РП Родная литература 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кореизская средняя школа
имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова»
муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым

Рассмотрено
на методическом
объединении
Прот. № 1 от 29.08. 2023 г.
Руководитель
______ Потоцкая Т.В.

Согласовано
замдиректора по УВР
________ Мосюк В.М.

Утверждено
директор школы
_________ Баранов О.В.
Пр. № 316 от 29.08.2023 г.

Рабочая программа
по родной литературе (русской)
(соответствует федеральной рабочей программе)
для обучающихся 11 класса
базовый уровень ФГОС (СОО)
на 2023-2024 учебный год
учителя Дога Антонина Александровна

1

2023 г
Данная рабочая программа предназначена для 11 класса МБОУ «Кореизская СШ»
Рабочая программа по предмету «Родная литература (русская)» в 11 классе составлена в
соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021
№ 115 (в действующей редакции);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников»;
Законом Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике
Крым» (с изменениями и дополнениями);
Приказом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 27.03.2023
№ 565 «О признании утратившим силу приказа Министерства образования, науки и молодёжи
Республики Крым от 11.06.2021 № 1018» (МР по ведению деловой документации в
государственных и муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных
организациях Республики Крым). Режим доступа: https://www.krippo.ru/files/metod2024/24.pdf.
Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 13.04.2023 №
1988/01-15 (об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2023/2024
учебный год).
Методическими рекомендациями об особенностях преподавания русского языка и
литературы в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2023-2024 учебном году
Положением о формах, периодичности, порядке текущего
контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в Школе.
Основной образовательной программой среднего общего образования (ФГОС),
утверждённой приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314;
Учебными планами среднего общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ»,
утверждённым приказом от 29.08.2023 года № 314
Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ»,
утверждённым приказом от 29.05.2023 № 318
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования учебный предмет «Родная литература (русская)» входит в предметную
область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)», представленное в рабочей
2

программе, соответствует ФГОС СОО, ФРП предмета «Родная литература (русская)».
Учебным планом на изучение родной литературы (русской) в 11 классе отводится - 34 ч. (1
час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результатом освоения программы по русской литературе на уровне среднего общего
образования являются формирование у обучающихся навыков понимания литературы, воспитание
собственной позиции и эстетического вкуса, развитие творческого мышления, которые
должныстатьсредствомдляформированиямировоззренияиоценкиокружающейдействительности.
Предметные результаты обучения русской литературе в старших классах школы
заключаются в следующем:
В познавательной сфере

умение воспринимать литературные произведения, созданные в той или иной
исторической эпохе, в единстве формы и содержания, формирование потребности в выборочном
чтении умения выявлять в произведении вечные нравственные ценности;

понимание исторической и культурной связи литературных произведений с
эпохой их написания;

знание жизненного и творческого пути писателей-классиков; основных этапов
развития национальной литературы, их особенностей и знаковых явлений;

умение готовить рефераты и доклады, писать сочинения по литературным
произведениями на произвольные темы, умение выполнять творческие работы;

умение использовать литературоведческие термины при анализе истории
литературы.
В ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям национальной литературы;

формирование собственного отношения и оценки к произведениям национальной
литературы, их содержанию, умения устного и письменного высказывания мнения о
произведении, о творчестве писателя и о литературном периоде;

умение интерпретировать прочитанное литературное произведение с учетом
литературного периода, когда оно было создано;

умение оценивать мастерство автора и умение формировать собственное
отношение к нему.
В эстетической сфере:

формирование общего представления об образной природе литературного
произведения, воспитание эстетического вкуса;

воспитание уважения к разным культурам, внимательного и уважительного
отношения к достижениям различных национальных литератур.
Метапредметными результатами обучения русской литературе в старших классах школы
являются следующие:

формирование у обучающихся навыков самостоятельного познания и усвоения
литературных произведений при помощи других видов искусства, формирование постоянного
интереса к литературе и искусству;

воспитание потребности общения на родном языке и уважения к татарскому
языку;

сохранение межкультурных связей, формирование у учащихся представления о
литературе и культуре других народов, воспитание уважения к литературе других народов,
воспитание толерантности;

уделение внимания взаимосвязи, общим чертам татарской и русской литературы в
теме и проблематике, изображении героев, творческих методах, и периодах развития литературы.
3

В результате освоения предмета «Родная литература (русская)» выпускник научится:
•
демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя
примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
•
понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной
литературы(русской)для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
•
осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способ познания жизни;
•
обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативноэстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа;
•
навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих
разные этнокультурные традиции;
•
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт,
а именно:

обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и
подтексты);

использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более)основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;

анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или
развития их характеров;

определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;

анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста
способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на
читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между
счастливой и литрагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например,
ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
–осуществлять следующую продуктивную деятельность:

давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя
целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе
(периоду);

выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
–
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
4

использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и
т.п.);
–
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
–
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
–
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется
исходный текст.
Содержание учебного предмета
11класс
(34 часа)
Введение
Основные тенденции развития литературы в Крыму на рубеже ХIХ и ХХ веков.
Литературно- художественные произведения, поэзия, публицистика.
Обзор крымских
литературно- художественных газет, журналов, альманахов.
Литература ХХ века.
И.А.Бунин. Стихотворения «Кипарисы», «На поднебесном утесе», «Байдарская долина», «На
морском берегу, на скале», «…Светает…Над морем, под пологом туч…», «Учан-Су», «К
прибрежью моря длинная аллея…». Вечность красоты природы. Художественное совершенство
стихов. Повесть «Лика», автобиографический характер повести.
А.И.Куприн. Своеобразие таланта писателя. Очерки «Листригоны» - вдохновенная поэма о
море, мужественных людях, спокойно переносящих невзгоды и привыкших к опасностям.
С.Я.Надсон. Трагическая судьба поэта. «У моря», «На юг, говорили друзья мне, на юг».
Разлад между поэтическими порывами и грубой действительностью. Скорбь, скепсис,
растерянность лирического героя произведений С.Я.Надсона как отражение событий своей эпохи.
К.Бальмонт. Сведения о поэте. «Чары месяца». Нерасторжимая связь человека с природой.
Сопоставление явлений природы и человеческой духовной жизни.
В.Брюсов. Дневниковые записи, цикл стихов «Крым. Черное море» - пейзажные миниатюры.
Лиризм, искренность чувств. Неразрывность человеческого бытия и природы.
М.Волошин. Очерк жизни и творчества. Цикл «Киммерийская весна». Отражение творческой
индивидуальности поэта в его стихах. Многоплановость и символичность образов. Стихотворение
«Дом поэта». Тема Родины и революции, гуманизм поэта.
М.Цветаева. Раннее творчество. Сборник «Юношеские стихи». «Встреча с Пушкиным». «Уж
сколько их упало в эту землю». Романтическое мировосприятие, влюбленность в жизнь. Образ
лирического героя, своеобразие поэтического стиля.
А.Ахматова. Поэма «У самого моря». Романтические мотивы в ранней лирике Напряженность
любовного чувства, соединение внешних примет времени с переживаниями героини
Д.Бедный. «Красная конница на южном фронте». Э.Багрицкий «Пятьдесят первая». Н.Тихонов
«Перекоп». Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь.
К.А.Тренев. Сведения о писателе. Пьеса «Любовь Яровая» - правдивый рассказ о событиях
гражданской войны. Борьба двух непримиримых идеологий. Цельность характера главной
героини. Красочность и многообразие речевых характеристик.
И.С.Шмелев. Очерк жизни и творчества. «Солнце мертвых»- трагический эпос о гражданской
войне; взлеты и падения человеческого духа, гуманистическая патетика. Художественная роль
документа и публицистического начала. Гражданская позиция писателя, пронзительный гуманизм
повести.
М.Горький. «Крымские эскизы». Отражение крымских встреч в рассказах. Поиски решения
нравственных проблем. Очерк «Херсонес Таврический». Призыв писателя к бережному
отношению к историческим памятникам. Актуальность темы для наших дней.
5

В.В.Маяковский. Стихотворения
«Последняя страничка гражданской войны»,
«Канцелярские привычки», «Земля наша обильна». Гражданская позиция поэта. Сатирическое
изображение негативных явлений действительности.
Остап Вишня. Юморески «Вишневі усмішки кримські». Наблюдательность, оптимизм,
любовь к природе, человеку, мягкий юмор писателя.
С.Н. Сергеев-Ценский. Сведения о писателе. Рассказы «Старый врач», «В снегах», «Хитрая
девчонка» (на выбор). Реализм изображаемых событий. Восхищение мужеством простых людей.
И.Сельвинский. Очерк жизни и творчества. Стихотворения
«Юность», «Осень»,
«Экспериментальное». Сборник стихов «О времени, о судьбах, о любви». Восторженная
влюбленность в жизнь. Живописность, любование морской стихией. Особенности стихосложения,
звукопись. Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях «Крым», «Севастополь»,
«Аджимушкай». Психологическая проникновенность и напряженный драматизм в
стихотворениях.
С.Васильев. «Крымский партизан»,
В. Тушнова «Слава», С. Алымов «Черное море».
Восхищение мужеством павших героев, гуманизм произведений.
М.Бирюков. «Чайка». Документальность произведений. Воспевание патриотизма и героизма в
повести.
А.И.Домбровский «Птицы ничего не расскажут». Сведения о писателе. Своеобразие раскрытия
темы Великой Отечественной войны.
Ю. Друнина. Очерк жизни и творчества. Стихотворения «Не радуюсь я сорванным цветам»,
«Гимн дворнягам», «Пираньи», «Черный лес». Гражданская позиция поэта. Поэма
«Аджимушкай», стихотворение «В бухте». Осмысление военной темы, глубина и яркость
переживаний.
А.Вознесенский.
Сведения о поэте. Поэма «Ров». Документальная основа поэмы.
Художественное своеобразие поэмы. Тема ответственности человека за настоящее и будущее.
К.Паустовский. Сведения о писателе. «Я твердо верил в бессмертие мысли..» (Литературные
портреты). Наблюдательность, психологизм, яркость и выразительность языка.
Е. Криштоф «Сто рассказов о Крыме» или сборник рассказов «Крымские каникулы»
(составитель Литвинова А.Л.)
(по выбору учителя). Многообразие тем, сюжетов, образов.
Гордость за свой народ, вера в него.
«Моя земля – земля моих отцов» (тема Родины в творчестве крымских поэтов, А.
Милявский «Крымские этюды», А.Лесин «Рубежи»).
Тенденции развития современной художественной литературы Крыма
(обзор).
Итоговый урок

11 класс
Наименование разделов
№
п/п
1
Вводный урок
2
Литература ХХ века
3
Итоговый урок
ИТОГО

Учебные часы
1
32
1
34
6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».