4.8.О школьном ученическом самоуправлении (2022).pdf

2

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании»,
Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы.
Школьное ученическое самоуправление - это самостоятельная деятельность обучающихся
направленная на решение школьных вопросов исходя из интересов обучающихся, а также
традиций школы, на вовлечение каждого школьника в общие дела, общий поиск и творчество.
Самоуправление способствует формированию в школе демократических отношений между
педагогами и обучающимися, защите прав школьников, приобретению учениками знаний, умений
и опыта организационной и управленческой деятельности, воспитывает лидерские качества,
умение общаться, взаимодействовать друг с другом.
Порядок формирования органов ученического самоуправления определяется данным
Положением.
Цели и задачи ученического самоуправления:
Самоуправление создано в целях:
- демократизации образовательного процесса в школе;
- создания условий для реализации детьми и подростками своих интересов и
потребностей;
- поддержки и развития инициатив учащихся в школьной жизни;
- развития социально значимых проектов;
- развития отношений с различными молодёжными организациями.
Основными задачами самоуправления являются:
- координация деятельности членов ученического самоуправления при
осуществлении совместных программ, проектов и инициатив;
- защита прав и законных интересов детей и подростков, обучающихся школы;
осуществление взаимодействия с администрацией школы, педагогическим составом
школы в выработке решений в интересах членов самоуправления; - стимулирование и поддержка
общественно-ценностных инициатив обучающихся;
Деятельность ученического самоуправления строится на следующих основных
принципах:
- добровольность, равноправие всех членов самоуправления, законность и гласность;
- приоритет интересов детей и подростков, приоритет общечеловеческих ценностей;
- неприятие социальной, классовой, национальной, идейной, религиозной вражды и
неприязни;
- уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления;
- коллегиальность принятия решений;
- взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений;
- свобода дискуссий, гласность работы самоуправления.
Общие положения
1.1. Ученический совет школы является исполнительным органом ученического
самоуправления в школе, призванным активно содействовать становлению сплоченного
коллектива как действенного средства воспитания обучающихся, формированию у каждого из них
сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.

3

1.2. В своей деятельности ученическое самоуправление руководствуется Законом РФ "Об
образовании", Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом школы, а также настоящим
Положением и локально-правовыми актами школы.
1.3. Высшим органом ученического коллектива школы является общее собрание или
ученическая конференция, во главе которого находится лидер.
1.4. Ученический совет возглавляет президент школы, избираемый обучающимися 8-11
классов тайным всеобщим голосованием.
1.5. Ученический совет состоит из отделов, возглавляемых председателями подразделений.
1.6. Ученики начального звена школы (1-4 классы) знакомятся с деятельностью
Ученического Совета школы через свое участие в различных школьных и внешкольных
мероприятиях.
1.7. Ученики среднего звена школы (5-8 классы) принимают участие в организации и
проведении различных мероприятий.
2. Цель и задачи школьного самоуправления.
2.1. Цель ученического самоуправления – формирование высоконравственной творческой,
активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры
и содружества учителей и учеников разных возрастов.
2.1.1. Целью деятельности школьной управленческой команды является реализация права
обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.
2.2. Задачами школьного самоуправления являются:
 становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного
коллектива;
 приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных
норм через участие в общественной жизни школы;
 создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности
через предоставление широкого выбора направлений и видов деятельности.;
 развитие творчества, инициативы, формирование активной гражданской позиции
школьников;
 создание условий для развития отношений заботы о друг друге, о младших,
взаимоуважения детей и взрослых.
2.3. Ученический совет школы принимает активное участие в организации трудового
воспитания и профориентации, внеурочной воспитательной работы, развитии самообслуживания,
выработке у обучающихся бережного отношения к общественной собственности, в воспитании
сознательной дисциплины и культуры поведения школьников, способствует выполнению всеми
обучающимися правил внутреннего распорядка школы, единых педагогических требований.
Школьная управленческая команда организует взаимопомощь в учении, помогает в организации и
проведении олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам, является также инициатором
коллективных творческих дел, создает советы по их проведению.
3. Функции школьной управленческой команды
Ученический совет:

4

3.1. Выступает от имени обучающихся при решении вопросов жизни школы: изучает и
формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию
обучающихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию
учебно-воспитательного процесса.
3.2. Содействует реализации инициатив обучающихся во внеучебной деятельности: изучает
интересы и потребности школьников в сфере внеучебной деятельности, создаёт условия для их
реализации.
3.3. Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных
проблем, согласовании интересов обучающихся, учителей и родителей, организует работу по
защите прав обучающихся.
4. Права и обязанности.
4.1. Органы ученического самоуправления обладают реальными правами и несут реальную
ответственность за свою работу.
4.2. Любой ученик школы, равно как и органы школьного ученического самоуправления,
имеет право:
 на уважение своей чести и достоинства, обращение в случае конфликтной ситуации в
высшие органы школьного ученического самоуправления
 выражать и отстаивать личные интересы и интересы своих классов.
 на выбор своих органов ученического самоуправления;
 на участие в управлении школьными делами;
 открыто и корректно выражать свое мнение, критиковать действия органов школьного
самоуправления, высказывать свои предложения для рассмотрения их в дальнейшем.
 объединяться в любые творческие группы, комитеты, клубы и т.д., не противоречащие
своей деятельностью целям и задачам школьного самоуправления, Уставу школы.
 проводить на территории школы собрания и иные мероприятия не реже одного раза в
неделю.
 размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах (на стенде
ученического совета) и в школьных средствах информации, получать время для выступлений
своих представителей на классных часах и родительских собраниях.
 направлять в администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на
них официальные ответы.
 знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить к ним свои
предложения.
 получать от администрации школы информацию по вопросам жизни школы.
 проводить среди учащихся опросы и референдумы.
 пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за
воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий ученического совета.

5

 вносить в администрацию школы предложения по совершенствованию учебновоспитательного процесса в школе.
 устанавливать отношения и организовывать совместную деятельность со школьными
управленческими командами других учебных заведений.
 использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с
администрацией.
 вносить предложения в план воспитательной работы школы.
 представлять интересы обучающихся в органах и организациях вне школы.
 участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского
уровня и выше.
 осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы.
4.3. Обучающиеся, входящие в органы ученического самоуправления обязаны:
 показывать пример в учебе, труде, беречь школьную собственность, соблюдать учебную
и трудовую дисциплину, нормы поведения;
 заботиться об авторитете своей школы;
 информировать классы о своей деятельности.
5. Порядок формирования и структура школьной управленческой команды.
5.1. Система школьного самоуправления имеет 2 уровня:
 первый (базисный) уровень – классное самоуправление;
 второй – школьное самоуправление.
5.2. Ученический совет формируется на выборной основе сроком на один год.
5.3. В состав Ученического самоуправления входят учащиеся 8–11 классов, делегируемые
классными коллективами.
5.4. Ученическое самоуправление самостоятельно определяет свою структуру, избирает из
своего состава президента ученического самоуправления
5.5. Председатель ученического самоуправления выбирается путём прямого тайного
голосования из делегируемых членов школьной управленческой команды.
5.6. В соответствии с основным содержанием учебно-воспитательной деятельности школы
ученическое самоуправление образует отделы:  образования;  досуга;  спорта;  пресс-центр
5.7. Общие функции отделов:
 выработка и принятие решения;
 доведение принятого решения до классов;
 организация выполнения принятого решения;

6

 создание условий для выполнения принятого решения;
 получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка
деятельности, контроль.
5.8. Заседания членов школьной управленческой команды проходят не реже 2 раз в месяц
(по мере необходимости могут проводиться чаще).
5.9. Президент (члены) ученического самоуправления школы принимает участие в работе
педагогического совета, совещаниях при директоре школы, на которых обсуждаются вопросы
жизнедеятельности коллектива обучающихся, подготовка и проведение общешкольных
мероприятий, взаимодействие школы с другими воспитательными учреждениями.
6. Принципы построения и развития школьной управленческой команды.
6.1. Выборность всех органов ученического самоуправления
6.2. Обеспечение развития ученического самоуправления педагогическим руководством.
6.3. Широкая гласность и открытость в деятельности школьной управленческой команды.
6.4. Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни,
деятельности органов школьной управленческой команды.
6.5. Систематическая сменяемость членов органов школьной управленческой команды,
обновление видов деятельности.
6.6. Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов обучающихся.
7. Взаимосвязь с другими органами ученического самоуправления.
7.1.Связь совета с классными коллективами осуществляется через старост, избираемых
классными собраниями.
7.2.Классное собрание - коллективный орган ученического самоуправления в классе проводится не реже одного раза в месяц.
7.3.Классное собрание принимает решения по вопросам деятельности классного коллектива,
заслушивает информацию о решениях школьной управленческой команды, намечает конкретные
меры по выполнению этих решений.
8. Содержание деятельности органов самоуправления.
8.1.Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов
деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами
деятельности являются:
 познавательная деятельность
– предметные недели, встречи, интеллектуальные
консультации (взаимопомощь учащихся в учебе);

игры,

диспуты,

конференции,

 спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций,
спартакиада, соревнования, дни здоровья;
 художественно-эстетическая деятельность

7

– концерты, праздники, конкурсы, встречи;
 шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
 информационная деятельность – информация о жизни классов, школы (информацию
выкладывать в группе школы в ВК).
Обучающиеся принимают
деятельности.

активное

участие в подготовке и организации

видов

9. Основными критериями эффективной деятельности ученического самоуправления в
школе являются:
9.1. Включенность обучающихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и
управление ею.
9.2. Умение обучающихся организовать деятельность коллективов.
9.3. Осознание ответственности за достижение совместных целей.
9.4. Умение анализировать и определять программу на перспективу.
10. Условия исключения из состава школьной управленческой команды. Участник
Ученического самоуправления может быть исключен из состава школьной управленческой
команды большинством голосов при:
- не соблюдении основных прав и обязанностей, прописанных в данном положении;
- нарушении школьных правил и дисциплины;
- непосещении заседаний ученического самоуправления более 3 раз без уважительной
причины;
- бездействие и безынициативность членов ученического самоуправления.
11.Заключительные положения.
11.1 Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения;
11.2. Изменения в настоящее положение вносятся школьной управленческой команды по
предложению ученического самоуправления (школьной ученической конференции).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».