ВД РП Дорожная азбука 1-4

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОРЕИЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рассмотрена
на методическом
объединении
Прот. № 1 от 29.08. 2023 г.
Руководитель
__________ Чишко М.А.

Согласована
замдиректора по УВР
________Бурнацева Л.М.

Утверждена
директор школы
_________ Баранов О.В.
Пр. № 316 от 29.08.2023 г.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
курс «Дорожная азбука»
для обучающихся 4 класса
ФГОС (НОО)
на 2023 - 2024 учебный год
учителя Кулыгина Людмила Петровна
Свиридова Ирина Ивановна
Макарова Зинаида Михайловна
Новикова Елена Алексеевна

2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 1-4 классов МБОУ
«Кореизская СШ»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Дорожная азбука» в 1-4 классах
составлена в соответствии с:
пунктом 6 частью 3 статьи 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
ФГОС НОО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372.
Письмом
Минпросвещения
России
от
05.07.2022
№
ТВ-1290/03
«О направлении методических рекомендаций»;
Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.07.2023 №
3980/01-14
Основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС), утверждённой
приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314;
Планом внеурочной деятельности начального общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская
СШ»
Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ», утверждённым
приказом от 29.08.2023 № 318.
Планом внеурочной деятельности начального общего образования на изучение Дорожной азбуки в
1-4 классах отводится - 135ч. (1 час в неделю).

Содержание курса внеурочной деятельности
Целью внеурочной деятельности является формирование обязательного минимума знаний и
умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника
дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут
осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожнотранспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности
жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Программа решает следующие задачи:
 сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
 обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
 привитие умения пользоваться общественным транспортом;
 ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки
проезжей части;
 воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения
правил дорожного движения;
 воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и
здоровью всех участников дорожного движения.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил
дорожного движения;



















объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как
поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и
безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе
творческого характера;
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации,
свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать
свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе
реализации программы
Четвёртый год обучения Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— характеризовать слова «опасность», «опасный»;
— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде;
выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;
— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности
дороги, погоды и пр.).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— объяснять значение правил дорожного движения;
— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие,
информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять
ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных
дорожных условиях;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях,
а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами;
разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения
в зависимости от ситуации;

— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины,
определять пути исправления.
−− выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Первый год обучения Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира
(близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в
разных пространственных положениях;
— объяснять свой путь от дома до школы;
— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от
дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять из многообразия объектов транспортное средство;
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать
их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
— различать цвет и форму запрещающих знаков;
— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
— различать сигналы светофора и объяснять их значение;
— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
Второй год обучения Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— сравнивать предметы по их положению в пространстве;
— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к
нему;
— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близкобыстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее
(медленнее)?»;
— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные
взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и
геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные),
необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение
и соотносить с особенностями своего поведения;
— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее
возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на
вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход
дороги;
— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

Третий год обучения Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько
шагов);
— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается
спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их,
соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения
(налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее
части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях,
а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки,
кинотеатра, магазина).
Четвёртый год обучения Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— характеризовать слова «опасность», «опасный»;
— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде;
выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;
— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности
дороги, погоды и пр.).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— объяснять значение правил дорожного движения;
— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие,
информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять
ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных
дорожных условиях;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях,
а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами;
разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения
в зависимости от ситуации;
— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины,
определять пути исправления.
−− выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.

Формы организации внеурочной деятельности
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение
массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД
и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих
возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм
проведения занятий:












тематические занятия
игровые тренинги
разбор дорожных ситуаций на настольных играх
экскурсии
конкурсы, соревнования, КВН, викторины
изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
выпуск стенгазет
разработка проектов по ПДД
встреча с работниками ГИБДД
просмотр видеофильмов

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№
Тема занятия
Базовое содержание
1
Вводное занятие: Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие
Дорога в школу и окружающей дорожной среды, наблюдательность; выбирать наиболее
домой.
безопасный путь в школу и домой. Разбор конкретного маршрута.
2-3 Улица полна
Город, поселок, в котором мы живем. Познакомить с основными
неожиданностей.
улицами в микрорайоне школы. Объяснить, почему на улице опасно.
Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения.
Рассмотреть элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные
ограждения.
Объяснить, как правильно ходить по тротуару, переходить дорогу.
Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу – попроси
взрослого помочь). Дисциплина на улице – залог безопасного
движения. Будь внимательным и осторожным!
4-5 Практическое
Рассмотреть наиболее безопасный путь первоклассника в школу и
занятие
домой. Провести обучающие игры по ПДД. Примеры дорожно(экскурсия,
транспортных происшествий с детьми (по сводкам дорожной
настольные игры). полиции).
6
Остановочный
Почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть. Автомобиль
путь и скорость
мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля.
движения.
7-8 Пешеходные
Объяснить значение новых терминов «тротуар», пешеходная
переходы.
дорожка», «обочина», научить правилам дисциплинированного
поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать
наблюдательность, осторожность.
9
Практическое
Закрепить полученные знания, уметь правильно переходить дорогу.
занятие.
Пешеходные
переходы.
10 Нерегулируемые
Дать понятие «перекрёсток». Движение транспортных средств на
перекрёстки.
перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные
сигналы, подаваемые водителями.
Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги
на нерегулируемом перекрестке.
11 Регулируемые
Для чего нужен светофор? Виды светофора. Сигналы светофора. Как
перекрёстки.
работает 3-секционный светофор. Как нужно переходить дорогу на
Светофор.
перекрестке со светофором.
Пешеходный светофор и его сигналы. Пешеходный светофор с

вызывным устройством.
Формировать представление о безопасности перехода улиц при
регулировании дорожного движения светофором. Подземный и
наземный пешеходный переходы, их обозначения. Дорожные знаки
«Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный
переход». Правила перехода дороги при наличии этих переходов.
Действия пешеходов при приближении транспортных средств с
включенными специальными сигналами (синими проблесковыми
маячками и звуковыми сиренами).
13 Поездка на
Какие транспортные средства называют маршрутными? Городской
автобусе и
маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное
троллейбусе.
такси. Остановка автобуса и троллейбуса. Ее обозначение. Как
правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке.
Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне
и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из автобуса или
троллейбуса.
14 Поездка на
Трамвайная остановка. Ее обозначение, отличие трамвайной
трамвае и других
остановки от автобусной. Как правильно пройти на трамвайную
видах транспорта. остановку. Правила поведения на трамвайных остановках. Правила
для пассажиров трамвая при посадке, в вагоне и при выходе. Правила
перехода дороги после выхода из трамвая. Маршрутное такси. Его
отличие от маршрутного автобуса. Как правильно пользоваться
маршрутным такси. Правила пользования легковым автомобилем
(посадка, поездка, высадка).
15- Проект №1 Виды Рассмотреть виды городского транспорта. Какие правила должны
16 транспорта.
выполнять пассажиры.
17 Дорожные знаки и Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный
дорожная
переход» (информационно-указательный), «Подземный пешеходный
разметка.
переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки
автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая»,
«Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы» (всего 7
знаков).
18 Где можно и где
Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в
нельзя играть.
транспорте. Места для игр и езды на самокатных средствах и т.д. Что
делать, если мяч выкатился на проезжую часть.
12

Где ещё можно
переходить
дорогу.

19

Ты –
велосипедист.

20- Проект №2
21 Дорожные знаки.
22

Поездка за город.

23

Дорога глазами
водителей.

24

Экскурсия «Япешеход»
25. Для чего нужны

История велосипеда, его общее устройство. Что нужно знать о
велосипеде для безопасной езды на нем. Где можно кататься на
велосипеде до 14 лет.
Объяснить значение дорожных знаков, научить понимать их
схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и
дорогах.
Элементы загородной дороги: обочина, пешеходная дорожка – места
для движения пешеходов. Правила движения пешеходов по
загородной дороге.
Проезжая часть – место работы водителей. Почему происходят
дорожно-транспортные происшествия (ДТП)? Как водитель видит
пешеходов-нарушителей?
Показать учащимся опасные места вокруг школы, объекты,
закрывающие обзор улиц и дорог.
Акцентировать внимание первоклассников на дорожные знаки, умение

правила
дорожного
движения
26- Проект №3
27. Правила для
пешеходов.

ориентироваться в дорожной обстановке.

28. Участники
дорожного
движения.
29. Светофор.

Рассмотреть, кто является участником дорожного движения. Роль и
обязанности участников дорожного движения.

30- Проект
31 №4Добрый
светофор.
32 Обязанности
пешеходов.
33. Движение по
дороге в группе.
Экскурсия.
№
1

Тема занятия
Вводное
занятие.

2

Основные
правила
поведения
учащихся
на
улице и дороге.
Практическое
занятие. Почему
на
улице
опасно?
(экскурсия).
Остановочный
путь и скорость
движения.

3-5

6-7

8-9

Пешеходные
переходы.

Кого называют пешеходом? Движение пешеходов по тротуару и
обочине. Формировать представления первоклассников о безопасности
дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам

Дать первоклассникам новое понятие – «светофор», объяснить его
световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зелёному
сигналу светофора.
Формировать представления младших школьников о безопасности
перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором.
Повторить и закрепить правила безопасного поведения на дороге.
Провести воспитательную работу по соблюдению Правил дорожного
движения и безопасного поведения на улицах и дорогах, внушить
учащимся, что дисциплинированность должна стать их привычкой.
Объяснить правила движения по улицам групп детей, которые должны
идти по тротуару, пешеходной дорожки, а если их нет – по обочине, но
лишь днём и в сопровождении взрослых. Переход улицы по
пешеходному переходу по одному и группами.
Отработка практических навыков движения по дороге в группе.
2 класс
Базовое содержание
Повторить правила дорожного движения, изученные в 1 классе.
Наиболее безопасные места для движения пешеходов в микрорайоне,
основные причины детского транспортного травматизма.
Формировать навыки выполнения основных правил поведения
учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского
транспортного травматизма.
Мы учимся соблюдать правила дорожного движения – настольные
игры, макеты. Экскурсии по городу (поселку). Характеристика
улиц, переулков, на которых живут учащиеся.
Остановочный и тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на
величину остановочного пути. Опасность перехода перед близко
едущим транспортом. Особенности движения пешеходов и водителей
по мокрой и скользкой дороге.
Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в
микрорайоне школы. Правила перехода дороги с двусторонним и
односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги.
Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения.
Правила перехода при их наличии. Действия пешеходов при
приближении транспортных средств с включенными спецсигналами.

1011

12
1314
15

16

1718

Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют
пешеходный переход или перекресток.
Нерегулируемые Типы перекрестков.
перекрёстки.
Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.
Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных переходов на
нерегулируемом
перекрестке.
Правила
перехода
нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если
пешеходный переход не обозначен.
Регулировщик и Для чего регулировщику нужны жезл и свисток? Сигналы
его сигналы.
регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет
сигналов регулировщика над сигналами светофора.
Проект № 1 Способствовать овладению младшими школьниками знанием сигналов
«Регулируемая
пешеходных светофоров и сигналов регулировщика.
дорога»
Поездка
на Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при
автобусе
и посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при
троллейбусе.
движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса.
Опасные ситуации, возникающие при этом. Экскурсия на автобусную
остановку.
Поездка
на Правила для пассажиров трамвая на остановках, при посадке, в вагоне и
трамвае
и при выходе. Правила перехода дороги при движении на остановку и
других
видах после выхода из трамвая. Правила пользования маршрутным такси и
транспорта.
легковым автомобилем.
Дорожные знаки Группы дорожных знаков и их назначение. Дорожные знаки: «Дорога с
и
дорожная односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный
разметка.
переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума»,
«Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная
дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса.
Дорожные знаки в микрорайоне школы.

1920

Дорога в школу.

21

Проект №
«Твой
ежедневный
маршрут»
Где можно и где Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть
нельзя играть.
во дворе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по
материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.
Ты
– Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их
велосипедист.
устранение. Правила безопасной езды для юных велосипедистов.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по
материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

22
23

24

Микрорайон школы. Транспорт в микрорайоне школы.
Наиболее опасные перекрестки в микрорайоне школы.
Что изменилось в маршруте школьника по сравнению с 1 классом.
Разбор безопасных путей подхода к школе, дому, кинотеатру, магазину
и т.д.
2 Способствовать овладению младшими школьниками знанием наиболее
безопасного маршрута в школу и домой.

Поездка
город.

за Движение транспорта на загородной дороге. Правила движения
пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную
дорогу. Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через
железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума).

25
26

27
28

2931

3233
34

№
1

2-3

4

5-6
7-8

Дорога глазами Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных
водителей.
условий. Особенности работы водителя. Опасные ситуации,
возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей.
Учусь
читать Познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся
дорожные знаки. дорожных знаков и указателей. Учить детей различать знаки для
водителей и пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного
использования знаний дорожного движения в повседневной жизни.
КВН
«Клуб Воспитывать навыки осознанного знания правил в повседневной жизни.
внимательный
пешеход»
Правостороннее, Объяснить смысл правостороннего, двустороннего и одностороннего
двустороннее и движения транспорта.
одностороннее
движение
транспорта
Игры
и Закрепить знания, умения и навыки учащихся по правилам безопасного
соревнования по поведения на улицах и дорогах с использованием игровых средств.
правилам
безопасного
поведения
на
дорогах.
Почему
дети Расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать
попадают
в целостность
восприятия,
чувства
предвидения
опасности,
дорожные
наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки
аварии.
безопасного поведения.
Итоговое
Закрепить знания и умения по всем темам с помощью модели
занятие.
транспортных средств, макетов средств регулирования, схем улиц и
дорог, настольных игр по ПДД.
3 класс
Тема занятия
Базовое содержание
Вводное занятие Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по
тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как
правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми
людьми.
Правила
Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Рассказ
поведения
об улице и ее составных частях: проезжая часть, тротуар; их значение.
учащихся
на Рассказ о дороге и ее составных частях: проезжая часть, обочина,
улице и дороге.
кювет. Пешеходная и велосипедная дорожки. Составление маршрута
«дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на
этом маршруте.
Как пешеходы и Сформировать у учащихся обобщённые понятия, добиться их
водители
понимания и осмысления; развить умение оценивать действия
поделили
водителей, пешеходов; расширить словарный запас по дорожной
дорогу.
лексике.
Остановочный
Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и
путь и скорость тормозной путь. Особенности движения пешеходов и водителей в
движения.
разное время суток.
Пешеходные
Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.
переходы.
Опасные ситуации при переходе дороги. Примеры дорожнотранспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной

910

Нерегулируемые
перекрёстки.

11

Регулируемые
перекрёстки.
Светофор.

12

Проект
№1
«История
светофора»
Регулировщик и
его сигналы.

13

14

Где ещё можно
переходить
дорогу.

15

Правостороннее
движение
транспортных
средств
и
пешеходов.
Причины
детского
дорожнотранспортного
травматизма.

1617

18

19

2021
22

23

полиции). Анализ причин их возникновения.
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке.
Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом
перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.
Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы
светофоров. Опасные ситуации при переходе проезжей части на
регулируемом перекрестке. Из истории светофора. Экскурсия на
ближайший к школе регулируемый перекресток.
Ознакомить учащихся с историей появления светофора, развивать
интерес к технике, совершенствовать двигательные умения и навыки
безопасного поведения на улицах и дорогах.
Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим
сигналам.
Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией.
Инспектор дорожной полиции, его работа.
Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют
пешеходный переход или перекресток.
Опасные ситуации, возникающие при таком переходе.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми при таких
переходах дороги (по материалам дорожной полиции). Анализ причин
их возникновения.
Ознакомить учащихся с новым понятием «правостороннее движение»,
расширить словарный запас по дорожной лексике, формировать и
развивать целостность восприятия дорожной среды, воспитывать
дисциплинированность соблюдений правил ПДД.

Нарушителями бывают и пешеходы, и водители, развивать
бдительность,
наблюдательность,
осторожность,
дисциплинированность, ответственность за свои поступки; всегда
смотреть во все стороны и прислушиваться к звукам приближающихся
машин; рассмотреть положительные и отрицательные привычки детей
и взрослых на дорогах.
Закрепить правила движения по тротуару, пешеходной дорожке и
на обочине.
и

Безопасное
поведение
тротуарах
обочинах.
Дорога и её
элементы,
правила
поведения
на
ней.
Проект
№2
«Зелёная
дорога»
Виды
автотранспортн
ых средств и их
тормозные
свойства.
Поездка

Вспомнить понятие «проезжая часть дороги», сформировать чувство
предвидения опасности.

Переход дороги на зелёный сигнал светофора является правилом
дорожного движения, даётся установка на правопослушное поведение
по соблюдению сигналов светофора.
Понятие тормозного пути. Факторы, влияющие на величину тормозного
пути. Опасность перехода улицы перед близко идущим транспортом.
Виды автотранспортных средств и их назначение. Продолжать
формировать у учащихся представления о безопасном поведении на
улицах и дорогах. Дать понятие о том, что движущийся транспорт
остановить мгновенно невозможно.
на Правила пользования автобусом и троллейбусом. Правила перехода

автобусе
троллейбусе.
24

2526
27

28

29
3031

3233
34

№
1
2

3
4-5

и дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса или
троллейбуса. Автобусные и троллейбусные остановки в микрорайоне
школы. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по
материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.
Поездка
на Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода
трамвае и других из трамвая. Правила безопасного поведения при пользовании
видах
маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом,
транспорта.
грузовиком.
Дорожные знаки Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей.
и
дорожная Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах
разметка.
запрещено». Таблички. Дорожная разметка, ее назначение и виды.
Проект №3 «О Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам. Название и
чём
говорят предназначение знаков сервиса.
дорожные
знаки»
Сигналы,
Закрепить знание сигналов светофора, регулировщика.
регулирующие
дорожное
движение.
Где можно и где Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом.
нельзя играть.
Опасность игр вблизи железнодорожных путей.
Где можно играть в микрорайоне школы и дома.
Поездка
за Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода
город.
загородных дорог. Опасности, подстерегающие пешехода на
загородной дороге. Примеры дорожно-транспортных происшествий с
детьми за городом (по материалам дорожной полиции). Анализ причин
их возникновения.
Улица глазами Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Причины
водителей.
возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине
пешеходов.
Итоговое
Игра-соревнование по Правилам дорожного движения.
занятие.
Подведение итогов. Награждение лучших учащихся.

Тема занятия
Вводное
занятие.
Безопасность
пассажиров.

Проект №1
Безопасность
пешеходов.
Знаем ли мы
правила
дорожного
движения.

4 класс
Базовое содержание

Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой
движущийся транспорт – угроза безопасности человека. Виды
транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки
автомобилей. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу,
магазин, библиотеку, на стадион и т.п.
Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин,
библиотеку, на стадион и т.п.
Причины
дорожно-транспортных
происшествий
с
детьми:
невыполнение
пешеходами
правил
движения,
несоблюдение
пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность
на улице и в транспорте и др. Обсуждение поведения детей,
нарушающих правила дорожного движения.

6

7

8

9
10

11

Практическое
Настольные игры по ПДД. Закрепление знаний и представлений о
занятие: Знаем
безопасности дорожного движения.
ли мы правила
дорожного
движения
Проверка
Повторение материала по правилам дорожного движения, полученных
знаний правил
в 1,2,3 классах.
дорожного
движения.
Основные
Участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка,
понятия
и вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар,
термины ПДД.
пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд,
транспортное средство, велосипед, жилая зона.
Проект №2
Закрепить полученные понятия.
«Понятия и
термины ПДД».
Предупредитель Подача предупредительных сигналов световыми указателями
ные сигналы. поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и
пешеходов. Сигналы поворотов, торможения, при буксировке
транспортного средства, при аварийной остановке. Подача звуковых
сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда
надо предотвратить дорожно-транспортное происшествие.
Движение
Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги,
учащихся
пешеходному переходу. Порядок движения учащихся в колонне.
группами и в Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования.
колонне.

12

Перевозка
людей.

13

Перевозка
учащихся на
грузовых
автомобилях.

14

Нерегулируемые
перекрестки.

1516
17

Проект № 3
Нерегулируемые
перекрёстки.
Оборудование
автомобилей
специальными
приборами.

18

Труд водителя.

Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой
автомашине? Количество перевозимых людей, меры предосторожности,
скорость движения.
Какие существуют запрещения при перевозке людей?
Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях.
Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка
на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей». Правила
посадки и высадки учащихся. Правила поведения учащихся при
перевозке их на грузовых автомобилях.
Что такое нерегулируемый перекресток? Понятие «равнозначные» и
«неравнозначные» дороги. Как ведут себя водители на
нерегулируемых перекрестках? Какие знаки могут здесь стоять?
Знакомство с группой знаков приоритета.
Закрепить понятия «нерегулируемый перекрёсток», «равнозначные» и
«неравнозначные» дороги, повторить знаки на нерегулируемых
перекрёстках.
Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской
помощи, аварийные. Оборудование автомобилей специальной
окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или
красного цвета. Преимущественное право проезда специальных
автомобилей. Транспортные средства, оборудованные проблесковыми
маячками оранжевого или желтого цвета.
Работа водителя – это напряженный и ответственный труд.
Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения.

19

Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и
облегчает работу водителя. Беседа водителя автомобиля.
Разбор
На макете рассматриваются дорожные ситуации, в которые попадают
дорожных
дети. На имитируемых улицах выставляются различные дорожные
ситуаций на знаки, фигурки пешеходов и игрушечные машинки.
макете.

2021

Проект №4
Ситуации на
дороге.

2223

Дорожные
знаки.

24

25

26
27

28

Проведение
дня безопасности
дорожного
движения в
классе.
Практическое
занятие на
специально
размеченной
площадке.
Основные виды
травм и первая
помощь при них.
Поведение
пассажиров при
неизбежности
ДТП.
Обязанности
велосипедистов.

29

Оценка
дорожных
ситуаций.

30

Практические
упражнения,
тренирующие
глазомер.
Остановочный и
тормозной путь
автомобиля.

31

32

Ответственность
за нарушение.

Сформировать у учащихся осознанное представление о причинах
несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных
ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения,
навыки и привычки безопасного поведения.
Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов.
Проводится конкурс, викторина на лучших знатоков правил дорожного
движения.

Движение групп учащихся по проезжей части на самокатах и
велосипедах. Движение учащихся по тротуарам и пешеходным
переходам. Сигналы регулировщика.
Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной
помощи.
Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного
происшествия. Вызов скорой помощи. Возможность оказания первой
доврачебной помощи.
Правила и место пользования велосипедами. Порядок движения на
улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения. Отработка
сигналов поворота и остановки рукой при движении на велосипеде.
Проблемные дорожные ситуации: отвлечение внимания, закрытый
обзор, «пустынная улица», пешеход стоит на проезжей части в зоне
остановки на нерегулируемом пешеходном переходе, на углу
перекрёстка, возле дома, пешеход идёт вдоль проезжей части.
Рекомендации по правилам безопасного поведения.
Определение расстояния на глаз, оценка различных ситуаций,
требующих рассчитать время и скорость сближения объектов.
Из чего складывается остановочный путь автомобиля. Время реакции
водителя. Тормозной путь автомобиля. Расчёт остановочного пути.
Факторы влияющие на величину остановочного пути. Влияние
погодных условий на безопасность дорожного движения.
Правила дорожного движения – закон для всех, невыполнение которого
предусматривает определённую ответственность. Глава 12 Кодекса РФ
об административных правонарушениях.

33

34

Игры
соревнования
правилам
безопасного
поведения
учащихся
улицах
дорогах.
Итоговые
занятия.

и Формирование умений и навыков использовать знания и
по представления, полученные на занятиях, в повседневной жизни.

на
и
Подведение итогов всего курса в форме викторины, уроков вопросов и
ответов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».