Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кореизская средняя школа имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым Рассмотрено на методическом объединении Прот. № 1 от 29.08. 2023 г. Руководитель ______ Потоцкая Т.В. Согласовано замдиректора по УВР ________ Мосюк В.М. Утверждено директор школы _________ Баранов О.В. Пр. № 316 от 29.08.2023 г. Рабочая программа по родной литературе (русской) (соответствует федеральной рабочей программе) для обучающихся 11 класса базовый уровень ФГОС (СОО) на 2023-2024 учебный год учителя Дога Антонина Александровна 1 2023 г Данная рабочая программа предназначена для 11 класса МБОУ «Кореизская СШ» Рабочая программа по предмету «Родная литература (русская)» в 11 классе составлена в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 (в действующей редакции); Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228); Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; Законом Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым» (с изменениями и дополнениями); Приказом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 27.03.2023 № 565 «О признании утратившим силу приказа Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 11.06.2021 № 1018» (МР по ведению деловой документации в государственных и муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях Республики Крым). Режим доступа: https://www.krippo.ru/files/metod2024/24.pdf. Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 13.04.2023 № 1988/01-15 (об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2023/2024 учебный год). Методическими рекомендациями об особенностях преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2023-2024 учебном году Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в Школе. Основной образовательной программой среднего общего образования (ФГОС), утверждённой приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314; Учебными планами среднего общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ», утверждённым приказом от 29.08.2023 года № 314 Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ», утверждённым приказом от 29.05.2023 № 318 В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования учебный предмет «Родная литература (русская)» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)», представленное в рабочей 2 программе, соответствует ФГОС СОО, ФРП предмета «Родная литература (русская)». Учебным планом на изучение родной литературы (русской) в 11 классе отводится - 34 ч. (1 час в неделю). Планируемые результаты освоения учебного предмета Результатом освоения программы по русской литературе на уровне среднего общего образования являются формирование у обучающихся навыков понимания литературы, воспитание собственной позиции и эстетического вкуса, развитие творческого мышления, которые должныстатьсредствомдляформированиямировоззренияиоценкиокружающейдействительности. Предметные результаты обучения русской литературе в старших классах школы заключаются в следующем: В познавательной сфере умение воспринимать литературные произведения, созданные в той или иной исторической эпохе, в единстве формы и содержания, формирование потребности в выборочном чтении умения выявлять в произведении вечные нравственные ценности; понимание исторической и культурной связи литературных произведений с эпохой их написания; знание жизненного и творческого пути писателей-классиков; основных этапов развития национальной литературы, их особенностей и знаковых явлений; умение готовить рефераты и доклады, писать сочинения по литературным произведениями на произвольные темы, умение выполнять творческие работы; умение использовать литературоведческие термины при анализе истории литературы. В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям национальной литературы; формирование собственного отношения и оценки к произведениям национальной литературы, их содержанию, умения устного и письменного высказывания мнения о произведении, о творчестве писателя и о литературном периоде; умение интерпретировать прочитанное литературное произведение с учетом литературного периода, когда оно было создано; умение оценивать мастерство автора и умение формировать собственное отношение к нему. В эстетической сфере: формирование общего представления об образной природе литературного произведения, воспитание эстетического вкуса; воспитание уважения к разным культурам, внимательного и уважительного отношения к достижениям различных национальных литератур. Метапредметными результатами обучения русской литературе в старших классах школы являются следующие: формирование у обучающихся навыков самостоятельного познания и усвоения литературных произведений при помощи других видов искусства, формирование постоянного интереса к литературе и искусству; воспитание потребности общения на родном языке и уважения к татарскому языку; сохранение межкультурных связей, формирование у учащихся представления о литературе и культуре других народов, воспитание уважения к литературе других народов, воспитание толерантности; уделение внимания взаимосвязи, общим чертам татарской и русской литературы в теме и проблематике, изображении героев, творческих методах, и периодах развития литературы. 3 В результате освоения предмета «Родная литература (русская)» выпускник научится: • демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; • понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы(русской)для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; • осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способ познания жизни; • обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативноэстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа; • навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции; • в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более)основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой и литрагической развязкой, открытым или закрытым финалом); анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); –осуществлять следующую продуктивную деятельность: давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Выпускник получит возможность научиться: – давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с 4 использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.); – анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; – анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); – анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. Содержание учебного предмета 11класс (34 часа) Введение Основные тенденции развития литературы в Крыму на рубеже ХIХ и ХХ веков. Литературно- художественные произведения, поэзия, публицистика. Обзор крымских литературно- художественных газет, журналов, альманахов. Литература ХХ века. И.А.Бунин. Стихотворения «Кипарисы», «На поднебесном утесе», «Байдарская долина», «На морском берегу, на скале», «…Светает…Над морем, под пологом туч…», «Учан-Су», «К прибрежью моря длинная аллея…». Вечность красоты природы. Художественное совершенство стихов. Повесть «Лика», автобиографический характер повести. А.И.Куприн. Своеобразие таланта писателя. Очерки «Листригоны» - вдохновенная поэма о море, мужественных людях, спокойно переносящих невзгоды и привыкших к опасностям. С.Я.Надсон. Трагическая судьба поэта. «У моря», «На юг, говорили друзья мне, на юг». Разлад между поэтическими порывами и грубой действительностью. Скорбь, скепсис, растерянность лирического героя произведений С.Я.Надсона как отражение событий своей эпохи. К.Бальмонт. Сведения о поэте. «Чары месяца». Нерасторжимая связь человека с природой. Сопоставление явлений природы и человеческой духовной жизни. В.Брюсов. Дневниковые записи, цикл стихов «Крым. Черное море» - пейзажные миниатюры. Лиризм, искренность чувств. Неразрывность человеческого бытия и природы. М.Волошин. Очерк жизни и творчества. Цикл «Киммерийская весна». Отражение творческой индивидуальности поэта в его стихах. Многоплановость и символичность образов. Стихотворение «Дом поэта». Тема Родины и революции, гуманизм поэта. М.Цветаева. Раннее творчество. Сборник «Юношеские стихи». «Встреча с Пушкиным». «Уж сколько их упало в эту землю». Романтическое мировосприятие, влюбленность в жизнь. Образ лирического героя, своеобразие поэтического стиля. А.Ахматова. Поэма «У самого моря». Романтические мотивы в ранней лирике Напряженность любовного чувства, соединение внешних примет времени с переживаниями героини Д.Бедный. «Красная конница на южном фронте». Э.Багрицкий «Пятьдесят первая». Н.Тихонов «Перекоп». Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь. К.А.Тренев. Сведения о писателе. Пьеса «Любовь Яровая» - правдивый рассказ о событиях гражданской войны. Борьба двух непримиримых идеологий. Цельность характера главной героини. Красочность и многообразие речевых характеристик. И.С.Шмелев. Очерк жизни и творчества. «Солнце мертвых»- трагический эпос о гражданской войне; взлеты и падения человеческого духа, гуманистическая патетика. Художественная роль документа и публицистического начала. Гражданская позиция писателя, пронзительный гуманизм повести. М.Горький. «Крымские эскизы». Отражение крымских встреч в рассказах. Поиски решения нравственных проблем. Очерк «Херсонес Таврический». Призыв писателя к бережному отношению к историческим памятникам. Актуальность темы для наших дней. 5 В.В.Маяковский. Стихотворения «Последняя страничка гражданской войны», «Канцелярские привычки», «Земля наша обильна». Гражданская позиция поэта. Сатирическое изображение негативных явлений действительности. Остап Вишня. Юморески «Вишневі усмішки кримські». Наблюдательность, оптимизм, любовь к природе, человеку, мягкий юмор писателя. С.Н. Сергеев-Ценский. Сведения о писателе. Рассказы «Старый врач», «В снегах», «Хитрая девчонка» (на выбор). Реализм изображаемых событий. Восхищение мужеством простых людей. И.Сельвинский. Очерк жизни и творчества. Стихотворения «Юность», «Осень», «Экспериментальное». Сборник стихов «О времени, о судьбах, о любви». Восторженная влюбленность в жизнь. Живописность, любование морской стихией. Особенности стихосложения, звукопись. Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях «Крым», «Севастополь», «Аджимушкай». Психологическая проникновенность и напряженный драматизм в стихотворениях. С.Васильев. «Крымский партизан», В. Тушнова «Слава», С. Алымов «Черное море». Восхищение мужеством павших героев, гуманизм произведений. М.Бирюков. «Чайка». Документальность произведений. Воспевание патриотизма и героизма в повести. А.И.Домбровский «Птицы ничего не расскажут». Сведения о писателе. Своеобразие раскрытия темы Великой Отечественной войны. Ю. Друнина. Очерк жизни и творчества. Стихотворения «Не радуюсь я сорванным цветам», «Гимн дворнягам», «Пираньи», «Черный лес». Гражданская позиция поэта. Поэма «Аджимушкай», стихотворение «В бухте». Осмысление военной темы, глубина и яркость переживаний. А.Вознесенский. Сведения о поэте. Поэма «Ров». Документальная основа поэмы. Художественное своеобразие поэмы. Тема ответственности человека за настоящее и будущее. К.Паустовский. Сведения о писателе. «Я твердо верил в бессмертие мысли..» (Литературные портреты). Наблюдательность, психологизм, яркость и выразительность языка. Е. Криштоф «Сто рассказов о Крыме» или сборник рассказов «Крымские каникулы» (составитель Литвинова А.Л.) (по выбору учителя). Многообразие тем, сюжетов, образов. Гордость за свой народ, вера в него. «Моя земля – земля моих отцов» (тема Родины в творчестве крымских поэтов, А. Милявский «Крымские этюды», А.Лесин «Рубежи»). Тенденции развития современной художественной литературы Крыма (обзор). Итоговый урок 11 класс Наименование разделов № п/п 1 Вводный урок 2 Литература ХХ века 3 Итоговый урок ИТОГО Учебные часы 1 32 1 34 6 7