РП Родной язык 8-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кореизская средняя школа
имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова»
муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым

Рассмотрено
Согласовано
на методическом
объединении
замдиректора по УВР
Прот. № 1 от 29.08. 2023 г.
Руководитель
________ Мосюк В.М.
______ Потоцкая Т.В.

Утверждено
директор школы
_________ Баранов О.В.
Пр. № 316 от 29.08.2023 г.

Рабочая программа
по родному языку (русскому)
(соответствует федеральной рабочей программе)
для обучающихся 8-9 классов
базовый уровень ФГОС (ООО)
на 2023-2024 учебный год
учитель Дога Антонина Александровна

2023 г.

1

Данная рабочая программа предназначена для 8-9 классов МБОУ «Кореизская СШ»
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» в 8-9 классах составлена в
соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации».
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021
№ 115 (в действующей редакции);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (с изменениями);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников»;
Законом Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике
Крым» (с изменениями и дополнениями);
Приказом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 27.03.2023
№ 565 «О признании утратившим силу приказа Министерства образования, науки и молодёжи
Республики Крым от 11.06.2021 № 1018» (МР по ведению деловой документации в
государственных и муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных
организациях Республики Крым). Режим доступа: https://www.krippo.ru/files/metod2024/24.pdf.
Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 13.04.2023 №
1988/01-15 (об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2023/2024
учебный год).
Методическими рекомендациями об особенностях преподавания русского языка и
литературы в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2023-2024 учебном году
Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС),
утверждённой приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314;
Учебными планами основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ»,
утверждённым приказом от 29.08.2023 года № 314;
Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ»,
утверждённым приказом от 29.08.2023 № 318.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область
«Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)», представленное в рабочей
программе, соответствует ФГОС ООО, ФРП предмета «Родной язык (русский)».
2

Учебным планом на изучение русского в 8 классе отводится - 34 ч. (1 час в неделю), в 9
классе отводится - 34 ч. (1 час в неделю).
Программа ориентирована на использование учебников:
Русский родной язык. 8 класс : учеб. для обшеобразоват. Организаций / (Александрова О.М., и
др.). – 3-е изд., стер. - М. Просвещение, 2022.
Русский родной язык. 9 класс : учеб. для обшеобразоват. Организаций / (Александрова О.М., и
др.). – 3-е изд., стер. - М. Просвещение, 2022.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего
края,усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
3

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик
процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
4

деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры
этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для
достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта
восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключениеи
делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного
явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений
к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя
причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
5

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст
non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
Коммуникативные УУД
10.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
11.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
6

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления.
Предметные результаты:
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного
общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше
узнать историю и культуру страны;
приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных
метафор;
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;
характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения (с использованием
словарей);
понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских
языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного, с
использованием словарей); сфере функционирования;
комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать
неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять
иноязычные слова;
комментировать исторические особенности русского речевого этикета (обращение);
характеризовать основные особенности современного русского речевого этикета;
объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о
назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые
словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок,
крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение
опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными
стилистическими ресурсами лексики:
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных,
имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с
учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения
современного русского языка;
правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету
или явлению реальной действительности;
соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости;
корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
7

опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом
стилистических норм современного русского языка;
анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать
предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного
языка чужую и собственную речь;
корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного
литературного языка;
редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в
частности родительного и творительного падежей;
соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые
формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого
этикета;
соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения
лексического значения слова и особенностей его употребления;
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для
определения нормативных вариантов произношения и правописания;
использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения
значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе
редактирования текста;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; для
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения
нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и
письменной коммуникации):
использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное,
критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи;
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;
использовать графики, диаграммы, план, схемы для представления информации;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении:
убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений
и др.;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении:
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;
анализировать структурные элементы и языковые особенности письма как жанра
публицистического стиля речи;
8

создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять
реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию
на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
анализировать и создавать тексты публицистических жанров (письмо);
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (8ч.) Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского
фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские)
слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник
развития лексики русского литературного языка. Роль старославянизмов в развитии русского
литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие
старославянизмы. Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной
публицистике. Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой
этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском,
американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и
незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи (12 ч) Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение
гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих;безударный [о] в словах иностранного
происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах
иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение
сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична;произношение твёрдого [н]
перед мягкими [ф'] и [в'];произношение мягкого [н] перед ч и щ. Типичные акцентологические
ошибки в современной речи. Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи.
Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной
речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности
словоупотребления заимствованных слов. Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование
сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание;
согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица
женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование
определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых
стола, две молодых женщины и две молодые женщины). Нормы построения словосочетаний по
типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев). Варианты грамматической
нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало,
немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов
грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Речевой этикет
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в
СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия.
Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой
агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (13 ч) Язык и речь. Виды речевой
деятельности Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый
этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. Текст
как единица языка и речи Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.
9

Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном
общении. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных
доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов,
критика
демонстрации.
Функциональные
разновидности
языка
Разговорная
речь.
Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. Научный стиль речи. Специфика
оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово
на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в
учебнонаучной дискуссии. Правила корректной дискуссии. Язык художественной литературы.
Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.
Итоговый урок –1 ч.
Раздел 1. Язык и культура (6 ч) Русский язык как зеркало национальной культуры и
истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их
национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из
произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних
факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные
тенденции, отдельные примеры).Стремительный рост словарного состава языка, «неологический
бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их
стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования
иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (17 ч) Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение
произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической
нормы как художественный приём. Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической
сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные
ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение
вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные
грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические
ошибки.Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлогапо с
количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять
груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге
– рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление
предлогово‚ по‚ из‚ св составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с
Урала).Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и
творительного
падежа.
Нормы
употребления
причастных
и
деепричастных
оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных
предложений:постановка рядом двух однозначных союзов(но и однако, что и будто, что и как
будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное
предложение лишних указательных местоимений. Отражениевариантов грамматической нормы в
современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Речевой этикет Этика
и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические
нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в
ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч) Язык и речь. Виды речевой
деятельности Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Текст как единица языка и речи Виды
10

преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для
представления информации. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Анекдот,
шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонентана защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в
художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Итоговый урок – 1 ч.

Тематическое планирование
8 класс (34 ч)
№ п/п

Наименование разделов и тем

Учебные часы

1
2
3
4

Язык и культура
Культура речи.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Итоговый урок

8
12
13
1
34ч.

Итого
9 класс (34 ч)
№п/п
1
2
3
4

Наименование разделов и тем

Язык и культура
Культура речи
Речь. Речевая деятельность. Текст
Итоговый урок
Итого

Учебные часы

6
17
10
1
34

ПРИЛОЖЕНИЕ
Критерии оценивания предметных результатов
Процесс оценивания в курсе «Русский родной язык» имеет особенности, которые связаны с
целями изучения этого курса: формированием познавательного интереса, любви, уважительного
отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре. Чрезмерная формализация и
стандартизация контроля может вызвать обратный эффект. В ходе текущего оценивания
целесообразно использовать критериальное оценивание, объектом которого является письменное
11

или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы учеников на основе
критериев, которые заранее согласованы с учениками.
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому
языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять
определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и
правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление
ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное
определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои
суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику,
но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки
зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и
для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений
данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий
или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои
суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки
в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений
и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2»
отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к
успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание
материала.
Оценка «5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на
проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во
времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный
балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и
осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
IV. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера)
оцениваются более строго.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2)
этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность
письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся
только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При
этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется
степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также
наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов
для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного
умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
12

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных
ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
V. Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговаяоценка. Она является единой и
отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по родному русскому языку:
усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое
предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую
подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того,
чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного
года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей
успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам,
отражающим степень владения навыками (грамматическими и речевыми).
Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление
учащимися подготовленных ими проектных заданий. Оценивается как качество выполнения
проектного задания, так и представление результатов проекта перед классом. Предпочтение
отдаётся качественной доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и
представлении следующего проекта учесть результаты предыдущей оценки для создания более
качественного продукта. Темы проектных заданий представлены в рабочих программах по
классам и в учебных пособиях.
Система оценивания проектной и исследовательской деятельности
При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты
проектной деятельности:
1) содержательный компонент;
2) деятельностный компонент;
3) результативный компонент.
При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие
критерии:
1) значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике;
2) правильность выбора используемых методов исследования;
3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;
4) доказательность принимаемых решений;
5) наличие аргументации, выводов и заключений.
Оценивая деятельностный компонент, принимаем во внимание:
1) степень участия каждого исполнителя в выполнении проекта;
2) характер взаимодействия участников проекта.
При оценке результативного компонента проекта учитываем такие критерии, как:
1) качество формы предъявления и оформления проекта;
2) презентация проекта;
3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;
4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;
5) новизна представляемого проекта.
Предлагаем использовать следующее распределение баллов при
оценивании каждого компонента:
0 баллов отсутствие данного компонента в проекте
13

1 балл наличие данного компонента в проекте
2 балла высокий уровень представления данного компонента в проекте
Шкала перевода баллов в школьную отметку:
0–6 баллов – «неудовлетворительно»;
7–12 баллов – «удовлетворительно»;
13–18 баллов – «хорошо»;
19–24 балла – «отлично».
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь. URL:
http://gramota.ru/slovari/info/lop
Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А.
Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm
Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL:
https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL:
http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
146
Образовательный портал Национального корпуса русского языка.
URL: https://studiorum-ruscorpora.ru
Обучающий корпус русского языка. URL:
http://www.ruscorpora.ru/search-school.html
Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru
Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Словари, созданные на основе Национального корпуса русского
языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru
Словарь молодёжного сленга. URL: http://teenslang.su
Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL:
http://doc-style.ru
Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL:
http://litera.ru/stixiya
14

Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL:
http://etymolog.ruslang.ru
Примерные темы проектных и исследовательских работ для 5 класса
1. Из истории русских имён.
2. Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
3. Словарик пословиц о характере человека, его качествах.
4. Словарь одного слова.
5. Календарь пословиц о временах года.
6. Карта «Интересные названия городов моего края/России».
7. Понимаем ли мы язык Пушкина?
8. Этикетные формы обращения.
9. Как быть вежливым?
10. Как назвать новорождённого?
11. Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
12. Слоганы в языке современной рекламы.
13. Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
14. Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель
врачеватель. Что общего и в чём различие.
15. Подготовка альманаха рассказов.
Примерные темы проектных и исследовательских работ для 6 класса
1. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
2. Города-герои России.
3. Русизмы в языках народов России и в иностранных языках.
4. Русские пословицы и поговорки о характере, качествах человека.
5. Героические страницы русской истории в творчестве Н. К. Рериха.
6. Мы живём в мире знаков.
7. Этимология обозначений имён числительных в русском языке.
8. Диалектизмы как средство выразительности в языке художественной
литературы.
9. Словарь одного слова.
10. Словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.
11. Подготовка сборника бывальщин.
12. Поэтический орфоэпический
Примерные темы проектных и исследовательских работ для 7 класса
1. Язык современной рекламы.
2. Русские пословицы и поговорки о вежливости и обходительности.
3. Типы устаревших слов в русском языке.
4. Этикетные формы обращения.
5. Как быть вежливым?
6. Являются ли жесты универсальным языком человечества?
7. Межнациональные различия невербального общения.
8. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
9. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского
языков).
10. Этикет приветствия в русском и иностранных языках.
11. Анализ типов заголовков в современных СМИ.
12. Слоганы в языке современной рекламы.
15

13. Заголовки и лиды в современных средствах массовой информации.
14. Подготовка сборника притч.
15. Разработка личной странички для школьного портала.
16. Памятка на тему «Как правильно употреблять слова эффектный и
эффективный» и т. п.
17. Разработка рекомендаций «Как быть убедительным в споре».
Примерные темы проектных и исследовательских работ для 8 класса
1. О происхождении фразеологизмов.
2. Источники фразеологизмов в русском языке.
3. Словарь одного слова.
4. Этимология обозначений имён числительных в русском языке.
5. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
6. Разработка личной странички в Интернете.
7. Сборник правил ведения корректной дискуссии.
8. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору».
9. Разработка рекомендаций «Как избегать речевой агрессии».
10. Новые слова-заимствования в дисплейных текстах.
11. Приветствия в речи современных школьников.
12. Особенности использования «ты» и «вы» в русском языке.
13. Русский этикет в пословицах и поговорках
Примерные темы проектных и исследовательских работ для 9 класса
1. Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
2. Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
3. Из этимологии фразеологизмов.
4. Карта «Интересные названия городов моего края/России».
5. Названия денежных единиц в русском языке.
6. Интернет-сленг.
7. Межнациональные различия невербального общения.
8. Анализ типов заголовков в современных СМИ.
9. Сетевой знак @ в разных языках.
10. Язык и юмор.
11. Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.
12. Подготовка сборника стилизаций.
13. Новые иноязычные слова в русском языке: благо или зло?
14. «Словарный бум» в русском языке новейшего периода.
15. «Азбука русского мира»: портрет моего современника.
16. Разработка рекомендаций «Правила информационной безопасности при
общении в социальных сетях», «Успешное резюме» и др.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».