РП Родная литература 8-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кореизская средняя школа
имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова»
муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым

Рассмотрено
на методическом
объединении
Прот. № 1 от 29.08. 2023 г.
Руководитель
______ Потоцкая Т.В.

Согласовано

Утверждено

замдиректора по УВР
________ Мосюк В.М.

директор школы

_________ Баранов О.В.
Пр. № 316 от 29.08.2023 г.

Рабочая программа
по родной литературе (русской)
(соответствует федеральной рабочей программе)
для обучающихся 8-9 классов
базовый уровень ФГОС (ООО)
на 2023-2024 учебный год
учитель Дога Антонина Александровна

2023 г.

1

Данная рабочая программа предназначена для 5-9 классов МБОУ «Кореизская СШ»
Рабочая программа по предмету «Родная литература (русская)» в 5-9 классах составлена
в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным законом от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации».
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения
от 22.03.2021 № 115 (в действующей редакции);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (с изменениями);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников»;
Законом Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике
Крым» (с изменениями и дополнениями);
Приказом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 27.03.2023
№ 565 «О признании утратившим силу приказа Министерства образования, науки и молодёжи
Республики Крым от 11.06.2021 № 1018» (МР по ведению деловой документации в
государственных и муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных
организациях Республики Крым). Режим доступа: https://www.krippo.ru/files/metod2024/24.pdf.
Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 13.04.2023
№ 1988/01-15 (об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на
2023/2024 учебный год).
Методическими рекомендациями об особенностях преподавания русского языка и
литературы в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2023-2024 учебном году
Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС),
утверждённой приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314;
Учебными планами основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ»,
утверждёнными приказом от 29.08.2023 года № 314;
Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ»,
утверждённым приказом от 29.08.2023 № 318.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «Родная литература (русская)» входит в
предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для
изучения.

2

Содержание учебного предмета «Родная литература», представленное в рабочей
программе, соответствует ФГОС ООО, ФРП предмета «Родная литература (русская)».
Учебным планом на изучение русского языка в 8 классе отводится - 34 ч. (1 час в
неделю), в 9 классе отводится - 17ч. (1 час в неделю).
Программа ориентирована на использование учебников:
Родная русская литература.8 кл. Учебное пособие для общеобразовательных организаций /
Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н.,
Мухаметшина Р.Ф. – М.:Просвещение, 2021.
Родная русская литература. 9 кл. Учебное пособие для общеобразовательных организаций /
Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н.,
Мухаметшина Р.Ф. – М.:Просвещение, 2021.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» должны отражать:
Осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной;
понимание
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира
творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной
культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное
отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность
универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий итребований, корректировать свои действия в
3

соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации ко владению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» должны отражать:
Понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое
пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей
родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской
литературы;
проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице
культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к
литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного
пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;

понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской
литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов,
продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных
смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного
диалога с культурами народов России и мира;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с
русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в
произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих
суждения и оценки по поводу прочитанного;
применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании;
умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений
родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
4

этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Предметные результаты освоения примерной программы по
учебному предмету «Родная литература (русская
Развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об
образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
Развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских
Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
Развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о
Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского
Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
Развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать
самостоятельный смысловой иидейно-эстетический анализ художественного текста;
создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно
отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и
перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с
разными источниками информации и овладения различными способами её обработки и
презентации.

Содержание учебного предмета
8 КЛАСС
РАЗДЕЛ1. РОССИЯ– РОДИНАМОЯ(12 ч)
Преданья старины глубокой(3ч)Легендарный герой земли
русской Иван Сусанин С.Н.Марков.«Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»П. Н. Полевой.
«Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской(3ч)
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»М.А.Кузмин.«Я
знаю вас не по наслышке…»И.И.Кобзев.«Поездка в Суздаль».
В.А.Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы (6 ч)
Волга–русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н.А.Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).
В.С.Высоцкий. «Песня о Волге».
В.В.Розанов. «Русский Нил»(фрагмент).
РАЗДЕЛ2.РУССКИЕ ТРАДИЦИИ(10ч)
Праздники русского мира(4ч)
Троица
И.А.Бунин. «Троица».
С.А.Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
5

Н.И. Рыленков.«Возможно ль высказать без слов…»
И.А.Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома(6ч)
Родство душ
Ф.А.Абрамов. «Валенки».
Т.В.Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А.В. Жвалевский, Е.Б.Пастернак. «Радость жизни».
РАЗДЕЛ3.РУССКИЙХАРАКТЕР– РУССКАЯДУША(12 ч)
Не до ордена – была бы Родина(2 ч)
Дети на войне
Э.Н. Веркин. «Облачный полк»(главы).
Загадки русской души(2 ч)
Сеятель твой и хранитель
И.С.Тургенев.«Сфинкс».
Ф.М.Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках(6ч)
Пора взросления
Б.Л.Васильев. «Завтра была война»(главы).
Г.Н.Щербакова. «Вам и не снилось»(главы)
Лишь слову жизнь дана (2 ч)
Язык поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И.Ф.Анненский. «Третий мучительный сонет».
Резерв на вариативную часть программы–2ч.

9 КЛАСС
РАЗДЕЛ1. РОССИЯ– РОДИНАМОЯ(6ч)
Преданья старины глубокой(2 ч)
Отечественнаявойна1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).А. С. Пушкин.
«Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).М.И.Цветаева.«Генералам
двенадцатого года».
И.И.Лажечников.«Новобранец1812года»(фрагмент).
Города земли русской(2 ч)
Петербург в русской литературе
А.С.Пушкин.«Город пышный, городбедный…»
О.Э.Мандельштам. «Петербургские строфы».
А.А. Ахматова. «Стихи о Петербурге»
(«Вновь Исакийвоблаченьи…»).
Д.С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавныхразворотах…»).
Л.В.Успенский.«Запискистарогопетербуржца»(глава«Фонарики-сударики»).
Родные просторы(2 ч)
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…»(русскаянароднаяпесня).
П.А.Вяземский. «Степь».
И.З.Суриков.« В степи».
А.П.Чехов. «Степь» (фрагмент).
РАЗДЕЛ2.РУССКИЕ ТРАДИЦИИ(5ч)
Праздники русского мира(2ч)
6

Августовские Спасы
К.Д.Бальмонт. «Первый спас».
Б.А.Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е.А.Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е.И.Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома(3ч)
Родительский дом
А.П.Платонов.«На заре туманной юности»(главы).
В.П.Астафьев. «Далёкая и близкая сказка»(рассказ из повести
«Последний поклон»).
РАЗДЕЛ3.РУССКИЙХАРАКТЕР– РУССКАЯДУША(6 ч)
Не до ордена–была бы Родина(2ч)
Великая Отечественная война
Н.П.Майоров. «Мы».
М.В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю.М.Нагибин. «Ваганов».
Е.И.Носов. «Переправа».
Загадки русской души (1 ч)
Судьбы русских эмигрантов
Б.К.Зайцев. «Лёгкое бремя».
А.Т.Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках (1 ч)
Прощание с детством
Ю.И.Коваль. «От Красных ворот»(фрагмент).
Лишь слову жизнь дана(2ч)
«Припадаю к великой реке…»
И.А.Бродский. «Мой народ».
С.А. Каргашин. «Я–русский! Спасибо, Господи!..»

Тематическое планирование
8 класс
№
п/п
1
2
3

Наименование разделов

№
п/п
1
2
3

Наименование разделов

Учебные часы

Раздел1. РОССИЯ—РОДИНА МОЯ
Раздел 2.РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР– РУССКАЯ ДУША
Итого:

6
5
6
17

9 класс
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Раздел 2.РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Итого:

Учебные часы
12
11
11
34
7

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».