МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КОРЕИЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.П. КУЛЕШОВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рассмотрено
на методическом
объединении
Прот. № 1 от 29.08.2023 г.
Руководитель
______ Заянчуковская Л.Н..
Согласовано
Утверждено
замдиректора по УВР
директор школы
________ Щербина Г.И..
_________ Баранов О.В.
Пр. № 314 от 29.08.2023 г.
Рабочая программа
по начальной военной подготовке
для обучающихся
11 класса
уровень базовый ФГОС (СОО)
на 2023-2024 учебный год
учитель Супрун Владимир Николаевич
2023 г.
0
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для
11 классов (ФГОС) МБОУ
«Кореизская СШ»
Рабочая программа по ОВС в 11 классах составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции)
- Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного
общего образования (в действующей редакции);
- Закона Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в
Республике Крым»
- основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС),
утверждённой приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 27.08.2021 г. № 268;
- учебного плана основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская
СШ», утверждённого приказом от 30.08.2022 года № 338 ;
- положения о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ»,
утверждённого приказом от 17.05.2022 № 179/3.
По учебному плану МБОУ «Кореизская СШ» в 2023-2024 учебном году на изучение
НВП в 11 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты изучения предмета «Начальная военная подготовка»
в основной школе
Выпускник на базовом уровне научится:
Основы комплексной безопасности
–
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов,
определяющих правила и безопасность дорожного движения;
–
использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности
дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения
ответственности;
–
оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного
движения;
–
объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности
при управлении двухколесным транспортным средством;
–
действовать согласно указанию на дорожных знаках;
–
пользоваться официальными источниками для получения информации в
области безопасности дорожного движения;
–
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве
пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных
ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
–
составлять модели личного безопасного поведения в повседневной
жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части,
касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);
–
комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны
окружающей среды;
1
–
использовать основные нормативные правовые акты в области охраны
окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения
ответственности;
–
оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
–
распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
–
описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их
воздействия;
–
определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать
в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;
–
опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и
благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для
обращения в случае необходимости;
–
опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
–
пользоваться официальными источниками для получения информации об
экологической безопасности и охране окружающей среды;
–
прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей
среды;
–
составлять модель личного безопасного поведения в повседневной
жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;
–
распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
–
соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих
законодательству РФ;
–
использовать нормативные правовые акты для определения ответственности
за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
–
пользоваться официальными источниками для получения информации о
рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными
хобби;
–
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий
современными молодежными хобби;
–
применять правила и рекомендации для составления модели личного
безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби;
–
распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте,
и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с
сигнальной разметкой;
–
использовать нормативные правовые акты для определения ответственности
за асоциальное поведение на транспорте;
–
пользоваться официальными источниками для получения информации о
правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
–
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
–
составлять модель личного безопасного поведения в повседневной
жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных
ситуаций
–
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в
области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
2
–
использовать основные нормативные правовые акты в области защиты
населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и
реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными
понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных
ситуаций;
–
раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
–
приводить примеры основных направлений деятельности государственных
служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций:
прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные
работы, обучение населения;
–
приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и
социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и
чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
–
объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы,
особенности и последствия;
–
использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы
индивидуального дозиметрического контроля;
–
действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
–
вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
–
прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной
безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
–
пользоваться официальными источниками для получения информации о
защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
–
составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации
–
Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в
Российской Федерации;
–
объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
–
оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
–
раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия
экстремизму, терроризму и наркотизму;
–
объяснять
основные
принципы
и
направления
противодействия
экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;
–
комментировать назначение основных нормативных правовых актов,
составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации;
–
описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие
экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
3
–
пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной
власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в
Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности;
–
использовать основные нормативные правовые акты в области
противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации
для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
–
распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность;
–
распознавать симптомы употребления наркотических средств;
–
описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и
террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических
средств;
–
использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции
Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в
Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической
деятельностью;
–
описывать действия граждан при установлении уровней террористической
опасности;
–
описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической
акции;
–
составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней
террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.
Основы здорового образа жизни
–
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в
области здорового образа жизни;
–
использовать основные нормативные правовые акты в области здорового
образа жизни для изучения и реализации своих прав;
–
оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
–
описывать факторы здорового образа жизни;
–
объяснять преимущества здорового образа жизни;
–
объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и
государства;
–
описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье
человека;
–
раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
–
распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на
репродуктивное здоровье;
–
пользоваться официальными источниками для получения информации о
здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного
здоровья.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
–
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в
области оказания первой помощи;
4
–
использовать основные нормативные правовые акты в области оказания
первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения
ответственности;
–
оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
–
отличать первую помощь от медицинской помощи;
–
распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и
определять мероприятия по ее оказанию;
–
оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
–
вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
–
выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными
способами с использованием подручных средств и средств промышленного
изготовления;
–
действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и
санитарного назначения;
–
составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой
помощи пострадавшему;
–
комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере
санитарно-эпидемиологическом благополучия населения;
–
использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих
прав и определения ответственности;
–
оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия
инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных
инфекционных заболеваний;
–
классифицировать основные инфекционные болезни;
–
определять меры, направленные на предупреждение возникновения и
распространения инфекционных заболеваний;
–
действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения
эпидемиологического или бактериологического очага.
Основы обороны государства
–
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в
области обороны государства;
–
характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и
России;
–
описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные
приоритеты;
–
приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности,
оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
–
приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
–
раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества
РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;
–
разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и
обороны РФ;
–
оперировать основными понятиями в области обороны государства;
–
раскрывать основы и организацию обороны РФ;
5
–
раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
–
объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
–
описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск,
воинских формирований и органов в мирное и военное время;
–
–
–
–
–
характеризовать историю создания ВС РФ;
описывать структуру ВС РФ;
характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
распознавать символы ВС РФ;
приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.
Правовые основы военной службы
–
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в
области воинской обязанности граждан и военной службы;
–
использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих
прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной
службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
–
оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан
и военной службы;
–
раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности
гражданина РФ;
–
характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
–
раскрывать организацию воинского учета;
–
комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
–
использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению
военной службы по призыву, контракту;
–
описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и
альтернативной гражданской службы;
–
объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и
лишения воинского звания;
–
различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
–
описывать основание увольнения с военной службы;
–
раскрывать предназначение запаса;
–
объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
–
раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
–
объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Элементы начальной военной подготовки
–
Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
–
использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой
подготовки;
–
оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
–
выполнять строевые приемы и движение без оружия;
–
выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из
строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
6
–
выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
–
приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
–
описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата
Калашникова;
–
выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и
смазки;
–
описывать порядок хранения автомата;
–
различать составляющие патрона;
–
снаряжать магазин патронами;
–
выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и
патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
–
описывать явление выстрела и его практическое значение;
–
объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули,
пробивного и убойного действия пули при поражении противника;
–
объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
–
выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по
неподвижным целям;
–
объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
–
выполнять изготовку к стрельбе;
–
производить стрельбу;
–
объяснять назначение и боевые свойства гранат;
–
различать наступательные и оборонительные гранаты;
–
описывать устройство ручных осколочных гранат;
–
выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
–
выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
–
объяснять предназначение современного общевойскового боя;
–
характеризовать современный общевойсковой бой;
–
описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок
их оборудования;
–
выполнять приемы «К бою», «Встать»;
–
объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
–
выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках,
на боку);
–
определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной
звезде и признакам местных предметов;
–
передвигаться по азимутам;
–
описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила
использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта
(ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1);
–
применять средства индивидуальной защиты;
–
действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических
характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового
поражения;
–
описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
–
раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
–
выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.
7
Военно-профессиональная деятельность
–
Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;
–
объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
–
оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное
самоопределение по отношению к военно-профессиональной деятельности;
–
характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и
военно-учебных заведениях;
–
использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в
высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД
России, ФСБ России, МЧС России.
Особенности учебно-исследовательской деятельности и проектной работы
старшеклассников
На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус
инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых
для освоения социальной жизни и культуры.
На уровне среднего общего образования проект реализуется самим
старшеклассником или группой обучающихся. Они самостоятельно формулируют
предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и пр.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА( 11 кл)
I. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.
1.1 История Вооруженных Сил России и начало военных реформ до начала XX века.
История Вооруженных Сил России и военные реформы.
Вооруженные Силы Российской Федерации – Защитники нашего Отечества.
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV – XV веках.
Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I,
создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй
половине XIX века, создание массовой армии. Создание Советских Вооруженных
Сил, и их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации,
основные предпосылки проведения реформ.
II. Организационная структура Вооружённых Cил Российской Федерации.
2.1 Виды и рода войск ВСРФ, их назначение и история создания.
Организационная структура Вооружённых Cил Российской Федерации. Виды
Вооруженных Сил и рода войск. Сухопутные войска, Военно-воздушные силы,
Военно-морской флот, отдельные рода войск, ракетные войска стратегического
назначения. История создание и их предназначение.
III. Уставы Вооружённых сил Российской Федерации.
1.1 Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ — закон воинской жизни.
Суточный наряд роты и его обязанности. Практическое несение службы
дневальным. Место дневального, обязанности дневального.
История создания в России воинских уставов. Уставы боевые и общевоинские.
Воинская присяга.
Суточный наряд, его назначение и функции. Дневальный. Обязанности дневального
по роте.
8
1.2 Размещение военнослужащих, распределение времени, повседневный порядок
жизни в воинской части.
Повседневная жизнь военнослужащего в Вооруженных Силах Российской армии.
IV. Строевая подготовка.
4.1 Строй. Управление строем. Обязанности военнослужащих перед построением
и в строю.
Строй и основные его элементы. Выполнение строевых приемов по команде.
Обязанности военнослужащего перед построением и в строю.
4.2 Строевые приемы и движения без оружия. Движения шагом и бегом.
Строевые приемы без оружия. Повороты на месте. Навыки выполнение действий по
командам в движении строевым шагом. Случаи применения движения шагом или
бегом. Техника строевого шага и бега. Отработка строевого шага и движения
подразделения бегом. Движение походным шагом
4.3 Строи отделения (развернутый, походный).
Строи отделения. Навыки в перестроениях из одной шеренги в две и наоборот.
Действия учебной группы в походном строю.
V. Огневая подготовка.
5.1 Назначение и общее устройство автомата и пулемёта Калашникова. Основные
тактико-технические характеристики оружия. Назначение и основные ТТХ
характеристики пистолета Макарова
Автомат Калашникова. Основные характеристики. Пистолет Макарова. Основные
характеристики.
5.2 Неполная разборка и сборка автомата АК-74. Чистка и смазка автомата.
Постановка на хранение.
Сборка и разборка автомата. Способы хранения и поддержания в боевой готовности.
5.3 Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Изготовка к
стрельбе, заряжание, доклады о готовности. Практическая стрельба из
пневматической винтовки с корректировкой стрельбы.
Техника безопасности при обращении с автоматом Калашникова. Способы
устранения неполадок. Практическая стрельба из пневматической винтовки.
5.4 Отработка подготовки к метанию и собственно метание ручных гранат.
Приемы и правила метания ручных наступательных гранат на местности с места на
меткость и дальность.
VI. Тактическая подготовка.
6.1 Действия солдата в бою. Приемы изготовки для ведения прицельного огня из
стрелкового оружия. Способы передвижения в бою. Перебежки, переползания.
Выполнение способов передвижения в бою, используя защитные свойства
местности.
Обязанности солдата в бою. Выбор места для стрельбы. Приемы изготовки для
ведения прицельного огня из стрелкового оружия. Способы передвижения солдата в
бою и выбор способа передвижения (переползания по-пластунски, переползания
боком, переползания на четвереньках)
6.2 Топографическая карта, компас, магнитный азимут.
Умение ориентирование на местности без карты и с помощью карты. Определение
сторон горизонта разными способами. Сущность ориентирование на местности.
9
Использование компаса, часов для определения сторон горизонта по признакам
местных предметов.
6.3 Использование средств индивидуальной защиты. Оказание самопомощи и
взаимопомощи.
Оказание первой медицинской помощи себе и пострадавшему. Применение средств
индивидуальной защиты в бою и при чрезвычайных ситуациях. Транспортировка
пострадавшего.
VII. Физическая подготовка.
7.1 Учебно-тренировочные занятия в спортивном зале: прыжки через коня,
упражнения на брусьях, перенос тяжестей, упражнения для дыхания
Формирование здорового образа жизни. Развитие и поддержание на требуемом
уровне выносливости, силы, быстроты и ловкости. Групповые занятия.
7.2 Учебно-тренировочные занятия на стадионе(спортзале): бег на короткие
дистанции, упражнения на перекладине, бег на средние дистанции. Учебнотренировочные занятия по овладению приемов рукопашного боя.
Укрепление навыков выносливости, силы, быстроты и ловкости. Формирование
навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и
преодолении искусственных препятствий с использованием разнообразных
способов передвижения. Правила и методика применения приемов рукопашного
боя. Воспитание уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и
решительности, инициативы и находчивости, настойчивости и самообладания.
7.3 Учебно-тренировочные занятия .
Тематическое планирование
11 кл
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Наименование темы
Вооружённые сил РФ
Строевая подготовка
Военнослужащий – вооружённый защитник Отечества
Огневая подготовка
Тактическая подготовка
Всего
Кол-во
часов
3
13
10
5
3
34
Список литературы и средств обучения
1. Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным
знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы. 2011.
2. Апакидзе В.В. Строевая подготовка М. Просвещение 1991г.
3. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя, часть III (взвод,
отделение, танк).
4. Военная доктрина Российской Федерации.
5. Военная топография. Б. Бызов – 1986 г.
10
6. Защита от оружия массового поражения. В. Мясников – 1984 г.
7. Инструкция о порядке проверки и оценки строевой подготовки в Вооруженных
Силах Российской Федерации (от 12.4.96 г. № 205/2/202).
8. Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
9. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
10. Наставления по стрелковому делу для различных видов вооружения (АК-74,
РПГ-7, ПМ, КПВТ и др.).
11. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
12. Отравляющие вещества, Воениздат –1992 г.
13. Радиационная, химическая и биологическая защита – управление начальника
РХБЗ Москва 2005 г.
14. Рыбин А. Л. Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное пособие для
учащихся: 5-9 кл. /А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под общ.ред. А. Т.
Смирнова. – М.: Просвещение, 2008
15. Фролов М.П., Юрьева М.В., Шолох В.П., Корнейчук Ю.Ю., Мишин Б.И. Основы
безопасности жизнедеятельности 8-й кл. учеб. Для общеобразоват . учреждений/
Ю.Л. Воробьева–М.: Дрофа, 2016.
16. Смирнов А. Т. Основы военной службы, учебное пособие, М. Дрофа, 2007
17. Справочник младшего командира. Воениздат – 2007 г.
18. Тактика (взвод, отделение, танк). Воениздат – 1985 г.
19. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
20. Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной
службе».
21. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне».
22. Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащего».
23. Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне».
11