюджет

Практикум

1

16

Ролевая игра «Семейный совет по
Занятие-игра
составлению бюджета»
Учебные мини-проекты «Семейный
Защита проектов
бюджет»
Обобщение результатов изучения модуля 1 Контроль знаний

1

Презентация портфолио «Доходы и
расходы семьи»

1

17
18
19

Выставка портфолио

1

1
1

8
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься

10

20

Почему возникают риски потери денег и
имущества и как от этого защититься

Практикум

1

21

Что такое страхование и для чего оно
необходимо

Практикум

1

22

Что и как можно страховать

Практикум

1

23

Ролевая игра «Страхование»

Занятие-игра

1

24

Исследуем, что застраховано в семье и
сколько это стоит

Миниисследование

1

25

Как определить надёжность страховых
компаний

Практикум

1

26

Как работает страховая компания

Учебная экскурсия

1

27

Учебные мини-проекты «Страхование»

Защита проектов

1

28

Обобщение результатов изучения модуля 2 Контроль знаний

1

29

Презентация портфолио «Риски потери
денег и имущества и как человек может от
этого защититься»
Резервные часы

1

30–34

Выставка портфолио

5
Всего

34

7 класс
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют
1

16
1

2

Могут ли люди быть финансово
Постановка
независимыми от государства
учебной задачи
Что такое налоги и почему их надо платить Практикум

3

Какие бывают налоги

Практикум

1

4

Учимся считать налоги

Практикум

1

5

Ролевая игра «Считаем налоги семьи»

Занятие-игра

1

6

Сравниваем налоги граждан разных стран

Практикум

1

7

Мини-исследование

1

8

Исследуем, какие налоги платит семья и
что получает от государства
Как работает налоговая служба

Учебная экскурсия

1

9

Учебные мини-проекты «Налоги»

Защита проектов

1

10

Что такое социальные пособия и какие они Практикум
бывают

1

1

9
11

Учимся находить информацию на сайте
Фонда социального страхования РФ

Практикум

1

12

Ролевая игра «Оформляем социальное
пособие»

Занятие-игра

1

13

Исследуем, какие социальные пособия
получают люди

Мини-исследование

1

14

Учебные мини-проекты «Социальные
пособия»

Защита проектов

1

15

Обобщение результатов изучения модуля 3 Контроль знаний

1

16

Презентация портфолио «Человек и
государство: как они взаимодействуют»

1

Выставка
портфолио

Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный
бизнес
Для чего нужны банки
Практикум

17

1

19

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем Практикум
дома
Какие бывают вклады
Практикум

20

Что такое кредиты и надо ли их брать

Практикум

1

21

Изучаем сайт Центрального банка РФ

Практикум

1

22

Исследуем, какими банковскими услугами
пользуется семья
Как избежать финансовых потерь и увеличить
доходы
Как работает банк

Миниисследование
Практикум

1

Учебная экскурсия

1

Защита проектов

1

26

Учебные мини-проекты «Банковские услуги для
семьи»
Что мы знаем о бизнесе

Практикум

1

27

Как открыть фирму

Практикум

1

28

Для чего нужны бизнес-инкубаторы

Учебная экскурсия

1

29

Ролевая игра «Открываем фирму»

Занятие-игра

1

30

Что такое валюта и для чего она нужна

Практикум

1

31

Учимся находить информацию о курсах валют и их Практикум
изменениях
Обобщение результатов изучения модуля 4
Контроль знаний

17
18

23
24
25

32

1

1

1

1
1

10
33

34

Презентация портфолио «Услуги финансовых
организаций и собственный бизнес»
Заключение
Обобщение результатов
«Финансовая грамотность»

изучения

курса

1

Выставка
портфолио

1
1

Итоговый
контроль
Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».