РП История Углублённый уровень 11 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кореизская средняя школа
имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова»
муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым

Рассмотрено
на методическом
объединении
Прот. № 1 от 29.08.2023 г.
Руководитель
______ Суглобова С.П.

Согласовано
замдиректора по УВР
________ Мосюк В.М.

Утверждено
директор школы
_________ Баранов О.В.
Пр. № 316 от 29.08.2023 г.

Рабочая программа
по истории
(соответствует федеральной рабочей программе)
для обучающихся 11 класса
углублённый уровень ФГОС (СОО)
на 2023-2024 учебный год
учитель Филипенко Игорь Владимирович

2023 г.

2

Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для 11 класса МБОУ «Кореизская СШ»
Рабочая программа по предмету история в 11 классе составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021
№ 115 (в действующей редакции);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников»;
Законом Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике
Крым» (с изменениями и дополнениями);
Приказом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 27.03.2023
№ 565 «О признании утратившим силу приказа Министерства образования, науки и молодёжи
Республики Крым от 11.06.2021 № 1018» (МР по ведению деловой документации в
государственных и муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных
организациях Республики Крым). Режим доступа: https://www.krippo.ru/files/metod2024/24.pdf.
Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 13.04.2023 №
1988/01-15 (об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2023/2024
учебный год).
Методическими рекомендациями об особенностях преподавания истории в
общеобразовательных организациях Республики Крым в 2023-2024 учебном году
Положением о формах, периодичности, порядке текущего
контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в Школе.
Основной образовательной программой среднего общего образования (ФГОС),
утверждённой приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314;
Учебными планами среднего общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская СШ»,
утверждённым приказом от 29.08.2023 года № 314;
Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ»,
утверждённым приказом от 29.08.2023 № 318.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования учебный предмет «История» входит в предметную область «общественнонаучные предметы» и является обязательным для изучения.

3

Содержание учебного предмета «История», представленное в рабочей программе,
соответствует ФГОС СОО, ФРП предмета «История».
Учебным планом на изучение истории (углублённый уровень) в 11 классе отводится - 136 ч.
(4 часа в неделю).
Программа ориентирована на использование учебников:
– История. Всеобщая история. 1945 год – начало XXI века:11-й класс: базовый уровень: учебник/
В.Р.Мединский, А.О.Чубарьян. – Москва: Просвещение, 2023. – 272 с.: ил.
– История. История России. 1945 год – начало XXI века:11-й класс: базовый уровень: учебник/
В.Р.Мединский, А.В.Торкунов. – Москва: Просвещение, 2023. – 448 с.: ил.
Содержание учебного предмета
Всеобщая история. 1945–2022 гг.
Введение
Мир во второй половине ХХ – начале XXI в. Научно-технический прогресс. Переход от
индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. Изменения на карте мира.
Складывание биполярной системы. Крушение колониальной системы. Образование новых
независимых государств во второй половине ХХ в. Процессы глобализации и развитие
национальных государств. События конца 1980-х – начала 1990-х гг. в СССР и странах
Центральной и Восточной Европы. Концепции нового миропорядка.
122.7.1.2. Страны Северной Америки и Европы во второй половине ХХ – начале XXI в.
От мира к холодной войне. Речь У. Черчилля в Фултоне. Доктрина Трумэна. План
Маршалла. Раскол Германии и образование двух германских государств. Формирование двух
блоков (НАТО и ЕС, СЭВ и ОВД). Биполярный мир.
Соединенные Штаты Америки. Послевоенный экономический подъем. Развитие
постиндустриального общества. Демократы и республиканцы у власти: президенты США и
повороты политического курса. Социальные движения (борьба против расовой сегрегации, за
гражданские права, выступления против войны во Вьетнаме). Внешняя политика США во второй
половине ХХ – начале XXI в. Развитие отношений с СССР, Российской Федерацией.
Страны Западной Европы. Экономическая и политическая ситуация в первые послевоенные
годы. Научно-техническая революция. Становление социально ориентированной рыночной
экономики. Германское «экономическое чудо». Установление V республики во Франции.
Лейбористы и консерваторы в Великобритании. Политические системы и лидеры европейских
стран во второй половине ХХ – начале XXI в. «Скандинавская модель» социальноэкономического развития. «Бурные шестидесятые». Падение диктатур в Греции, Португалии,
Испании. Экономические кризисы 1970-х – начала 1980-х гг. Неоконсерватизм. Предпосылки и
этапы европейской интеграции. Европейский союз (структура, формы экономического и
политического сотрудничества, эволюция).
Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине ХХ – начале XXI в.
Революции второй половины 1940-х гг. и установление коммунистических режимов. Достижения

4

и проблемы социалистического развития в 1950-е гг. Выступления в ГДР (1953), Польше и
Венгрии (1956). Поиски своего пути в странах региона. Югославская модель социализма.
Пражская весна 1968 г. и ее подавление. Движение «Солидарность» в Польше. Перестройка в
СССР и страны восточного блока. События 1989–1991 гг. в странах Центральной и Восточной
Европы, изменения в политическом развитии, экономических системах. Распад Варшавского
договора, СЭВ. Образование новых государств на постсоветском пространстве. Разделение
Чехословакии. Распад Югославии и война на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии.
Развитие восточноевропейских государств в XXI в.: экономика, политика, внешнеполитическая
ориентация, участие в интеграционных процессах.
Страны Азии, Африки во второй половине ХХ – начале XXI в.: проблемы и пути
модернизации
Страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Освободительная борьба и
провозглашение национальных государств в регионе. Выбор путей развития. Проблемы
внешнеполитической ориентации. Китай: гражданская война, провозглашение республики,
социалистический эксперимент, Мао Цзэдун и маоизм, экономические реформы конца 1970-х –
1980-х гг. и их роль в модернизации страны, современное развитие и международный статус
Китая. Разделение Вьетнама и Кореи на государства с разным общественно-политическим строем.
Индия: провозглашение независимости, курс Неру, начало ускоренной индустриализации,
внутренняя и внешняя политика современного индийского государства.
Япония после Второй мировой войны: от поражения к лидерству. Восстановление
суверенитета страны. Японское экономическое чудо. Успехи модернизации. Новые
индустриальные страны (Сингапур, Южная Корея).
Страны Ближнего Востока и Северной Африки. Турция: политическое развитие, процесс
модернизации. Иран: реформы 1960–1970-х гг., исламская революция. Афганистан: смена
политических режимов, роль внешних сил.
Провозглашение независимых государств на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Палестинская проблема. Создание государства Израиль. Египет: выбор путей развития,
внешнеполитический курс. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки
урегулирования на Ближнем Востоке. Политическое развитие арабских стран в конце ХХ – начале
XXI в. «Арабская весна» и смена политических режимов в начале 2010-х гг. Гражданская война в
Сирии.
Страны Тропической и Южной Африки. Этапы провозглашения независимости («год
Африки», 1970–1980-е гг.). Выбор путей развития. Попытки утверждения демократических
режимов и установление диктатур. Система апартеида на юге Африки и ее падение. Сепаратизм.
Гражданские войны и этнические конфликты в Африке.
Страны Латинской Америки во второй половине ХХ – начале XXI в.
Положение стран Латинской Америки в середине ХХ в.: проблемы внутреннего развития,
влияние США. Аграрные реформы и импортозамещающая индустриализация. Националреформизм. Революция на Кубе. Диктатуры и демократизация в странах Латинской Америки.
Революции конца 1960-х – 1970-х гг. (Перу, Чили, Никарагуа). Правоавторитарные диктатуры.
«Левый поворот» в конце ХХ – начале XXI в.
Международные отношения во второй половине ХХ – начале XXI в.

5

Основные этапы развития международных отношений во второй половине 1940-х – 2020х гг. Международные кризисы и региональные конфликты в годы холодной войны (Берлинский
кризис, Корейская война, война в Индокитае, Суэцкий кризис, Кубинский кризис). Создание
Движения неприсоединения. Гонка вооружений. Война во Вьетнаме.
Разрядка международной напряженности в конце 1960-х – первой половине 1970-х гг.
Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Договор о нераспространении ядерного
оружия (1968). Пражская весна 1968 г. и ввод войск государств – участников ОВД в
Чехословакию. Доктрина Брежнева. Урегулирование германского вопроса (договоры ФРГ с СССР
и Польшей, четырехстороннее соглашение по Западному Берлину). Договоры об ограничении
стратегических вооружений (ОСВ). Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
(Хельсинки, 1975 г.).
Ввод советских войск в Афганистан (1979). Возвращение к политике холодной войны.
Наращивание стратегических вооружений. Американский проект СОИ. Провозглашение
советской концепции «нового политического мышления» в 1980-х гг. Революции 1989–1991 гг. в
странах Восточной Европы. Распад СССР и восточного блока.
Международные отношения в конце ХХ – начале XXI в. От биполярного к многополюсному
миру. Россия в современном мире. Тенденции и проблемы европейской интеграции. Региональная
интеграция. Военные конфликты. Международный терроризм.
Развитие науки и культуры во второй половине ХХ – начале XXI в.
Развитие науки во второй половине ХХ в. (ядерная физика, химия, биология, медицина).
Научно-техническая революция. Использование ядерной энергии в мирных целях. Достижения в
области космонавтики (СССР, США). Развитие электротехники и робототехники. Компьютерная
революция. Интернет.
Изменение условий труда и быта людей во второй половине ХХ – начале XXI в. Растущий
динамизм движения человека во времени и пространстве. Распространение телевидения, развитие
СМИ, их место в жизни современного общества, индивида.
Течения и стили в художественной культуре второй половины ХХ – начала XXI в.: от
модернизма к постмодернизму. Литература: поколения и индивидуальности писателей. Развитие
архитектуры: новые технологии, концепции, художественные решения. Живопись. Дизайн.
Музыка: развитие традиций и авангардные течения. Джаз. Рок-музыка. Кинематограф:
технические достижения, жанровое многообразие. Киногерои как общественное явление.
Массовая культура. Молодежная культура. Глобальное и национальное в современной культуре.
Современный мир
Глобальные проблемы человечества. Существование и распространение ядерного оружия.
Проблема природных ресурсов и экологии. Проблема беженцев. Эпидемии в современном мире.
Глобализация, интеграция и проблемы национальных интересов.
Обобщение.

6

История России. 1945–2022 гг.
Введение. Периодизация и общая характеристика истории СССР, России 1945 – начала
2020-х гг.
СССР в 1945–1991 гг.
СССР в 1945–1953 гг.
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и
настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы.
Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация
фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост
беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности.
Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на
выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское
хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в
восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики.
Советский атомный проект, его успехи и значение. Начало гонки вооружений.
Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и
коммерческая торговля. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы
(1947).
Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы.
Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные
репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с космополитизмом. «Дело врачей». Дело Еврейского
антифашистского комитета. Т. Лысенко и лысенковщина.
Сохранение трудового законодательства военного времени на период восстановления
разрушенного хозяйства. Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений.
Положение в «старых» и «новых» республиках.
Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало холодной войны.
Доктрина Трумэна. План Маршалла. Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и
Центральной Европы. Взаимоотношения со странами народной демократии. Создание Совета
экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией. Коминформбюро.
Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание по инициативе СССР
Организации Варшавского договора. Война в Корее.
Наш край в 1945 – начале 1950-х гг.
СССР в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.
Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в
советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву.
Первые признаки наступления оттепели в политике, экономике, культурной сфере. XX съезд
партии и разоблачение культа личности Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире.
Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий

7

и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности
национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная
группа». Утверждение единоличной власти Хрущева.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы.
Шестидесятники. Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Поэтические
вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытие железного занавеса.
Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Развитие
внутреннего и международного туризма. Начало Московских кинофестивалей. Роль телевидения в
жизни общества. Легитимация моды и попытки создания советской моды. Неофициальная
культура. Неформальные формы общественной жизни. Стиляги. Хрущев и интеллигенция.
Антирелигиозные кампании. Гонения на Церковь. Диссиденты. Самиздат и тамиздат.
Социально-экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки
решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель.
Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической политике.
Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения
космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире
женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской
реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей.
Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам.
Расширение прав союзных республик.
Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960х гг. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса,
колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда.
Расширение системы ведомственных НИИ.
ХХII съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового
человека». Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления.
Социальные программы. Реформа системы образования. Движение к государству
благосостояния: мировой тренд и специфика советского социального государства. Общественные
фонды потребления. Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство, хрущевки. Рост
доходов населения и дефицит товаров народного потребления.
Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу.
СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и
стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский
кризис 1962 г.). СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад
колониальной системы и борьба за влияние в странах третьего мира.
Конец оттепели. Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти.
Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева. Оценка Хрущева и его реформ
современниками и историками.
Наш край в 1953–1964 гг.
Советское государство и общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг.

8

Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски
идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация.
Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. Косыгинская
реформа. Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма».
Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы.
Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики.
Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной
индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Цена сохранения СССР
статуса сверхдержавы. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного
комплекса.
Советские научные и технические приоритеты. МГУ им. М.В. Ломоносова. Академия наук
СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в СССР.
Отставание от Запада в производительности труда. Лунная гонка с США. Успехи в математике.
Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Рост
социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема неперспективных
деревень. Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев.
Социальное и экономическое развитие союзных республик. Общественные настроения. Трудовые
конфликты и проблема поиска эффективной системы производственной мотивации. Отношение к
общественной собственности. «Несуны». Потребительские тенденции в советском обществе.
Дефициты и очереди.
Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР.
XXII летние Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей.
Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и другие).
Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын.
Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы.
Цензура и самиздат.
Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией.
Возрастание международной напряженности. Холодная война и мировые конфликты. Доктрина
Брежнева. Пражская весна и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем.
Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика разрядки. Сотрудничество с
США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)
в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем антикоммунистических настроений в Восточной
Европе. Кризис просоветских режимов.
Л.И. Брежнев в оценках современников и историков.
Наш край в 1964–1985 гг. (1ч в рамках общего количества часов данной темы).
Политика перестройки. Распад СССР (1985–1991)
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах.
Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики.
М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее
противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и

9

государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности.
Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации государственных предприятий.
Гласность и плюрализм. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения.
Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в
обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция «социализма с человеческим лицом».
Вторая волна десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношение к
войне в Афганистане. Неформальные политические объединения.
«Новое мышление» Горбачева. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и
провозглашение руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей над классовым
подходом. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск
СЭВ и Организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских
войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение холодной войны. Отношение к
М.С. Горбачеву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире.
Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения.
Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов – высший орган
государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Образование
оппозиционной Межрегиональной депутатской группы. Демократы первой волны, их лидеры и
программы.
Подъем национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских
настроений. Проблема Нагорного Карабаха и попытки ее решения руководством СССР.
Обострение межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия.
Позиция республиканских лидеров и национальных элит.
Последний этап перестройки: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о
руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание
Коммунистической партии РСФСР. I съезд народных депутатов РСФСР и его решения.
Противостояние союзной и российской власти. Введение поста Президента и избрание
М.С. Горбачева Президентом СССР. Избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР. Учреждение в
РСФСР Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая
роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства). Углубление
политического кризиса.
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости
Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация о государственном
суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновления Союза ССР. План автономизации –
предоставления автономиям статуса союзных республик. Ново-Огаревский процесс и попытки
подписания нового Союзного договора. Парад суверенитетов. Референдум о сохранении СССР и
введении поста Президента РСФСР.
Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Нарастание
разбалансированности в экономике. Государственный и коммерческий секторы. Конверсия
оборонных предприятий.
Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная
реформа, трехкратное повышение государственных цен, пустые полки магазинов и усталость
населения от усугубляющихся проблем на потребительском рынке.
Принятие принципиального решения об отказе от планово-директивной экономики и о

10

переходе к рынку. Разработка союзным и российским руководством программ перехода к
рыночной экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый
этап в государственно-конфессиональных отношениях.
Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого
дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти. Распад структур КПСС. Ликвидация
союзного правительства и центральных органов управления. Референдум о независимости
Украины. Оформление фактического распада СССР. Беловежские и Алма-Атинские соглашения,
создание Содружества Независимых Государств (СНГ). Реакция мирового сообщества на распад
СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на
международной арене.
Наш край в 1985–1991 гг.
Обобщение.
Российская Федерация в 1992–2022 гг.
Становление новой России (1992–1999)
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие
ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных
полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с
Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен.
«Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен
и падение жизненного уровня населения. Безработица. Черный рынок и криминализация жизни.
Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности
осуществления реформ в регионах России.
Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической
ситуации. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность
мирного выхода из политического кризиса. Трагические события осени 1993 г. в Москве.
Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 г. Ликвидация
Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие Конституции России
1993 г. и ее значение. Полномочия Президента как главы государства и гаранта Конституции.
Становление российского парламентаризма. Разделение властей. Проблемы построения
федеративного государства. Утверждение государственной символики. Итоги радикальных
преобразований 1992–1993 гг.
Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание
Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Договор с
Татарстаном как способ восстановления федеративных отношений с республикой и
территориальной целостности страны. Взаимоотношения центра и субъектов Федерации.
Опасность исламского фундаментализма. Военно-политический кризис в Чеченской Республике.
Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных
займов. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций.
Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на
энергоносители. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от
экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных

11

активов из страны. Дефолт 1998 г. и его последствия.
Повседневная жизнь россиян в условиях реформ. Общественные настроения в зеркале
социологических исследований. Представления о либерализме и демократии. Проблемы
формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской
деятельности. Возможность выезда за рубеж. Кризис образования и науки. Социальная
поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и детская беспризорность.
«Новые русские» и их образ жизни. Решение проблем социально незащищенных слоев.
Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР.
Новые приоритеты внешней политики. Россия – правопреемник СССР на международной
арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и
странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Вступление России в «Большую семерку».
Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое
сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг.
Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные
политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти.
Президентские выборы 1996 г. Правительства В.С. Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение
ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок в Дагестан. Выборы в
Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.
Наш край в 1992–1999 гг.
Россия в ХХI в.: вызовы времени и задачи модернизации
Политические и экономические приоритеты. Вступление в должность Президента
В.В. Путина и связанные с этим ожидания. Начало преодоления негативных последствий 1990х гг. Основные направления внутренней и внешней политики. Государственная Дума.
Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Создание
Федеральных округов. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение
властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза и борьба с ней.
Урегулирование кризиса в Чеченской Республике. Построение вертикали власти и гражданское
общество. Военная реформа. Экономическое развитие в 2000-е гг. Финансовое положение.
Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г.
Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития.
Крупнейшие инфраструктурные проекты. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой
рыночной экономики. Начало (2005) и продолжение (2018) реализации приоритетных
национальных проектов.
Президент Д.А. Медведев, премьер-министр В.В. Путин. Основные направления внешней и
внутренней политики. Проблема стабильности и преемственности власти.
Избрание В.В. Путина Президентом Российской Федерации в 2012 г. и переизбрание на
новый срок в 2018 г. Вхождение Крыма в состав России и реализация инфраструктурных проектов
в Крыму (строительство Крымского моста, трассы «Таврида» и другие). Начало конституционной
реформы (2020).
Человек и общество в конце XX – начале XXI в. Новый облик российского общества после
распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция.
Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной социальной

12

политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования,
культуры, науки и его результаты.
Демографическая статистика. Снижение средней продолжительности жизни и тенденции
депопуляции. Государственные программы демографического возрождения России. Разработка
семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа
жизни и ее результаты. XXII Олимпийские и XI Паралимпийские зимние игры в Сочи (2014),
успехи российских спортсменов, допинговые скандалы и их последствия для российского спорта.
Чемпионат мира по футболу и открытие нового образа России миру.
Повседневная жизнь. Социальная дифференциация. Качество, уровень жизни и размеры
доходов разных слоев населения. Общественные представления и ожидания в зеркале социологии.
Постановка государством вопроса о социальной ответственности бизнеса.
Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном
пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация. Военнопатриотические движения. Марш «Бессмертный полк». Празднование 75-летия Победы в Великой
Отечественной войне (2020).
Внешняя политика в конце XX – начале XXI в.
Утверждение новой Концепции внешней политики Российской Федерации (2000) и ее
реализация. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных
отношениях. Современная концепция российской внешней политики. Участие в международной
борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Оказание помощи Сирии в
борьбе с международным терроризмом и в преодолении внутриполитического кризиса (с 2015 г.).
Приближение военной инфраструктуры НАТО к российским границам и ответные меры.
Односторонний выход США из международных соглашений по контролю над вооружениями и
последствия для России. Создание Россией нового высокоточного оружия и реакция в мире.
Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. Союзное государство России и Беларуси.
Россия в СНГ и в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС). Формирование Единого
экономического пространства (ЕЭП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Газовые
споры с Украиной. Миротворческие миссии России. Приднестровье. Россия в условиях нападения
Грузии на Южную Осетию в 2008 г. (операция по принуждению Грузии к миру).
Отношения с США и Евросоюзом. Вступление в Совет Европы. Сотрудничество России со
странами ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) и БРИКС. Деятельность «Большой
двадцатки». Дальневосточное и другие направления политики России. Сланцевая революция в
США и борьба за передел мирового нефтегазового рынка.
Государственный переворот на Украине 2014 г. и позиция России. Воссоединение Крыма и
Севастополя с Россией и его международные последствия. Минские соглашения по Донбассу и
гуманитарная поддержка Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной
Республики (ЛНР). Введение США и их союзниками политических и экономических санкций
против России и их последствия. Специальная военная операция на Украине.
Россия в борьбе с коронавирусной пандемией, оказание помощи зарубежным странам. Мир и
процессы глобализации в новых условиях. Международный нефтяной кризис 2020 г. и его
последствия.
Религия, наука и культура России в конце XX – начале XXI в.

13

Повышение общественной роли СМИ и Интернета. Коммерциализация культуры. Ведущие
тенденции в развитии образования и науки. Реформа Академии наук. Модернизация
образовательной системы. Основные достижения российских ученых и недостаточная
востребованность результатов их научной деятельности.
Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Предоставление Церкви
налоговых льгот. Передача государством зданий и предметов культа для религиозных нужд.
Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства,
театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура.
Наш край в 2000 – начале 2020-х гг. (2 ч в рамках общего количества часов данной темы).
122.8. Обобщающее повторение по курсу «История России с древнейших времен до 1914 г.».
Обобщающее повторение данного учебного курса предназначено для систематизации,
обобщения и углубления знаний обучающихся по истории России и истории зарубежных стран с
древнейших времен до 1914 г., а также формирования и развитие у обучающихся умений,
представленных в ФГОС СОО. Высокая степень овладения предметными знаниями и умениями
позволит выпускникам успешно пройти государственную итоговую аттестацию.
Обобщающее повторение в 11 классе предполагает более высокий уровень теоретических
рассуждений и обобщений по сравнению с изучением учебного материала по истории России и
всеобщей истории на уровне основного общего образования. Это означает совершенствование
методики преподавания предмета в направлении применения педагогических технологий,
нацеленных
на
повышение
эффективности
обучения обучающихся,
использование
многофакторного подхода к истории России и всеобщей истории, рассмотрение на уроках
дискуссионных вопросов, использование элементов историографии на уроках и другое
Преподавание всеобщей истории в рамках обобщающего повторения в 11 классе осуществляется в
контексте истории России. Это означает, что в ходе преподавания истории России
устанавливаются хронологические и пространственные связи между событиями истории России и
истории зарубежных стран, проводятся исторические аналогии между событиями, явлениями,
процессами истории России и всеобщей истории, их причинами и последствиями, выявляется
общее и особенное в историческом развитии России и зарубежных стран, определяются причины
различий.
Рекомендуемое распределение учебного времени для повторения учебного курса «История
России с древнейших времен до 1914 г.»
Разделы
I От Руси к Российскому государству
II Россия в XVI–XVII вв.: от великого
княжества к царству
III Россия в конце XVII–XVIII в.:
от царства к империи
IV Российская империя в XIX – начале ХХ в.

Количество часов
7
8
9
10

Систематизация.
Наряду с обзором событий, явлений, процессов, относящихся к отдельным периодам
отечественной истории, правлениям, царствованиям, в ходе повторительного обобщения

14

рекомендуется провести систематизацию фактографического и понятийного материала по
сквозным линиям, сюжетам, позволяющим более целостно представить картину истории России в
ее самобытности и вместе с тем в связях с всеобщей историей.
Русь и соседние племена, государства, народы: характер отношений, политика первых
русских князей.
Внешние угрозы русским землям в XIII в., противостояние агрессии.
Борьба русских земель против зависимости от Орды (XIV–XV вв.).
Объединение русских земель вокруг Москвы (XV–XVI вв.).
Развитие законодательства в едином Русском (Российском) государстве (XV–XVII вв.).
Становление и укрепление российского самодержавия (XV–XVIII вв.).
Земские соборы, их роль в истории России (XVI–XVII вв.).
Процесс закрепощения крестьян (XV–XVII вв.).
Социальные выступления в России в XVII – начале XХ в.
Черты Нового времени в экономическом развитии России в XVII–XVIII вв.
Внешняя политика России в XVIII–XIX вв. Борьба России за выход к Балтийскому и
Черному морям. Русско-турецкие войны (XVIII–XIX вв.).
Крестьянский вопрос и попытки его решения в России в XIX в.
Власть и общество в России в XVIII – начале XX в.: самодержавная монархия, эволюция
отношений.
Великие реформы 1860–1870-х гг.: новые перспективы.
Индустриальное развитие и модернизационные процессы и России в XIX – начале XX в.
Российские первооткрыватели, ученые, изобретатели XVII – начала ХХ в.: место в истории
России и всемирной истории.
Развитие культуры в России в XVII – начале XX в.: традиции, новые веяния, обращение к
основам национальных культур. Архитектурные стили в России в XVII – начале XX в.

15

Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) гражданского воспитания:
осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения
Отечеству; сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена современного российского общества; осознание исторического значения
конституционного развития России, своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным, этническим признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение
взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к
государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям
народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная
убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и
развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского народа; сформированность
нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуации нравственного
выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и
нормы современного российского общества; понимание значения личного вклада в построение
устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, представителям старших
поколений,осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны
мира;способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; осознание значимости для
личности и общества наследия отечественного и мирового искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества; способность выявлять в памятниках художественной культуры
эстетические ценности эпох, к которым они принадлежат; эстетическое отношение к
окружающему миру, современной культуре, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;

16

5) физического воспитания:
формирование ценностного отношения к жизни и здоровью; осознание ценности жизни и
необходимости ее сохранения; представление об идеалах гармоничного физического и духовного
развития человека в исторических обществах и в современную эпоху; ответственное отношение к
своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
6) трудового воспитания:
понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как источника
развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека;
представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий;
формирование интереса к различным сферам профессиональной деятельности; готовность
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные
планы; мотивация и способность к самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой, его
позитивных и негативных проявлений; сформированность экологической культуры, понимание
влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей природной и социальной среде;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
исторической науки и общественной практики; осмысление значения истории как знания о
развитии человека и общества, о социальном и нравственном опыте предшествовавших
поколений; овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого с позиций
историзма, готовность к осуществлению учебной проектно-исследовательской деятельности в
сфере истории; мотивация к дальнейшему, в том числе профессиональному, изучению истории.
Изучение истории способствует также развитию эмоционального интеллекта обучающихся, в
особенности – самосознания (включая способность осознавать на примерах исторических
ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми, понимать свое эмоциональное состояние,
соотнося его с эмоциями людей в известных исторических ситуациях), эмпатии (способность
понимать другого человека, оказавшегося в определенных обстоятельствах), социальных навыков
(способность выстраивать конструктивные отношения с другими людьми, регулировать способ
выражения своих суждений и эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
формулировать проблему, вопрос, требующий решения; разрабатывать план решения
проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем, диаграмм и других);
выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи

17

событий прошлого и настоящего; сравнивать события, ситуации, определяя основания для
сравнения, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы.
Базовые исследовательские действия:
осуществлять поиск нового знания, его интерпретацию, преобразование и применение в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
владеть ключевыми научными понятиями и методами работы с исторической информацией;
определять познавательную задачу, намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом
историзма, основными процедурами исторического познания; создавать тексты в различных
форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории; соотносить полученный
результат с имеющимся историческим знанием, определять новизну и обоснованность
полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах
(сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и других); объяснять сферу применения и
значение проведенного учебного исследования в современном общественном контексте;
применять исторические знания и познавательные процедуры в интегрированных
(междисциплинарных) учебных проектах, в том числе краеведческих.
Работа с информацией:
осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники,
исторические источники, научно-популярная литература, Интернет-ресурсы и другие) – извлекать,
сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию; представлять и использовать
информационные особенности разных видов исторических источников, проводить критический
анализ источника, высказывать суждение о достоверности и ценности содержащейся в нем
информации (в том числе по самостоятельно сформулированным критериям); рассматривать
комплексы источников, выявляя совпадения и различия их свидетельств; сопоставлять оценки
исторических событий и личностей, приводимые в научной литературе и публицистике, объяснять
причины расхождения мнений; использовать средства современных информационных и
коммуникационных технологий с соблюдением правовых и этических норм, требований
информационной безопасности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном
мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности, в том числе
вызывающих разные оценки, определяя свою позицию и обосновывая ее в ходе диалога; выражать
и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; владеть
способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе межкультурного, в школе и
социальном окружении.
Совместная деятельность (сотрудничество):
осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности как
эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную
работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами
команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

18

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий, определять
способ решения; последовательно реализовывать намеченный план действий.
Самоконтроль (рефлексия):
осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов; вносить
коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей; осознавать
свои достижения и слабые стороны в учении, в общении, сотрудничестве со сверстниками и
людьми старших поколений; признавать свое право и право других на ошибки; вносить
конструктивные предложения для совместного решения учебных задач, проблем.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по
отдельным темам программы по истории:
Понимание значимости роли России в мировых политических и социальноэкономических процессах 1945–2022 гг.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
знать мировые политические и социально-экономические процессы 1945–2022 гг., в которых
проявилось значительное влияние России, характеризовать роль нашей страны в этих процессах;
устанавливать причинно-следственные связи, связанные с участием России в мировых
политических и социально-экономических процессах 1945–2022 гг.;
используя знания по истории России 1945–2022 гг., выявлять попытки фальсификации
истории, связанные с принижением и искажением роли России в мировых политических и
социально-экономических процессах.
Умение характеризовать вклад российской культуры в мировую культуру.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
характеризовать этапы развития науки и культуры в России 1945–2022 гг., составлять
развернутое описание памятников культуры России; характеризовать этапы развития мировой
культуры 1945–2022 гг., составлять описание наиболее известных памятников культуры;
характеризовать взаимное влияние культуры России и культуры зарубежных стран, вклад
российских ученых и деятелей культуры в мировую науку и культуру.
Сформированность представлений о предмете, научных и социальных функциях
исторического знания, методах изучения исторических источников.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
объяснять, в чем состоят научные и социальные функции исторического знания; характеризовать и

19

применять основные приемы изучения исторических источников; приводить примеры
использования исторической аргументации в социально-политическом контексте; характеризовать
роль исторической науки в политическом развитии России и зарубежных стран 1945–2022 гг.
Владение комплексом хронологических умений, умение устанавливать причинноследственные, пространственные связи исторических событий, явлений, процессов 1945–
2022 гг.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
называть даты важнейших событий и выделять этапы в развитии процессов истории России
и всеобщей истории 1945–2022 гг.; указывать хронологические рамки периодов истории России и
всеобщей истории 1945–2022 гг.; объяснять основания периодизации истории России и всеобщей
истории 1945–2022 гг., используемые учеными-историками; соотносить события истории России,
региона, других стран с основными периодами истории России и всеобщей истории 1945–2022 гг.,
соотносить события истории родного края, истории России и зарубежных стран 1945–2022 гг.;
устанавливать
причинно-следственные,
пространственные,
временные
связи
между
историческими событиями, явлениями, процессами на основе анализа исторической
ситуации/информации из истории России и зарубежных стран 1945–2022 гг.; делать
предположения о возможных причинах (предпосылках) и последствиях исторических событий,
явлений, процессов истории России и зарубежных стран 1945–2022 гг., используя знания по
истории
и
дополнительные
источники
исторической
информации,
устанавливать
верность/неверность выдвинутых гипотез; излагать исторический материал на основе понимания
причинно-следственных, пространственно-временных связей исторических событий, явлений,
процессов истории России и всеобщей истории 1945–2022 гг.; определять современников
исторических событий, явлений, процессов истории России и всеобщей истории 1945–2022 гг.
Умение анализировать, характеризовать и сравнивать исторические события, явления,
процессы 1945–2022 гг.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
называть характерные, существенные признаки событий, процессов, явлений истории России
и всеобщей истории 1945–2022 гг.; различать в исторической информации по истории России и
всеобщей истории 1945–2022 гг. события, явления, процессы, факты и мнения; группировать,
систематизировать исторические факты истории России и всеобщей истории 1945–2022 гг. по
самостоятельно определяемому признаку; обобщать историческую информацию по истории
России и всеобщей истории 1945–2022 гг.; по самостоятельно составленному плану представлять
развернутый рассказ (описание) о ключевых событиях родного края, истории России и всеобщей
истории 1945–2022 гг. с использованием контекстной информации, представленной в
исторических источниках, учебной, художественной и научно-популярной литературе,
визуальных материалах и других; составлять развернутую характеристику исторических
личностей с описанием и оценкой их деятельности, характеризовать условия и образ жизни людей
в России и других странах 1945–2022 гг., показывая изменения, происшедшие в течение
рассматриваемого периода; на основе изучения исторического материала давать оценку
возможности/корректности сравнения событий, явлений, процессов, взглядов исторических
деятелей истории России и всеобщей истории 1945–2022 гг.; сравнивать исторические события,
явления, процессы, взгляды исторических деятелей истории России и всеобщей истории 1945–
2022 гг. по самостоятельно определенным критериям, на основе сравнения самостоятельно делать
выводы; на основе изучения исторического материала 1945–2022 гг. устанавливать исторические
аналогии.

20

Умение объяснять критерии поиска исторических источников по истории России и
всеобщей истории 1945–2022 гг. и находить их, учитывать при работе специфику
современных источников социальной и личной информации, объяснять значимость
конкретных источников при изучении событий и процессов истории России и истории
зарубежных стран, приобретение опыта осуществления учебно-исследовательской
деятельности.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
анализировать аутентичные исторические источники и источники исторической информации
разных типов по истории России и всеобщей истории 1945–2022 гг. (извлекать и интерпретировать
информацию, сопоставлять данные разных источников, различать представленные в исторических
источниках факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории, соотносить информацию
источника с историческим контекстом, оценивать степень полноты и достоверности,
информационную/художественную ценность источника); самостоятельно определять критерии
подбора исторических источников для решения учебной задачи; самостоятельно подбирать
исторические источники по самостоятельно определенным критериям, используя различные
источники информации с использованием правил информационной безопасности; характеризовать
специфику современных источников социальной и личной информации; на основе анализа
содержания исторических источников и источников исторической информации объяснять
значимость конкретных источников при изучении событий и процессов истории России и истории
зарубежных стран, обосновывать необходимость использования конкретных источников для
аргументации точки зрения по заданной теме; формировать собственный алгоритм решения
историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы,
определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи,
прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими
знаниями; участвовать в выполнении учебных проектов, проводить индивидуальные или
групповые учебные исследования по истории России и всеобщей истории 1945–2022 гг., истории
родного края; публично представлять результаты проектной и учебно-исследовательской
деятельности.
Умение на практике отстаивать историческую правду в ходе дискуссий и других форм
межличностного взаимодействия, а также при разработке и представлении учебных
проектов и исследований по новейшей истории аргументированно критиковать
фальсификации отечественной истории, рассказывать о подвигах народа при защите
Отечества, разоблачать фальсификации отечественной истории.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
на основе знаний по истории России и всеобщей истории 1945–2022 гг. критически
оценивать полученную извне социальную информацию; самостоятельно отбирать факты, которые
могут быть использованы для подтверждения/опровержения какой-либо оценки исторических
событий, формулировать аргументы; определять и аргументировать свое отношение к наиболее
значительным событиям и личностям из истории России и всеобщей истории 1945–2022 гг.;
рассказывать о подвигах народа при защите Отечества, активно участвовать в дискуссиях, не
допуская умаления подвига народа при защите Отечества 1945–2022 гг.; используя знания по
истории России, аргументированно противостоять попыткам фальсификации исторических
фактов, связанных с важнейшими событиями, явлениями, процессами истории 1945–2022 гг.
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по
обобщающему повторению по курсу «История России с древнейших времен до 1914 г.»)
программы по истории:

21

Понимание значимости роли России в мировых политических и социальноэкономических процессах с древнейших времен до 1914 г.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
знать мировые политические и социально-экономические процессы с древнейших времен до
1914 г., в которых проявилось значительное влияние России, характеризовать роль нашей страны
в этих процессах; устанавливать причинно-следственные связи, связанные с участием России в
мировых политических и социально-экономических процессах с древнейших времен до 1914 г.;
используя знания по истории России с древнейших времен до 1914 г., выявлять попытки
фальсификации истории, связанные с принижением и искажением роли России в мировых
политических и социально-экономических процессах.
Умение характеризовать вклад российской культуры в мировую культуру.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
характеризовать этапы развития науки и культуры в России с древнейших времен до 1914 г.,
составлять развернутое описание памятников культуры России; характеризовать этапы развития
мировой культуры с древнейших времен до 1914 г., составлять описание наиболее известных
памятников культуры; характеризовать взаимное влияние культуры России и культуры
зарубежных стран, вклад российских ученых и деятелей культуры в мировую науку и культуру.
Сформированность представлений о предмете, научных и социальных функциях
исторического знания, методах изучения исторических источников.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
объяснять, в чем состоят научные и социальные функции исторического знания;
характеризовать и применять основные приемы изучения исторических источников; приводить
примеры использования исторической аргументации в социально-политическом контексте;
характеризовать роль исторической науки в политическом развитии России с древнейших времен
до 1914 г.
Владение комплексом хронологических умений, умение устанавливать причинноследственные, пространственные связи исторических событий, явлений, процессов с
древнейших времен до 1914 г.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
называть даты важнейших событий и выделять этапы в развитии процессов истории России
и всеобщей истории с древнейших времен до 1914 г.; указывать хронологические рамки периодов
истории России с древнейших времен до 1914 г.; объяснять основания периодизации истории
России с древнейших времен до 1914 г., используемые учеными-историками; соотносить события
истории России, региона, других стран с основными периодами истории России с древнейших
времен до 1914 г., соотносить события истории родного края, истории России и зарубежных стран
с древнейших времен до 1914 г.; устанавливать причинно-следственные, пространственные,
временные связи между историческими событиями, явлениями, процессами на основе анализа
исторической ситуации/информации из истории России и зарубежных стран с древнейших времен
до 1914 г.; делать предположения о возможных причинах (предпосылках) и последствиях
исторических событий, явлений, процессов истории России и зарубежных стран с древнейших
времен до 1914 г., используя знания по истории и дополнительные источники исторической

22

информации, устанавливать верность/неверность выдвинутых гипотез; излагать исторический
материал на основе понимания причинно-следственных, пространственно-временных связей
исторических событий, явлений, процессов истории России и всеобщей истории с древнейших
времен до 1914 г.; определять современников исторических событий, явлений, процессов истории
России и всеобщей истории с древнейших времен до 1914 г.
Умение анализировать, характеризовать и сравнивать исторические события, явления,
процессы с древнейших времен до 1914 г.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
называть характерные, существенные признаки событий, процессов, явлений истории России
с древнейших времен до 1914 г.; различать в исторической информации по истории с древнейших
времен до 1914 г. события, явления, процессы, факты и мнения; группировать, систематизировать
исторические факты истории России с древнейших времен до 1914 г. по самостоятельно
определяемому признаку; обобщать историческую информацию по истории России с древнейших
времен до 1914 г.; по самостоятельно составленному плану представлять развернутый рассказ
(описание) о ключевых событиях родного края, истории России с древнейших времен до 1914 г. с
использованием контекстной информации, представленной в исторических источниках, учебной,
художественной и научно-популярной литературе, визуальных материалах и других; составлять
развернутую характеристику исторических личностей с описанием и оценкой их деятельности,
характеризовать условия и образ жизни людей в России с древнейших времен до 1914 г.,
показывая изменения, происшедшие в течение рассматриваемого периода; на основе изучения
исторического материала давать оценку возможности/корректности сравнения событий, явлений,
процессов, взглядов исторических деятелей истории России с древнейших времен до 1914 г.;
сравнивать исторические события, явления, процессы, взгляды исторических деятелей истории
России с древнейших времен до 1914 г. по самостоятельно определенным критериям, на основе
сравнения самостоятельно делать выводы; на основе изучения исторического материала с
древнейших времен до 1914 г. устанавливать исторические аналогии.
Умение объяснять критерии поиска исторических источников по истории России и
всеобщей истории с древнейших времен до 1914 г. и находить их, объяснять значимость
конкретных источников при изучении событий и процессов истории, приобретение опыта
осуществления учебно-исследовательской деятельности.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
анализировать аутентичные исторические источники и источники исторической информации
разных типов по истории России с древнейших времен до 1914 г. (извлекать и интерпретировать
информацию, сопоставлять данные разных источников, различать представленные излагаемые в
исторических источниках факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории, соотносить
информацию источника с историческим контекстом, оценивать степень полноты и достоверности,
информационную/художественную ценность источника);
самостоятельно определять критерии подбора исторических источников для решения
учебной задачи; самостоятельно подбирать исторические источники по самостоятельно
определенным критериям, используя различные источники информации с соблюдением правил
информационной безопасности; на основе анализа содержания исторических источников и
источников исторической информации объяснять значимость конкретных источников при
изучении событий и процессов истории России и истории зарубежных стран, обосновывать
необходимость использования конкретных источников для аргументации точки зрения по
заданной теме; формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач,

23

включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных
историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого
результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями; участвовать в
выполнении учебных проектов, проводить индивидуальные или групповые учебные исследования
по истории с древнейших времен до 1914 г., истории родного края; публично представлять
результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Умение на практике отстаивать историческую правду в ходе дискуссий и других форм
межличностного взаимодействия, а также при разработке и представлении учебных
проектов и исследований аргументированно критиковать фальсификации отечественной
истории, рассказывать о подвигах народа при защите Отечества, разоблачать
фальсификации отечественной истории.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
на основе знаний по истории России с древнейших времен до 1914 г. критически оценивать
полученную извне социальную информацию;
самостоятельно
отбирать
факты,
которые
могут
быть
использованы
для
подтверждения/опровержения какой-либо оценки исторических событий, формулировать
аргументы;
определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и
личностям из истории России с древнейших времен до 1914 г.;
рассказывать о подвигах народа при защите Отечества, активно участвовать в дискуссиях, не
допуская умаления подвига народа при защите Отечества с древнейших времен до 1914 г.;
используя знания по истории России, аргументированно противостоять попыткам
фальсификации исторических фактов, связанных с важнейшими событиями, явлениями,
процессами истории России с древнейших времен до 1914 г.
Тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Всеобщая история. 1945–2022 гг.
Раздел 1. Всеобщая история. 1945–2022 гг.
1.1. Введение
1.2. Страны Северной Америки и Европы во
второй половине XX – начале XXI в.
1.3. Страны Азии, Африки во второй половине XX
– начале XXI в.: проблемы и пути
модернизации
1.4. Страны Латинской Америки во второй
половине XX – начале XXI в.
1.5. Международные отношения во второй
половине XX – начале XXI в.
1.6. Развитие науки и культуры во второй
половине XX – начале XXI в.
1.7. Современный мир
1.8. Обобщение

Количество часов
Всего Контро Практи
льные ческие
работы работы

1
10
5

2
2
2
1
1

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

24

Итого по разделу
24
История России. 1945–2022 гг.
Раздел 1. Введение
1.1. Введение
1
Итого по разделу
1
Раздел 2. СССР в 1945 - 1991 гг.
2.1. СССР в 1945-1953 гг.
7
2.2. СССР в середине 1950-х -первой половине
10
1960-х гг.
2.3. Советское государство и общество в
12
середине 1960-х-начале 1980-х
2.4. Политика перестройки. Распад СССР (198510
1991)
2.5. Обобщение
1
Итого по разделу
40
Раздел 3. Российская Федерация в 1992-2022 гг.
3.1. Становление новой России (1992–
12
1999)
3.2. Россия в XXI в. : вызовы времени и
24
задачи модернизации
3.3. Обобщение
1
Итого по разделу
37
Обобщающее повторение по курсу «История России с древнейших времен до 1914 г.»
Раздел 1. От Руси к Российскому государству
1.1. Введение. Народы и государства на
1
территории нашей страны в древности
1.2. Образование государства Русь. Русь в конце Х
1
– начале XII в.
1.3. Русь в середине XII – начале XIII в.
1
1.4. Русские земли и их соседи в середине XIII –
1
XIV в.
1.5. Народы и государства степной зоны
1
Восточной Европы и Сибири в XII – XV вв.
1.6. Формирование единого Русского
1
(Российского) государства в XV в.
1.7. Культура Руси с древности до конца XV в.
1
Итого по разделу
7
Раздел 2. Россия в XVI - XVII вв.: от великого княжества к царству
2.1. Россия в XVI в.
2
2.2. Смута в России
2
2.3. Россия в XVII в.
2
2.4. Культурное пространство России в XVI–XVII
2
вв.
Итого по разделу
8
Раздел 3. Россия в конце XVII - XVIII вв.: от царства к империи
3.1. Россия в эпоху преобразований Петра I
2
3.2. Россия в 1725–1762 гг.
2
3.3. Россия в 1762–1801 гг.
2

25

3.4. Россия при Павле I
3.5. Культура народов России в XVIII в.
Итого по разделу
Раздел 4. Российская империя в XIX - начале XX в.
4.1. Россия в 1801–1825 гг.
4.2. Россия в 1825–1855 гг.
4.3. Культура России в первой половине XIX в.
4.4. Великие реформы и пореформенная Россия
4.5. Внутренняя политика Александра III.
Идейные течения и общественные движения
в России в 1880–1890-х гг
4.6. Внешняя политика России во второй
половине XIX в.
4.7. Культура России во второй половине XIX в.
4.8. Россия в начале XX в. Российская империя на
пороге нового века. Россия в системе
международных отношений в начале XX в.
4.9. Общественное движение в России в начале
XX в. Общественное и политическое развитие
России в 1907– 1914 гг.
4.10 Серебряный век российской культуры
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
2
9
1
1
1
1
1

1
1
1

1

1
10
136

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИК
Программа ориентирована на использование учебников:
– История. Всеобщая история. 1945 год – начало XXI века:11-й класс: базовый уровень: учебник/
В.Р.Мединский, А.О.Чубарьян. – Москва: Просвещение, 2023. – 272 с.: ил.
– История. История России. 1945 год – начало XXI века:11-й класс: базовый уровень: учебник/
В.Р.Мединский, А.В.Торкунов. – Москва: Просвещение, 2023. – 448 с.: ил.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
‌Нет данных

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

26

1. ‌ На сайте ГБОУ ДПО РК КРИППО в разделе «В помощь учителю» размещен «Конструктор
урока» по 9 учебным предметам, в т.ч. истории. На данном цифровом ресурсе размещены
видеоуроки ведущих учителей Крыма и текстовые файлы, раскрывающие актуальность
представленных тем уроков, их место в курсе учебного предмета, даны методические разъяснения
по изучению представленной темы урока. Режим доступа: https://www.krippo.ru/.
2. На сайте ГБОУ ДПО РК КРИППО создан «Учительский пантеон Республики Крым»,
содержащий информацию об учителях крымских школ-участниках Великой Отечественной
войны. Материалы могут использоваться при изучении истории Крыма, проведении занятий
внеурочной
деятельности
и
внеклассных
мероприятий.
Режим
доступа:
https://www.krippo.ru/index.php/14-moduli/2708-uchitelskij-panteon-respubliki-krym.
3. Федеральный портал «История.РФ». Режим доступа: https://histrf.ru/.
На портале размещена достоверная информация о фактах и событиях прошлого. Режим доступа:
https://histrf.ru/short-course-of-history;
имеется архив отечественных художественных и документальных фильмов по истории (например,
«Во славу великой Победы». Режим доступа: https://histrf.ru/mediateka/documentary-films/70-letvov);
демонстрируются главные события российской истории в интерактивном виде. Режим доступа:
(https://histrf.ru/mediateka/infografika;
функционирует
интерактивная
карта.
Режим
доступа:
https://histrf.ru/mediateka/interactive/maps/interactive-map;
размещены обучающие видеоролики, например:
«Куликовская битва». Режим доступа:
https://histrf.ru/mediateka/videos/infograficheskie-roliki/f/kulikovskaia-bitva.
4. Все актуальные материалы ГИА размещены на сайте ФГБНУ «Федеральный институт
педагогических измерений». Режим доступа: https://fipi.ru/. (Демонстрационные варианты
контрольных измерительных материалов, тренировочные сборники для подготовки к ГИА для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, видеоконсультации прошлых лет).
Раздел «Аналитические и методические материалы» содержит Методические рекомендации для
учителей, подготовленные на основе типичных ошибок участников ЕГЭ по истории. На сайте
размещены разделы «Навигатор подготовки» и «Методическая копилка» для выпускников.
«Навигатор подготовки» содержит описание проверяемых знаний и умений, тренировочные
задания, рекомендации по самостоятельной подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ, в т.ч. по
истории. В разделе «Методическая копилка» имеются Методические рекомендации для работы с
обучающимися с рисками учебной неуспешности. На сайте размещены Открытые варианты КИМ
ЕГЭ–2022 по 15 предметам. Обновлены Открытые банки заданий ЕГЭ и ОГЭ, в т.ч. по истории.
5. Образовательный портал для подготовки к государственной итоговой аттестации по истории.
Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/, https://oge.sdamgia.ru/.
На портале доступны каталог заданий, варианты для самопроверки, возможность создавать
собственный курс и онлайн-уроки в разделе «Школа», писать электронные письма обучающимся и
получать от них ответы, размещать методические материалы. Для работы с разделом «Школа»
необходима авторизация.
6. «Арзамас» – проект, посвященный истории культуры, гуманитарным наукам.
 Курсы по истории России. Режим доступа: https://arzamas.academy/courses#motherland.
 Курсы по мировой истории. Режим доступа: https://arzamas.academy/courses#history
 История русской культуры (аудиолекции, справочные материалы, главные события
российской культуры; для зарегистрированных пользователей доступны экзамены по модулям
курса. Режим доступа: https://arzamas.academy/university.
7. Боевые действия Красной армии в Великой Отечественной войне. Документы, карты, книги
памяти. Режим доступа: http://bdsa.ru/iyun-1941-arkhiv.
8. Великие битвы России. Режим доступа: https://www.youtube.com/results?search_query=
%23StarMedia.
9. История Государства Российского. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?
v=a6s4jXvzlI8. Цикл видеофильмов, создан по одноименному труду выдающегося историка XIX
века Николая Михайловича Карамзина. Проект охватывает события истории Российского
государства от момента его создания до начала Cмутного времени.
10. Великая Война. Серия видеофильмов, основанных на документальной хронике событий

27

Великой Отечественной войны. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=hDzq67FM0kg.
11. Российское историческое общество. Электронная библиотека Исторических документов.
Режим доступа: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/1-glavnaya.
12. «100 главных документов Российской истории». Режим доступа: http://doc.histrf.ru.
13. «Страна Советов. Забытые вожди» – цикл документальных фильмов о политических деятелях
СССР. аРежим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=4RbiyNOOrnk.
14. История России: базовый курс. 138 видеолекций по истории России с древнейших времен до
конца
XIX
века.
Режим
доступа:
https://www.youtube.com/playlist?
list=PLnbQh4j9gZkK7j7e5UEsgjlpL5I46pb6H
15. «История России в фотографиях». На сайте размещена интерактивная лента времени с 1840
по 1999 годы. Перемещаясь по ленте времени, можно проследить иторию России данного периода
в фотографиях. Сайт содержит также фотоматериалы по культуре России. Режим доступа:
https://russiainphoto.ru.
16. LearningApps.org – бесплатый цифровой ресурс, позволяющий в игровой фоме осуществлять
обобщение изученного материала и контроль знаний. Ресурс содержит большое количество
готовых заданий и предоставляет возможность зарегистрированным пользователям создавать
задания. Режим доступа: https://learningapps.org/register.php .


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».