ВД РП Крымоведение 1-4

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОРЕИЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рассмотрена
на методическом
объединении
Прот. № 1 от 29.08. 2023 г.
Руководитель
__________ Чишко М.А.

Согласована
замдиректора по УВР
________Бурнацева Л.М.

Утверждена
директор школы
_________ Баранов О.В.
Пр. № 316 от 29.08.2023 г.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
курс «Крымоведение»
для обучающихся 1- 4 классов
ФГОС (НОО)
на 2023 - 2024 учебный год
учителя Кулыгина Людмила Петровна
Свиридова Ирина Ивановна
Макарова Зинаида Михайловна
Новикова Елена Алексеевна

2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 1-4 классов
МБОУ «Кореизская СШ»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Крымоведениеа» в 1-4 классах
составлена в соответствии с:
пунктом 6 частью 3 статьи 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
ФГОС НОО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372.
Письмом
Минпросвещения
России
от
05.07.2022
№
ТВ-1290/03
«О направлении методических рекомендаций»;
Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.07.2023 №
3980/01-14
Основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС), утверждённой
приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314;
Планом внеурочной деятельности начального общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская
СШ»
Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ»,
утверждённым приказом от 29.08.2023 № 318.
Планом внеурочной деятельности начального общего образования на изучение Крымоведения
в 1-4 классах отводится - 135ч. (1 час в неделю).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость разработки программы и содержания учебного курса «Крымоведение»
для начальной школы обусловлена очевидным возрастанием роли и значения краеведения в
Российской Федерации. В рамках Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Закона Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об
образовании в Республике Крым», концепции комплексной программы модернизации
образования и практической реализации приоритетного национального проекта «Наша новая
школа» изучение «Крымоведения» приобретает особую актуальность. Опыт накопления и
распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в Крыму, так и во всей
России.
Срок реализации программы – 4 года. Программа курса рассчитана на 135 учебных
часов. На изучение курса отводится по 34 (33) часа в каждом классе (по 1 часу в неделю).
Изучение предлагаемого курса может быть реализовано за счет вариативной составляющей
учебного плана или внеурочной деятельности.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:

формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности,
патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма;

формирование целостного взгляда на мир;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;



развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе;
2



формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;


формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма.

Метапредметные результаты:

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов
(природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с
содержанием учебного предмета;

освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового
характера;

активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и
интерпретации информации о Крыме.
Предметные результаты:

формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
природе, истории, культуре нашего полуострова;

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в
мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;


воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;

формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу,
пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме;

воспитание чувства гордости за Республику Крым.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к
дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который
характеризуется как умения:
 пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;
 осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях,
периодических изданиях, сети Интернет;
 работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
 использовать полученные знания в жизни.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов:
«Крым – орден на груди планеты Земля», «Природные особенности и богатства Крыма»,
«Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историко-культурное наследие Крыма»,
«Профессиональная деятельность Крыма и моего региона».
Введение
Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова.«Крымчане – это
звучит гордо!».
«Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…».
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!».
3

Цели и задачи курса.
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»
Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и
гимн Республики Крым.
Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического
положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские
заливы и бухты.
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами
(город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»
«По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины.Ущелья,
каньоныовраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые
известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные
ископаемые.
«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории
Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила
безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий.
Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана
вод.
Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней
и других стихий.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических
растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя
«зеленая аптека».
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма.
Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова.
Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с земноводными,
пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.
Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма.
Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы.
Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный
мир. Экологические проблемы.
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»
Экскурсия, путешествие, туризм.
Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).
Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во
время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя
аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.
Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор».
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»
Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты
полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни.
Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели. Литературные и
4

художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты
«Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме».
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»
Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия.
Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей.
Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха.
Экологические тропы.
Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад
в развитие Крымского полуострова.
III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1
2.
3.
4.
5.
6.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тема
1 класс
Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…»
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»
Итого
2 класс
Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…»
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»
Итого
3 класс
Введение. «Волшебный край, очей отрада…»
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»
Итого
4 класс
Введение. «Посмотри, как хорош – край, в котором ты живешь!»
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»
Итого

Количество
часов
1
3
16
4
5
4
33
2
3
16
4
5
4
34
1
4
17
4
4
4
34
1
4
17
4
4
4
34
5

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».