МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОРЕИЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Рассмотрена на методическом объединении Прот. № 1 от 29.08. 2023 г. Руководитель Чишко М.А. Согласована Утверждена замдиректора по УВР ________Бурнацева Л.М. директор школы _________ Баранов О.В. Пр. № 316 от 29.08.2023 г. Рабочая программа по внеурочной деятельности курс «Орлята России» для обучающихся 1-4 класса ФГОС (НОО) на 2023 - 2024 учебный год учителя Кулыгина Людмила Петровна Свиридова Ирина Ивановна Макарова Зинаида Михайловна Новикова Елена Алексеевна 2023 г. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 1-4 классов МБОУ «Кореизская СШ» Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Орлята России» в 1-4 классах составлена в соответствии с: пунктом 6 частью 3 статьи 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; ФГОС НОО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372. Письмом Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.07.2023 № 3980/01-14 Основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС), утверждённой приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314; Планом внеурочной деятельности начального общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ» Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ», утверждённым приказом от 29.08.2023 № 318. Планом внеурочной деятельности начального общего образования на изучение курса «Орлята России» в 1-4 классах отводится - 135ч. (1 час в неделю) Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» направлена на формирование социально-значимых качеств личности обучающихся (активной жизненной позиции), включение школьников в позитивное преобразование социального мира, способствующее самореализации в обществе и развитию социальных возможностей (потенций) – его способностей, знаний, ценностных установок. Программа построена на содержании деятельности Общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – Российское движение школьников, РДШ), созданной Указом Президента РФ 29 октября 2015 года. Программа направлена на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание. В основу курса внеурочной деятельности положен системно- деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Направление внеурочной деятельности: развитие личности и самореализация обучающихся. 3 Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 7-11 лет. Реализация программы строится через деятельность детского объединения. Набор в учебные группы осуществляется на основе свободного выбора ребенка. Объем и срок освоения программы: 4 года. Реализация программы рассчитана на 1-4 классы начального образования объёмом 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе по 30 минут (33 часа), во 2 классе по 35 минут (34 часа), в 3-4 классах по 40 минут (по 34 часа). Место проведения занятий – спортивный зал, учебный кабинет, свежий воздух. Формы работы: интеллектуальные марафоны, олимпиады; предметные недели; внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления, тематические классные часы; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, представителями комиссариата города; посещение музея; конкурсы, викторины по патриотической тематике; акции, интерактивные игры, мастер-классы, семинары, конкурсы, проекты, встречи с интересными людьми, экскурсии, лектории, акции, марафоны, КТД. Основные принципы реализации программы Данная программа основана на взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития обучающихся, включает занятия двух видов деятельности: игровой и учебной. Принцип системно-деятельностного подхода – содержание программы реализуется в различных видах игровой деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Принцип доступности соответствие возрастным и индивидуальным особенностям, простота выполнения заданий. Принцип научности предусматривает наличие методологической базы и теоретической основы. Принцип «от простого к сложному». Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Методы обучения Словесные:словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.); Наглядные: демонстрация фильмов, презентаций и пр. Практические: творческие дела, участие в соревновательно-игровой деятельности. Для реализации воспитательных задач учитель должен: использовать в воспитании детей возможности кружковой работы, поддерживать использование на занятиях интерактивных форм занятий с учащимися; развивать уверенность в себе, быть открытым и общительным, уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших; организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей; проводить мониторинг личных достижений каждого учащегося класса; учить проявлять миролюбие - не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; прививать быть трудолюбивыми, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; развивать стремление проявлять любознательность, ценить знания; прививать быть вежливыми и опрятными, скромными и приветливыми; учить умению сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду. Воспитательный процесс на занятиях предполагает: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания курса через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через 4 подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на занятиях интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение игровых моментов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. Логика построения программы основана на прохождении треков. Всего в программе представлено 7 треков (модулей, законченным по содержанию образовательным фрагментам), в совокупности треки представляют комплекс специально разработанных занятий воспитательной направленности, нацеленных на развитие социальной активности учащихся начальной школы, привитие любви к Родине, природе, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств (памяти,внимания,мышления,воображения,речи,пространственноговосприятия,сенсомотор нойкоординации,коммуникабельности). Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 4 х занятий по 7-ми трекам с итоговыми занятиями в каждом треке. В программе предусмотрено поэтапное прохождение треков. Участники реализации программы: Обучающиеся. Родители. Классные руководители. Общественные организации. Логика построения программы Название трека Це ль Вводное занятие Знакомство с программой, наставникамистаршеклассниками, историей ВДЦ «Орленок», песнями Орлят, атрибутикой и символикой «Орлёно кэрудит» Формирование интереса к научному знанию и исследовательской деятельности, положительного отношения к школе, учебной деятельности Ценности и значимы е качества Команда , Творчест во, Дружба Познание 5 «Орлёнок Хранител ь» «Орлёно кМастер» «Орлёно кЛидер» «Орлёнок Спортсме н» «ОрлёнокДоброволец» «Орлёно кЭколог» Формирование познавательного интереса к Родина, Семья изучению родного края, расширение кругозора, воспитание чувства любви и уважения к своей семье, малой родине, России. Содействие развитию творческих Приро способностей обучающихся, формирование да, эстетического вкуса, умение ценить Красот прекрасное. а, Творчество Формирование лидерских качеств, умения Коман работать в команде, брать ответственность за да, решения, формирование актива класса. Дружб а Формирование здорового образа Здоровье, жизни, привитие интереса Спорт к физической культуре и спорту. Формирование положительного отношения к Милосердие, волонтерскому (добровольческому) Забота, Доброта движению, развитие личностных качеств – сострадания, милосердия, доброты, желания помогать другому. Формирование экологического мышления и Природа, экологической культуры. Родина 1 КЛАСС Содержание программы (33часа) Раздел 1. Старт программы 3 часа Занятие 1 Тема 1: Вводное занятие Теоретическая часть: Беседа «Кто такие Орлята?» Знакомство с программой «Орлята России», исполнение песен про Орлят Занятия 2-3 Тема 2: Интеллектуально – познавательные игры. Теоретическая часть: беседа: значение интеллектуальных игр в развитии познавательныхспособностей человека. Практическая часть: общие способы решения интеллектуальных игр каждого вида, игровая деятельность. Раздел 2. «Орлёнок – Эрудит» 4часа Занятия 4-7 Теоретическая часть: Знакомство с правилами интеллектуальных игр. Определение правил собственной игры. Практическая часть: Игры «Вдох-выдох», «Ответная реакция» и др. Раздел 3. «Орлёнок – Хранитель» Занятия 8-11 4часа Теоретическая часть: Современная геральдика государственных символов и ее 6 отражение в символах детских общественных организаций. Связь с государственными символами того времени, обсуждение КТД, игровая ситуация «Книга жалоб и предложений». 7 Раздел 4. «Орлёнок – Мастер» Занятия 12-15 4часа Теоретическая часть: путешествие во времени: истории создания игрушек, известные мастера игрушек, знакомство с техниками изготовления игрушек, с видами игрушек. Практическая часть: изготовление игрушек и их презентация. Раздел 5. «Орлёнок – Лидер» Занятия 16-19 4часа Теоретическая часть: определение постоянных команд класса. Выбор лидера. Качества лидера. Лидеры России. Истории лидерства. Игровые приемы «Афиширование», «Шкатулкавопросов», «Четвертый важный». Практическая часть: игра «Башня», приемы «Чек-лист», «Обсудить предложить», «Общее мнение». Раздел 6. «Орлёнок – Спортсмен» Занятия 20-23 4часа Теоретическая часть: кого можно назвать спортсменом? Понятия о спорте, физкультуре, отраженные в ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», традиции физкультуры и спорта в нашей стране. Утренняя гимнастика. Практическая часть: «Игры детства», «Виды спорта», упражнения с предметами. Игра «Отгадай, чей голос?». Игра «Гуси – лебеди». Раздел 7. «Орлёнок – Доброволец» Занятия 24-27 4часа Теоретическая часть: знакомство с волонтерским движением, с проектом РДШ «Добро не уходит на каникулы». Виды проектов. Социальное проектирование в деятельности волонтера. Этапы работы над проектом. Разработка идеи проекта. Практическая часть: Обсуждение и выполнение КТД. Раздел 8. «Орлёнок – Эколог» Занятия 28-31 4часа Теоретическая часть: Смысл слов «экология», «эколог», «чистая планета». Направленияэкологической помощи. Действия эколога.Примеры экологических акций. Практическая часть: Проведение акции. Раздел 9. Подведение итогов 2 часа Занятия 32-33 Теоретическая часть: Оценка работы команд. Практическая часть: игровая деятельность. Планируемые результаты Личностные УУД: развитие нравственных качеств, творческих способностей, 8 развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, формирование межличностных отношений. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края; знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Регулятивные УУД: обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности; обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников. Коммуникативные УУД: организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; отработка умения слушать и вступать в диалог; обучение постановки вопросов, поиску и сбору информации. отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; участие в коллективных творческих делах; обучение владению диалогической и монологической речью. Предметные результаты: использование справочных источников для понимании и получения дополнительной информации; применение знаний для решения учебно-познавательных и учебно практических задач; выполнение элементарных правил экологической грамотности, нравственного поведения в мире природы и людей. Обучающийся получит возможность научиться: элементарным способам изучения природы и общества (наблюдению, записи, измерению, опыту, сравнению, классификациии, получению информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных творческих, технологических и организационных задач. Тематическое планирование № п/п Разделы 1 Старт програм мы Ко л в о ч а с о в 3ч Формы проведе ни я занят ий Виды деятельнос ти Кругл ый стол Познавател ьн ая, Виды , формы контро ля Электронны е (цифровые) образовател ьн ые ресурсы Участие в https:// игре рдш.рф/co творческог mpetition/2686 игровая. о Взаимодейс характера https:// тв ие – орлятарос групповое, сии.рф/ 9 2 Орлёнок Эрудит – 4ч Просмот р мультфи ль ма; фронтальное . Познавател ьн ая, игровая. Взаимодейст в Создание «копилки» https:// рдш.рф/co mpetition/2686 10 3 4 Орлёнок – 4 ч Хранитель Орлёнок Мастер – 4ч решение ребусов, кроссворд о в, загадок; танцеваль н ый флешмо б, логическ ие и интеллек ту альные игрыминутки. Обсужде ни е вопросов ; просмотр презента ци и, ие – группов ое, фронтально е, индивидуал ьн о, проблемноценностное общение. Познавате ль ная, игровая, проблемн оценностно е общение. старых Взаимодейс фотограф тв ие и й; – работа в индивидуал паре; ьн ое, просмотр групповое, видео о фронтально культурн е. ых и историче ск их ценностя х региона/с т раны; историче ск ое.Фотог ра фирован ие. Экскурси и. Прослуш Познавате ив ание ль ная, стихотво досуговоре ния; развлекате просмотр ль ная, мультфи художеств ль ен ное ма;обсуж творчеств https:// орлятарос сии.рф/ Создание «ленты времен и» https:// рдш.рф/co mpetition/2686 https:// орлятарос сии.рф/ Участие КТД в https:// рдш.рф/co mpetition/2686 https:// орлятарос сии.рф/ 11 де ние вопросов ; изготовл ен ие оригами; танцевал ьн ый флешмоб. о, проблемн оценностно е общение. Взаимодей ст вие – групповое, фронтальн ое , индивидуа ль ное. 12 5 6 7 Орлёнок Лидер – 4ч Орлёнок – 4 ч Спортсмен Орлёнок – 4 ч Доброволе ц Игры по станциям , прослуш ив ание песни/пр ос мотр мультфи ль ма;обсуж де ние результат о в; танец; проведен ие игры; проведен ие социоме тр ии. Танцевал ьн ая зарядка; введение образа ЗОЖика; работа в парах, участие в подвижн ых играх; встреча с ЗОЖико м; танцевал ьн ая зарядка, веселые старты. Участ ие в игре; решен ие кейсо в; созда ни е «Классно го круга добра»; танцевал Познавате ль ная, игровая, проблемн оценностно е общение. Взаимодейс тв ие – Выпус к классн ой газеты. https:// рдш.рф/co mpetition/2686 https:// орлятарос сии.рф/ групповое, фронтально е, индивидуал ьн ое. Познавате ль ная, игровая,п ро блемноценностн ое общение, физкульт ур носпортивн ая. Взаимоде йс твие – групповое, фронтально е, индивидуал ьн ое. Познавате ль ная,пробл ем ноценностно е общение. Вз аимодейст в ие– групповое , фронталь но е, Веселые https:// старты, рдш.рф/co участие в mpetition/2686 соревнова ни ях. https:// орлятарос сии.рф/ Составлен ие индивидуа ль ной «карты». https:// рдш.рф/co mpetition/2686 https:// орлятарос сии.рф/ 13 ьн ый флешмоб , Просмот р фото/вид ео ;обсужде ни е 8 Орлёнок Эколог – 4ч хода трека. Словесн ая игра; индивиду ал ьное.. Познавате ль ная, игровая, Составлени е «зеленых» https:// рдш.рф/co mpetition/2686 14 работа в проблем парах; норабота с ценностн визуальн ое ым общение. образом; Взаимодейс подвижн тв ие ая игра; – 9 Подведен ие итогов ИТОГ О 2ч сбор групповое, рюкзачка фронтально е, эколога;у индивидуал ча стие в ьн ое. игре; просмотр мультфи ль м , экскурси и, работа в группах. Кругл Познавател ый ьн ая, стол игровая. Взаимодейс тв ие – групповое, фронтальное . памяток. https:// орлятарос сии.рф/ Обсужден ие результат ов треков. https:// рдш.рф/co mpetition/2686 https:// орлятарос сии.рф/ 33 ч 2 КЛАСС Содержание программы (34 часа) Раздел 1. Старт программы 3 часа Занятие 1-3 Теоретическая часть: Беседа «Кто такие Орлята?» Знакомство с программой «Орлята России», исполнение песен про Орлят, беседа: значение интеллектуальных игр в развитии познавательных способностей человека. Практическая часть: общие способы решения интеллектуальных игр каждого вида, игровая деятельность. Раздел 2. «Орлёнок – Эрудит» 4часа Занятия 4-7 Теоретическая часть: Значение интеллектуальных игр в развитии познавательных способностей человека, успешности в учебной деятельности. Классификация интеллектуальных игр. Практическая часть: Игры «Вдох-выдох», «Ответная реакция» и др. 15 Раздел 3. «Орлёнок – Хранитель» Занятия 8-11 4часа Теоретическая часть: Современная геральдика государственных символов и ее отражение в символах детских общественных организаций. Связь с государственными символами тоговремени, игровая ситуация «Книга жалоб и предложений». 16 Раздел 4. «Орлёнок – Мастер» Занятия 12-15 4часа Теоретическая часть: путешествие во времени: истории создания игрушек, известные мастера игрушек, знакомство с техниками изготовления игрушек, с видами игрушек. Елочные игрушки: взгляд впрошлое. Символическое значениеелочных игрушек. Традиции украшения новогодней ели в семье. Практическая часть: изготовление игрушек и их презентация. Игры «Создадим гирлянду». Раздел 5. «Орлёнок – Лидер» Занятия 16-19 4часа Теоретическая часть: определение постоянных команд класса. Выбор лидера. Качества лидера. Лидеры России. Истории лидерства. Игровые приемы «Афиширование», «Шкатулка вопросов», «Четвертый важный». Просмотр видео «Что делать?» о главных качествах и правилах лидера из материалов курса «Совместное лидерство» КУ РДШ. Практическая часть: игра «Башня», приемы «Чек-лист», «Обсудить предложить», «Общее мнение». Раздел 6. «Орлёнок – Спортсмен» Занятия 20-23 4часа Теоретическая часть: кого можно назвать спортсменом? Понятия о спорте, физкультуре. Польза утренней гимнастики. Практическая часть: упражнения с предметами. Игра «Отгадай, чей голос?». Игра «Гуси – лебеди», «Весёлые старты». Раздел 7. «Орлёнок – Доброволец» Занятия 24-27 4часа Теоретическая часть: знакомство с волонтерским движением, обсуждение алгоритма созданиядобровольческого отряда. Распределение ответственности, выбор содержания деятельности». Виды проектов. Социальное проектирование в деятельности волонтера. Этапы работы над проектом. Разработка идеи проекта. Практическая часть: Обсуждение и выполнение КТД. Раздел 8. «Орлёнок – Эколог» Занятия 28-31 4часа Теоретическая часть: Смысл слов «экология», «эколог», «чистая планета». Направленияэкологической помощи. Действия эколога. Раздел 9. Подведение итогов 3 часа Занятия 32-34 Теоретическая часть: Оценка работы команд. Подведение итогов трека. Практическая часть: игровая деятельность. Планируемые результаты 17 Личностные УУД: развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, формирование межличностных отношений. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края; знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Регулятивные УУД: обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности; обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников. Коммуникативные УУД: организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; отработка умения слушать и вступать в диалог; обучение постановки вопросов, поиску и сбору информации. отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; участие в коллективных творческих делах; обучение владению диалогической и монологической речью. Предметные результаты: использование справочных источников для понимании и получения дополнительной информации; применение знаний для решения учебно-познавательных и учебно практических задач; выполнение элементарных правил экологической грамотности, нравственного поведения в мире природы и людей. Обучающийся получит возможность научиться: элементарным способам изучения природы и общества (наблюдению, записи, измерению, опыту, сравнению, классификациии, получению информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных творческих, технологических и организационных задач. Тематическое планирование № п/п Разделы 1 Старт програм мы Колво часо в Формы проведе ни я занят ий 3ч Кругл ый стол Виды деятельнос ти Виды , формы контро ля Электро нн ые (цифровы е) образоват ел ьные ресур сы Познаватель Участие в https:// н ая, игре рдш.р творческог ф/competit игровая. о io n/2686 Взаимодейс характера тв ие – https:// групповое, орлят 18 фронтальное. 2 3 Орлёнок Эрудит – 4ч Орлёнок – 4 ч Хранитель Просмот Познавател р ьн ая, мультфи игровая. ль ма; Взаимодейс решение тв ие – ребусов, групповое, кроссвор фронтально д ов, е, загадок; индивидуал танцева ьн о, ль ный проблемнофлешмо ценностное б, общение. логическ ие и интеллек ту альные игрыминутки. Обсужде Познавате н ие ль ная, вопросов игровая, ; проблемн просмот ор ценностно презента е ц ии, общение. старых Взаимодейс фотогра тв ие фи й; – работа в индивидуал паре; ьн ое, просмот групповое, р видео о фронтально культурн е. ых и историч ес ких ценност ях региона/ ст раны; историч ес кое.Фот ог рафиров ан ие. ароссии.рф/ Создание «копилки» https:// рдш.р ф/competit io n/2686 https:// орлят ароссии.р ф/ Создание «ленты времен и» https:// рдш.р ф/competit io n/2686 https:// орлят ароссии.р ф/ 19 4 Орлёнок Мастер – 4ч Экскурси и . Прослуш и вание стихотво ре ния; просмот р мультфи ль Познавате ль ная, досуговоразвлекате ль ная, художеств ен Участие КТД в https:// рдш.р ф/competit io n/2686 https:// орлят ароссии.р ф/ 20 ма;обсу жд ение вопросов ; изготовл ен ие оригами; танцевал ь ный флешмоб. 5 6 Орлёнок Лидер – 4ч Орлёнок – 4 ч Спортсмен Игры по станция м, прослуш ив ание песни/пр ос мотр мультфи ль ма;обсу жд ение результа то в; танец; проведен и е игры; проведен ие социоме тр ии. Танцева ль ная зарядка; введени е образа ЗОЖика ; работа в парах, участие в подвижн ых играх; встреча с ЗОЖико м; танцева ное творчест во, проблемн оценностн ое общение. Взаимодей ст вие – групповое, фронтальн ое , индивидуа ль ное. Познавате ль ная, игровая, проблемн оценностно е общение. Взаимодейс тв ие – Выпус к классн ой газеты. https:// рдш.р ф/competit io n/2686 https:// орлят ароссии.р ф/ групповое, фронтально е, индивидуал ьн ое. Познавате ль ная, игровая,п ро блемноценностн ое общение, физкульт ур носпортивн ая. Взаимоде йс твие – групповое, фронтально Веселые https:// старты, рдш.р участие в ф/competit соревнова io n/2686 ни ях. https:// орлят ароссии.р ф/ 21 7 Орлёнок – 4 ч Доброволе ц ль ная зарядка, веселые старты. Участ ие в игре; реше ни е е, индивидуал ьн ое. Познавате ль ная,пробл ем ноценностн ое общение. Вз Составлен ие индивидуа ль ной «карты». https:// рдш.р ф/competit io n/2686 https:// орлят 22 кейсо в; созда ни е «Классн ог о 8 9 Орлёнок Эколог Подведен ие итогов – 4ч 3ч аимодейс тв ие– группово е, фронталь но е, индивиду ал ьное.. круга добра»; танцевал ь ный флешмо б, Просмот р фото/вид е о;обсужд е ние хода трека. Словесн Познавате ая игра; ль ная, работа в игровая, парах; проблемн работа с овизуальн ценностно ым е образом; общение. подвижн Взаимодейс ая игра; тв ие сбор – рюкзачк групповое, афронтально эколога; уч астие в е, индивидуал игре; ьн ое. просмот р мультфи ль м , экскурси и, работа в группах. Кругл Познаватель ый н ая, стол игровая. Взаимодейс тв ие – групповое, фронтальное. ароссии.рф/ Составлени е «зелены х» памяток . https:// рдш.р ф/competit io n/2686 Обсужден ие результат ов треков. https:// рдш.р ф/competit io n/2686 https:// орлят ароссии.р ф/ https:// орлят ароссии.р ф/ 23 ИТОГ О 34 ч 3 КЛАСС Содержание программы (34 часа) Раздел 1. Старт программы 3 часа Занятие 1-3 24 Теоретическая часть: Беседа «Кто такие Орлята?» Знакомство с программой «Орлята России», исполнение песен про Орлят, беседа: значение интеллектуальных игр в развитии познавательных способностей человека. Практическая часть: общие способы решения интеллектуальных игр каждого вида, игровая деятельность. Раздел 2. «Орлёнок – Эрудит» 4часа Занятия 4-7 Теоретическая часть: Значение слов «эрудит», «изобретатель», обсуждение коллективноготворческого дела: знакомство с правилами игры «Что?Где? Когда?». Отбор содержания.Распределение команд. Практическая часть: Всероссийская интеллектуальная игра «Что? Где? Когда» для обучающихся начальной школы. Раздел 3. «Орлёнок – Хранитель» Занятия 8-11 4часа Теоретическая часть: Современная геральдика государственных символов и ее отражение в символах детских общественных организаций. Связь с государственными символами тоговремени, игровая ситуация «Книга жалоб и предложений». Раздел 4. «Орлёнок – Мастер» Занятия 12-15 4часа Теоретическая часть: путешествие во времени: истории возникновения праздников, знакомство с техниками изготовления поделок, с видами поделок. Традиции поздравления в семье. Практическая часть: изготовление поделок и их презентация. Раздел 5. «Орлёнок – Лидер» Занятия 16-19 4часа Теоретическая часть: кто такой лидер? Качества лидера. Лидеры России. Истории лидерства. Игровые приемы «Афиширование», «Шкатулка вопросов», «Четвертый важный». Просмотр видео «Что делать?» о главных качествах и правилах лидера из материалов курса «Совместное лидерство» КУ РДШ. Практическая часть: игра «Башня», приемы «Чек-лист», «Обсудить предложить», «Общее мнение». Раздел 6. «Орлёнок – Спортсмен» Занятия 20-23 4часа Теоретическая часть: кого можно назвать спортсменом? Понятия о спорте, физкультуре. Польза утренней гимнастики. Практическая часть: упражнения с предметами. Игра «Отгадай, чей голос?». Игра «Гуси – лебеди», соревнование «Быстрее! Выше! Сильнее!» Раздел 7. «Орлёнок – Доброволец» Занятия 24-27 4часа Теоретическая часть: обсуждение алгоритма создания добровольческого отряда. 25 Распределение ответственности, выбор содержания деятельности. Виды проектов. Социальное проектирование в деятельности волонтера. Этапы работы над проектом. Разработка идеи проекта. Практическая часть: участие в волонтерской акции. Раздел 8. «Орлёнок – Эколог» Занятия 28-31 4часа Теоретическая часть: Смысл слов «экология», «эколог», «чистая планета». Направленияэкологической помощи. Действия эколога. Практическая часть: «Школьный двор глазами эколога». Экологические проблемышкольного двора. Раздел 9. Подведение итогов 3 часа Занятия 32-34 Теоретическая часть: Оценка работы команд. Подведение итогов трека. Практическая часть: игровая деятельность. Планируемые результаты Личностные УУД: развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, формирование межличностных отношений. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края; знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Регулятивные УУД: обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности; обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников. Коммуникативные УУД: организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; отработка умения слушать и вступать в диалог; обучение постановки вопросов, поиску и сбору информации. отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; участие в коллективных творческих делах; обучение владению диалогической и монологической речью. Предметные результаты: использование справочных источников для понимании и получения дополнительной информации; применение знаний для решения учебно-познавательных и учебно практических задач; овладение элементарным способам изучения природы и общества (наблюдению, записи, измерению, опыту, сравнению, классификациии, получению информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); установлению и выявлению причинно-следственные связи в окружающем мире; 26 использованию приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных творческих, технологических и организационных задач. Тематическое планирование № п/п Разделы 1 2 3 Старт програм мы Орлёнок Эрудит Колво часо в 3ч – 4ч Орлёнок – 4 ч Хранитель Форм ы провед ен ия занят ий Кругл ый стол Просм от р мульт фи льма; решен ие ребусо в, кроссв ор дов, загадо к; танцев ал ьный флешмо б , логичес к ие и интелл ек туальн ые игрыминутки . Обсуж де ние вопрос ов ; просмо тр Виды деятельнос ти Познавател ьн ая, Виды , формы контро ля Электронн ые (цифровые) образовате ль ные ресурсы Участие в https:// игре рдш.рф творческог / о competition/ характера 2 686 игровая. Взаимодейс тв ие – групповое, фронтальное . Познавател Создание ьн ая, «копилки» игровая. Взаимодейс тв ие – групповое, фронтально е, индивидуал ьн о, проблемноценностное общение. Познавате ль ная, игровая, проблемн оценностно е Создание «ленты времен и» https:// орлятар оссии.рф/ https:// рдш.рф / competition/ 2 686 https:// орлятар оссии.рф/ https:// рдш.рф / competition/ 2 686 https:// 27 презен та ции, старых фотогр аф ий; работа в паре; просмо тр видео о культу рн ых и историч е общение. Взаимодейс тв ие – индивидуал ьн ое, групповое, фронтально е. орлятар оссии.рф/ 28 4 5 Орлёнок Мастер Орлёнок Лидер – 4ч – 4ч ских ценнос тя х регион а/с траны; истори че ское.Ф от ографи ро вание. Экскур си и. Прослу ш ивание стихот во рения; просмо тр мультф и льма;о бс уждени е вопрос ов ; изгото вл ение оригам и; танцев ал ьный флешмо б . Игры по станци ям , прослу ш ивание песни/п р осмотр мультф Познавате ль ная, досуговоразвлекате ль ная, художеств ен ное творчеств о, проблемн оценностно е общение. Взаимодей ст вие – групповое, фронтальн ое , индивидуа ль ное. Участие КТД Познавате ль ная, игровая, проблемн оценностно е общение. Взаимодейс тв ие – Выпус к классн ой газеты. в https:// рдш.рф / competition/ 2 686 https:// орлятар оссии.рф/ https:// рдш.рф / competition/ 2 686 https:// орлятар оссии.рф/ 29 6 Орлёнок – 4 ч Спортсмен и льма;об с уждени е результ ат ов; танец; провед ен ие игры; провед ен ие социом ет рии. Танцев ал ьная зарядк а; введен ие образа групповое, фронтально е, индивидуал ьн ое. Познавате ль ная, игровая,про блемноценностн ое Веселые https:// старты, рдш.рф участие в / соревнова competition/ ни ях. 2 686 https:// орлятар 30 7 Орлёнок – 4 ч Доброволе ц ЗОЖик а; работа в парах, участие в подвиж н ых играх; встреча с ЗОЖик о м; танцева л ьная зарядка , весел ые старт ы. Уча ст ие в игре ; реш ен ие кейс о в; созд а ние «Класс но го круга добра»; танцева л ьный флешмо б , Просм от р фото/ вид ео;обс уж дение ход а тре общение, физкульт ур носпортивн ая. Взаимоде йс твие – оссии.рф/ групповое, фронтально е, индивидуал ьн ое. Познавате ль ная,пробл ем ноценностно е общение. Вз аимодейст в ие– групповое , фронталь но е, индивиду ал ьное.. Составлен ие индивидуа ль ной «карты». https:// рдш.рф / competition/ 2 686 https:// орлятар оссии.рф/ 31 8 Орлёнок Эколог – 4ч ка. Словес на я Познавате ль ная, игровая, игра; проблемн работа в опарах; ценностно работа с е визуаль общение. н ым Взаимодейс образо тв ие м; – подвиж н ая групповое, фронтально игра; е, сбор индивидуал рюкзач ьн ое. ка эколога ;у частие в Составлени е «зелены х» памяток . https:// рдш.рф / competition/ 2 686 https:// орлятар оссии.рф/ 32 9 Подведен ие итогов ИТОГ О 3ч игре; просмо тр мультф и льм , экскур си и, работа в группа х. Кругл Познавател ый ьн ая, стол игровая. Взаимодейс тв ие – групповое, фронтальное . Обсужден ие результат ов треков. https:// рдш.рф / competition/ 2 686 https:// орлятар оссии.рф/ 34 ч 4 КЛАСС Содержание программы (34 часа) Раздел 1. Старт программы 3 часа Занятие 1-3 Теоретическая часть: Беседа «Кто такие Орлята?» Знакомство с программой «Орлята России», исполнение песен про Орлят, беседа: значение интеллектуальных игр в развитии познавательных способностей человека. Практическая часть: общие способы решения интеллектуальных игр каждого вида, игровая деятельность. Раздел 2. «Орлёнок – Эрудит» 4часа Занятия 4-7 Теоретическая часть: Значение слов «эрудит», «изобретатель», обсуждение коллективноготворческого дела: отбор содержания.Распределение команд. Практическая часть: КТД «Что такое? Кто такой?» Раздел 3. «Орлёнок – Хранитель» Занятия 8-11 4часа Теоретическая часть: Современная геральдика государственных символов и ее отражение в символах детских общественных организаций. Связь с государственными символами того времени, как учились в старину, знаменитые исторические личности прошлого, внесшие огромный вклад в развитие и становлении России. Раздел 4. «Орлёнок – Мастер» Занятия 12-15 33 4часа Теоретическая часть: путешествие во времени: истории создания новогодних игрушек. Елочные игрушки советского периода. Новые виды игрушек начала XX века. 34 Значимые личности. Создатели игрушек. Современная мода на елочные украшения. Традиции украшения елки в России. Практическая часть: изготовление новогодних игрушек и их презентация. Раздел 5. «Орлёнок – Лидер» Занятия 16-19 4часа Теоретическая часть: кто такой лидер? Качества лидера. Лидеры России. Истории лидерства. Лидер в команде. Его обязанности. Игровые приемы «Шкатулка вопросов», «Четвертый важный». Просмотр видео «Что делать?» о главных качествах и правилах лидера из материалов курса «Совместное лидерство» КУ РДШ. Практическая часть: большая игра по станциям. Раздел 6. «Орлёнок – Спортсмен» Занятия 20-23 4часа Теоретическая часть: кого можно назвать спортсменом? Понятия о спорте, физкультуре. Польза утренней гимнастики. Традиции физкультуры и спорта в нашей стране. Утренняя гимнастика. Производственная гимнастика. Польза ежедневных физических упражнений. ЗОЖ и физическая активность. Вредные привычки. Трекер здоровых привычек. Практическая часть: участие в спортивной игре «Мы будем первыми!» Раздел 7. «Орлёнок – Доброволец» Занятия 24-27 4часа Теоретическая часть: обсуждение алгоритма создания добровольческого отряда. Распределение ответственности, выбор содержания деятельности. Виды проектов. Социальное проектирование в деятельности волонтера. Этапы работы над проектом. Разработка идеи проекта. Практическая часть: участие в КТД. Раздел 8. «Орлёнок – Эколог» Занятия 28-31 4часа Теоретическая часть: Смысл слов «экология», «эколог», «чистая планета». Направления экологической помощи. Действия эколога. Разложение мусора в земле. Опасный мусор. Что такое раздельный сбор мусора и в чем его целесообразность. Переработка мусора. Вторая жизнь мусора. Практическая часть: Проведение акции по раздельномусбору мусора. Раздел 9. Подведение итогов 3 часа Занятия 32-34 Теоретическая часть: Оценка работы команд. Подведение итогов трека. Практическая часть: игровая деятельность. Планируемые результаты Личностные результаты: Обучающийся научится: 35 формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формировать гуманистические и демократические ценностные ориентации, овладевать начальными навыками адаптации в динамично – изменяющемся и развивающемся мире. Обучающийся получит возможность научиться: развитию самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формировать безопасный ,здоровый образ жизни ; мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальными духовным ценностям; формировать эстетические потребности, ценности и чувства. Метапредметные результаты: У ученика будут сформированы коммуникативные УУД: Обучающийся научится: владению методами поиска, переработки, хранения и передачи информации; умению слушать собеседника и вести диалог; умению излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; умению использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач ; умению определять общую цель и пути ее достижения. У ученика будут сформированы познавательные УУД: Обучающийся научится: сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать объекты, явления по родовидовым признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; У ученика будут сформированы регулятивные УУД: Обучающийся научится: планировать свою деятельность; осуществлять самонаблюдение и самооценку в процессе деятельности. - Обучающиеся получат возможность научиться: анализировать причины своего успеха/неуспеха Предметные результаты: Обучающийся научится: использовать действия с языковыми единицами для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимании и получения дополнительной информации; применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач; выполнять элементарные правила экологической грамотности, нравственного поведения в мире природы и людей. 36 Обучающийся получит возможность научиться: элементарным способам изучения природы и общества (наблюдению, записи, измерению, опыту, сравнению, классификации и др., получению информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) ; устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; практическим умениям и навыкам в различных видах художественной деятельности; использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных творческих, технологических и организационных задач. Тематическое планирование № п/п Разделы 1 Старт програм мы 2 Орлёнок Эрудит Колво часо в – Формы проведен ия занятий 3ч Кругл ый стол 4ч Просмотр мультфиль м а; решение ребусов, кроссворд ов, загадок; танцеваль ны й флешмоб, логически еи интеллект уа льные игрыминутки. Виды деятел ьн ости Познав ат ельная, игровая . Взаимо де йствие – группо во е, фронта ль ное. Познав ат ельная, игровая . Взаимо де йствие – группо во е, фронта ль ное,инд и видуал ьн о, пробле мн оценнос тн ое общен ие. Виды Электронн , ые формы (цифровые) контро образовател ля ьн ые ресурсы Участие в https:// игре рдш.рф/c творческ ompetition/26 ог о 86 характер а https:// орлятаро ссии.рф/ Создание «копилки » https:// рдш.рф/c ompetition/26 86 https:// орлятаро ссии.рф/ 37 3 Орлёнок – Хранитель 4ч Обсужден Позн ие ав вопросов; атель просмотр на я, презентаци игров и, старых ая фотографи , й; работа в проб паре; ле просмотр мновидео о ценн культурны ос х тное обще ни е. Создание «ленты времен и» https:// рдш.рф/c ompetition/26 86 https:// орлятаро ссии.рф/ 38 4 5 Орлёнок Мастер Орлёнок Лидер – – 4ч 4ч и историчес ки х ценностях региона/ст ра ны; историчес ко е.Фотогра фи рование. Экскурсии. Прослуши ва ние стихотворе н ия; просмотр мультфиль м а;обсужде ни е вопросов; изготовлен ие оригами; танцеваль ны й флешмоб. Игры по станциям, прослуши ва ние песни/ просм отр мультфил ьм Взаимо де йствие – индиви ду альное, группо во е, фронта ль ное. Позна ва тельн ая, досуг ов оразвл ек атель на я, худо же ствен но е творч ес тво, пробл е мноценно ст ное обще ни е. Взаим о дейст ви е – групп ов ое, фронта льное, индиви дуаль но е. Позн ав атель на я, игров ая , проб Участие КТД в https:// рдш.рф/c ompetition/26 86 https:// орлятаро ссии.рф/ Выпус к классн ой газеты. https:// рдш.рф/c ompetition/26 86 https:// орлятаро ссии.рф/ 39 а;обсужде ни е результато в; танец; проведени е игры; проведени е социометри ле мноценн ос тное обще ни е. Взаимо де йствие – группов о 40 и. 6 Орлёнок – Спортсмен 4ч Танцеваль на я зарядка; введение образа ЗОЖика; работа в парах, участие в подвижн ых играх; встреча с ЗОЖиком ; танцеваль на я зарядка, веселые старты. 7 Орлёнок – Доброволе ц 4ч Участи ев игре; решени е кейсов; создани е «Классно го круга добра»; танцевальн ый флешмоб, е, фронта ль ное, индиви ду альное. Позн ав атель на я, игров ая ,проб ле мноценн ос тное обще ни е, физк ул ьтурн оспорт и вная. Вз аимо де йстви е – группо во е, фронта ль ное, индиви ду альное. Позн ав атель на я,про бл емноценн ос тное обще ни е.Вза им одейс Веселые https:// старты, рдш.рф/c участие в ompetition/26 соревнов 86 ан иях. https:// орлятаро ссии.рф/ Составле ни е индивид уа льной «карты». https:// рдш.рф/c ompetition/26 86 https:// орлятаро ссии.рф/ 41 Просмотр фото/виде о; обсужден ие хода трека. 8 Орлёнок Эколог – 4ч тв ие– групп о вое, фрон та льно е, инди ви дуал ьн ое.. Словесная Позн игра; ав работа в атель на я, парах; игров работа с ая визуальны , м проб образом; ле подвижн мноая Составле ни е «зелены х» памяток . https:// рдш.рф/c ompetition/26 86 https:// орлятаро ссии.рф/ 42 игра; сбор рюкзачкаэколога;уч ас тие в игре; просмотр мультфиль м , экскурсии, работа в группах. 9 Подведен ие итогов ИТОГ О 3ч Кругл ый стол ценн ос тное обще ни е. Взаимо де йствие – группо во е, фронта ль ное, индиви ду альное. Познав ат ельная, игровая . Взаимо де йствие – группо во е, фронта ль ное. Обсужде ни е результа то в треков. https:// рдш.рф/c ompetition/26 86 https:// орлятаро ссии.рф/ 34 ч УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Онлайнкурс«Академиягражданина» 2. Онлайнкурс«Основысоциальногопроектирования» 3. Онлайн-курс«Анимацияонлайн(анимируйсРДШ)» 4. Онлайнкурс«ФотостудиясРДШ» 5. Онлайнкурс«Экологическоемышление» 6. Онлайнкурс«Совместноелидерство» 7. Онлайнкурс«Впорядке» 8. Онлайнкурс«Медиашкола» 9. Онлайн курс «Профориентация в цифровую эпоху» 10.Онлайнкурс «Семьошибокпри выборепрофессии» 1. 2. 3. 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Курс«ОрганизациявоспитательнойработынаосновемероприятийРДШ» Онлайнкурс«Академиягражданина»(дляпедагогов) Онлайнкурс«Российскоедвижениешкольников:планированиеиорганизацияр аботы» Онлайн курс «Формирование гражданской идентичности 43 уобучающихся4-11классов» Онлайн курс «Как поддержать деятельность добровольческогоотряда» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://рдш.рф/competition/2686 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 1. Дидактический материал инструкционные карты; плакаты со схемами; раздаточный материал; дидактические разработки занятий, настольные и словесные игры; образцы изделий; художественные альбомы; книги и журналы к разделам программы. 2. Смарт – доска. Принтер 44 45