РП Астрономия 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кореизская средняя школа
имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова»
муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым

Рассмотрено
на методическом
объединении
Прот. № 01 от 29.08. 2023 г.
Руководитель
________Тулупов Г. Ф.

Утверждено

Согласовано

директор школы

замдиректора по УВР
_______ Щербина Г. И.

________ Баранов О.В.
Пр. № 316 от 29.08.2023 г.

Рабочая программа
по астрономии
(соответствует федеральной рабочей программе)

для учащихся 11-А класса
базовый уровень ФГОС (СОО)
на 2023-2024 учебный год
учитель: Тулупов Геннадий Фёдорович

2023 г.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для 10-11 классов МБОУ «Кореизская СШ»
Рабочая программа по предмету астрономия в 10-11 классах составлена в соответствии
с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской
Федерации»;
Федеральным законом от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального
закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 (в действующей редакции);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г.
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г.
№ 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников»;
Законом Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в
Республике Крым» (с изменениями и дополнениями);
Приказом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от
27.03.2023 № 565 «О признании утратившим силу приказа Министерства образования,
науки и молодёжи Республики Крым от 11.06.2021 № 1018» (МР по ведению деловой
документации в государственных и муниципальных дошкольных образовательных и
общеобразовательных
организациях
Республики
Крым).
Режим
доступа:
https://www.krippo.ru/files/metod2024/24.pdf.
Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
13.04.2023 № 1988/01-15 (об учебных планах общеобразовательных организаций
Республики Крым на 2023/2024 учебный год).
Методическими рекомендациями об особенностях преподавания астрономии в
общеобразовательных организациях Республики Крым в 2023-2024 учебном году
Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации, обучающихся в Школе.
Основной образовательной программой среднего общего образования (ФГОС),
утверждённой приказом МБОУ «Кореизская СШ» от 29.08.2023 г. № 314;
Учебными планами среднего общего образования (ФГОС) МБОУ «Кореизская
СШ», утверждённым приказом от 29.08.2023 года № 315
Положением о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Кореизская СШ»,
утверждённым приказом от29.08.2023 № 317

2

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования учебный предмет «астрономия» входит в предметную
область «Естественные науки» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «астрономия», представленное в рабочей
программе, соответствует ФГОС СОО, ФРП предмета «астрономия».
Учебным планом на изучение астрономии в 11 классе отводится - 34 ч. (1 час в
неделю).
Программа ориентирована на использование учебника:
Чаругин В. М. Астрономия. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый
уровень / В. М. Чаругин.—М.: Просвещение, 2018.
Содержание учебного предмета
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной.
Особенности
астрономических
методов
исследования.
Телескопы
и
радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Астрометрия
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное
движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.
Время и календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.
Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия
их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения
планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной
системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил
тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников
Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Небесная механика
Система мира. Законы движения планет. Космические скорости. Межпланетные
полеты.

Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и
Луна – двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами.
Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия,
3

Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной
системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и
метеориты.
Астрофизика и звездная астрономия
Методы астрофизических исследований. Излучение и температура Солнца. Состав
и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная
активность и ее влияние на Землю. Звезды – далекие солнца. Годичный параллакс и
расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов
звезд. Диаграмма «спектр–светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд.
Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды – маяки Вселенной. Эволюция
звезд различной массы.
Галактики. Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики.
Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области
звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы.
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик.
Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла.
Нестационарная Вселенная А.А.Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение.
Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Современные проблемы астрономии
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития
жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические
соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и
радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у
других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

11 Класс. Содержание учебного материала.
(34 часов, 1 час в неделю, резерв 0 час)
Введение в астрономию (2 ч)
Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными
астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем,
звёздами,
звёздными скоплениями,
галактиками, скоплениями
галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их
пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами,
характеризующими свойства
этих небесных тел. Также приводятся
сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских
телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми
небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно
изучать на уроках астрономии.
Астрометрия (5 ч)
4

Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба,
разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии
созвездий, развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся
проследить, как переход от ориентации по созвездиям к использованию небесных
координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел.
Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет и на
основе этого — получение представления о том, как астрономы научились
предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач
астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении календаря.
Небесная механика (4 ч)
Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы:
геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении
планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные
перелёты.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы,
изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии;
понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и
планет-карликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов,
получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о
развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных
представлениях о её происхождении.
Астрофизика и звёздная астрономия (9 ч)
Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических
телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и
результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях
солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том,
как астрономы
узнали
о
внутреннем строении
Солнца
и
как наблюдения
солнечных нейтрино
подтвердили наши
представления
о
процессах
внутри
Солнца;
получить
представление:
об
основных
характеристиках
звёзд, их
взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых
карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают
определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной;
получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и
умирают звёзды.
Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)
Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном
Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней,
рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её
центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а
также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Галактики (3 ч)
5

Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об
определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их
спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них;
получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических
процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во
Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте —
Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности
Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей
теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей
Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели
Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в
начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о
современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения
Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с
помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения
Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся
получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для
жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о
методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Астрономия»
Личностные результаты:
 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
6

 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому
и психологическому здоровью;
 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
 формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и
к гражданскому обществу:
 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных
прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать
собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
 готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;

7

 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения
на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
8

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
 физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной
безопасности.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
9

 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Регулятивные:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Коммуникативные:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Общие предметные результаты освоения программы:
Выпускник на базовом уровне научится:

10



соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием;



самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи
вобразовательной деятельности и жизненных ситуациях;



оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые длядостижения поставленной ранее цели;



сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели
ресурсы;



организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленнойцели;



определять несколько путей достижения поставленной цели;



выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность
расходованияресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;



задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;



сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью;



оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной
деятельности,собственной жизни и жизни окружающих людей.



критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;



распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;



использовать различные модельно-схематические средства для представления
выявленныхв информационных источниках противоречий;



осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебныеи познавательные) задачи;



искать и находить обобщенные способы решения задач;



приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения,
так и вотношении действий и суждений другого;



анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;



выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск



возможности широкого переноса средств и способов действия;



выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения состороны других участников и ресурсные ограничения;



менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть
учеником иучителем; формулировать образовательный запрос и выполнять
консультативные функциисамостоятельно;

11



ставить проблему и работать над ее решением; управлять
совместнойпознавательной деятельностью и подчиняться);



осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(каквнутри образовательной организации, так и за ее пределами);



при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
проектнойкоманды в разных ролях (генератором идей, критиком,
исполнителем, презентующим и т.д.);



развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных(устных и письменных) языковых средств;



распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активнойфазы;



координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия
(илисочетания реального и виртуального);



согласовывать позиции членов команды в процессе работы над
общимпродуктом/решением;



представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности
как передзнакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

Содержание курса
Учебно-тематическое планирование
.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема
Введение
Астрометрия
Небесная механика
Строение Солнечной системы
Астрофизика и звёздная астрономия
Млечный путь
Галактики
Современные проблемы астрономии
Строение и эволюция Вселенной
Экскурсия
Резерв
Итого:

Количество часов
1
5
3
7
7
3
3
3
2
2
0
34

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».